Найти тему

Свобода или Ограничения - что сначала?

Свобода и Правила являются по сути антиподами. Ведь любые Правила неизбежно ограничивают свободу. И здесь всё равно какие это законы - хорошие ли, плохие, разумные и не разумные - так, или иначе, взятые, что называется, "по модулю", они являются некими рамками, выход за пределы которых запрещён.

Вопрос нужны ли Ограничения, то бишь Правила, надеюсь, не стоит у нормального человека, ведь он существо исключительно социальное и всегда продукт общества, использующего те, или иные правила. Редкие духовные личности, выходя за рамки правил социума, всё равно ориентируются на Законы и Ограничения, просто другого, более высокого порядка. Кроме того, просветлённые люди в первую очередь отличаются от фарисеев умением своевременно их применять, без ущерба для самой жизни.

Сегодня мы ставим вопрос по-другому: что сначала - Правила, или Свобода? Ответ будет содержать нюансы, так как взрослые и дети находятся несколько в разных ситуациях. Начнём с детей.

Пока у ребёнка не сформированы элементарные понятия о своей зависимости от мира, от окружения и, в первую очередь, от родителей, жёстко ограничивать его свободу просто бесполезно и бессмысленно. Но ситуация меняется, когда появляется способность оценивать себя как личность.

Ведическая культура предполагает, что примерно до пяти лет можно не грузить детей какими-то правилами, давая им, по возможности, максимум свободы для непосредственного познания окружающей среды. Неспособность ребёнка осознать свою зависимость от старших не позволит добиться от него послушания иным способом, как насилием, что неизбежно приведёт к негативным последствиям в будущем. В каком-то смысле это верно, но многие западные психологи, а также мой личный опыт, говорят о том, что возможно и даже необходимо включать другие, более мягкие методы, влияющие на поведение ребёнка значительно раньше.

непосредственное восприятие
непосредственное восприятие

Однако, примерно после пяти лет ситуация меняется. Зарождающийся анализ может привести ребёнка к ложной идее того, что все окружающие должны ему служить и выполнять все его желания. Если они не выполняются, надо лишь проявить настойчивость, закапризничать, заплакать, затопать ногами.

На этом важном этапе следует донести ему идею иерархии, которую крайне важно продемонстрировать и на собственном примере - жена подчиняется мужу, как главе семейства, младшие братья старшим и так далее. Тогда ребёнку проще "вписаться" в свод действующих правил системы. На этом этапе Послушание является основой, необходимым базовым условием воспитания и передачи знаний о мире.

подробнее о роли и взаимоотношениях Ума и Чувств рекомендую лекции Александра Хакимова
подробнее о роли и взаимоотношениях Ума и Чувств рекомендую лекции Александра Хакимова

Ребёнку объясняют, что бельчата должны слушаться своих мам, иначе они погибнут, зайчата также и так далее. Таким образом, постепенно развивается разум, ориентирующийся не на парадигму "нравится/не_нравится", а на "полезно/вредно". При этом взрослые становятся источником знаний о том, "что такое хорошо, а что такое плохо".

С этих пор основной поток информации, поступающий в личность, будет сопряжён с Правилами и Законами. Это и азбука и правописание, и таблица умножения, это элементарный этикет за столом, в обществе и так далее. Это важнейший период в развитии человека, причём не такой уж и длинный. Дело в том, что по наступлении периода полового созревания способность принимать знания непосредственно, не критически пропадает. Подросток начинает активно проявлять "самость", всё подвергает сомнению, во всём инстинктивно ищет противоречия, отвергает любые догмы и аксиомы. В итоге любую информацию, поступающую от взрослых, он воспринимает как насилие.

-4

Поэтому так важно вложить в ребёнка до этого времени наиболее ценные принципы - дружбы, достоинства, чистоты, правды, искренности, доброты и милосердия, список можно продолжить. Теперь он должен проверить всё сам, обжечься и наесться. Принципы, заложенные в детстве, рано или поздно, обязательно всплывут, получат свои необходимые иллюстрации, и будут являться уже более сильным, более конкретным камертоном по жизни.

Если этот важнейший период, сопряжённый с послушанием как основой получения важнейших принципов, будет использован лишь для реализации желаний, то после полового созревания молодой человек попадёт во власть сильнейшей энергии, обуздать и отрегулировать которую ему будет не под силу. Не будет внутренней, "законной" опоры для её сдерживания, самой идеи "ограничения во имя" (открываем скобки: нравственности, чести, ответственности и т.д.). Это прямая дорога к бесконечным попыткам удовлетворить все свои желания, ведущая, как мы понимаем, к неизбежным противоречиям с миром и страданиям.

-5

Умение принимать данность, быть довольным, ценить то, что имеется, являются крепчайшей основой для счастья, которое не должно зависеть от изменчивых обстоятельств.

Всю эту историю можно сравнить с правильным употреблением "живой и мёртвой воды", о которой все читали в сказках (кто не читал, лучше восполнить пробел). Разрубленные части мёртвого тела сначала соединяют в соответствии с анатомическими законами, а затем поливают "мёртвой водой", но ни в коем случае не "живой". Почему именно так? Если части не соединить, они не срастутся. Мёртвая вода восстанавливает Целостность.

И стал над рыцарем старик, И вспрыснул мертвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвел; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встает Руслан...  (А.С. Пушкин "Руслан и Людмила. Иллюстрация Кочергина)
И стал над рыцарем старик, И вспрыснул мертвою водою, И раны засияли вмиг, И труп чудесной красотою Процвел; тогда водой живою Героя старец окропил, И бодрый, полный новых сил, Трепеща жизнью молодою, Встает Руслан... (А.С. Пушкин "Руслан и Людмила. Иллюстрация Кочергина)

Если же разрозненные части полить "живой водой", они приобретут самостоятельность и расползутся, как в фильме ужасов. То же самое происходит с сознанием человека, в котором по представлениям древних китайцев, живут десять Душ двух субстанций: Хунь и По. Три души Хунь принадлежат к Небесной субстанции, семь По к Земной. Подробнее об этом читайте статью "Жизнь как равновесие Душ Хунь и По".

Соответственно, все десять Душ должны иметь консенсус по всем вопросам, которые всегда решаются коллегиально. Отсутствие общего решения вызывает конфликт, который выражается в неустойчивости психики человека, вплоть до болезненных состояний, которые западная медицина квалифицирует как шизофрению и раздвоение личности. На самом деле, речь может идти не о раздвоении, а о "раздесятирении" личности.

Именно Законы мироздания, передаваемых человечеству Небом, Богом через откровения пророков, создают общий цементирующий состав - Правила и ориентиры, соединяющие различные стремления и побуждения не только социума, но и индивидуальной личности.

Сами по себе любые Законы мертвы. Они изначально находятся в некой абстрактной плоскости для человека, ведь Небесная сфера ему не доступна, на земле действуют законы жизни. Принудительное, жёсткое, формальное следование им на самом деле входит в противоречие с жизнью. Ярчайший исторический пример тому фарисеи Израиля, не принявшие приход Иисуса и Его Новый Завет, основывающийся уже не на букве Закона, а на его Духе.

В каком-то смысле такая же революция произошла в Китае, когда Вэнь Ван открыл и записал скорректированный, Посленебесный порядок вещей в противовес абстрактно правильному Прежденебесному порядку, открытому легендарным Фу Си. Оба порядка должны учитываться, как две истины - Абсолютная и Относительная. Обе истины всегда являются истинами, но могут противоречить друг другу. Задача человека соединить их в Единое. Тот, кому это удаётся, приобретает титул "Цзы" - Познавший Единое, которую мы видим как приставку к всемирно известным именам Лао, Чжуан и Кун.

Лао Цзы на буйволе (символ обуздания чувств), рядом ребёнок (непосредственность восприятия)
Лао Цзы на буйволе (символ обуздания чувств), рядом ребёнок (непосредственность восприятия)

Взрослый человек, совершая в течении жизни труд по претворению в свою жизнь различных Правил и Законов, приобретает определённую закрепощенность. Теряется непосредственное восприятие, возвращение к которому призывал тот же Иисус, говоря "будьте как дети". Кстати, графема "Цзы" также, кроме смысла Единства, имеет значение "ребёнок". Ну а принципы Естественности и Следования Дао полнее всего изложены, конечно же, в даосских трактатах.

Итак, если действие "мёртвой воды" свершилось, на повестку дня встаёт вопрос "оживления" тела. Это, пожалуй, самый трудный и длинный период в жизни человека, так как "жизненность" не должна вытеснять, отменять "правила". Раскрепощённость и независимость от сковывающего давления извне должны опираться на крепкий внутренний стержень, связывающий человека с Небом, его Законами. Просто правила должны приобрести главное качество - Уместность, в которой центральным звеном является фактор Времени. Своевременность применения лекарства определит успех лечения.

точность это прежде всего своевременность
точность это прежде всего своевременность

Любые действия, произведённые не вовремя, не принесут должного плода. Не вовремя посадил зерно - оно не взойдёт. Не вовремя, преждевременно дали какие-то знания - человек искусился, или запутался. И так далее. Лучше всего этот аспект отражён в самом слове "грех", который с древнееврейского как раз буквально означает "промахнуться, не попасть". То есть, само действия, или, скажем так, Траектория движения выпущенной стрелы может быть верной. Но именно по времени стрела может не совпасть в одной точке с движущейся целью. В итоге промах, ошибка, то есть грех. Траектория одна и та же, но выпущенная прежде времени, или позже, стрела не попадёт в движущуюся цель.

Современный тренд Свободы личности от любых ограничений, допущение множества "истин", подобен "живой воде", поэтому не может быть полезен всем. Те, кто ещё не усвоил нужных Законов, не обрёл Целостности, неизбежно впадают в искушение жизненной силой, которая, взятая по модулю, не имеет однозначной позитивной направленности.

Многие демонические личности, не ограничивая себя нравственными законами, обладают большой жизненной силой, которая всегда привлекательна сама по себе, но зачастую ведёт к разрушению, ибо не учитывает интересы других. Упрощая, можно сказать, что все, так называемые "духовные законы" ни что иное, как знание о Полной картине всего Бытия, включая и ближнего и Творца.

Сила
Сила

Итак, по понятием китайцев, в благородном муже "жизненность" и "учёность" должны быть уравновешены. В противном случае жизненность приведёт к распущенности, а учёность к начётничеству, фарисейству. Вопрос лишь в методике, в технологии приобретения этих качеств, где последовательность имеет значение.

Детская, неинформированная непосредственность сначала ограничивается Правилами, затем должна вернуться на новом уровне, уже обогащённая Знанием. Как говорится, "время разбрасывать камни, и время собирать их" - Ключевое слово ВРЕМЯ.

Иллюстрация  к сказке "Иван-царевич и серый волк"
Иллюстрация к сказке "Иван-царевич и серый волк"

Ваши комментарии помогут поддержать канал, а вопросы могут стать темами будущих публикаций. Если статья вам понравилась, поделитесь ею с друзьями, не забыв поставить лайк!