Признание, да еще и в царской России 18 века получить было сложно. Для этого требовался и талант, и пробивное упорство, и что уж скрывать – достаточная удача. Множество имен великих ученых и исследователей потеряны и стерты, только потому, что самодержавие позволяло как угодно неволить не только крепостных, но и свободных людей, и дворян, и даже представителей аристократических родов.
Одно из таких имен, которым по праву должна была бы гордиться русская история – Дмитрий Виноградов.
«Птенцы гнезда Петрова»
Так по большей части называют его соратников, ставших впоследствии известными государственными и политическими деятелями. Однако так же можно называть и всех тех, кто благодаря преобразованиям Петра Первого, смогли получить образование и работать в России и на благо русской науке, а не чужеземной.
- В числе 12 лучших учеников Славяно-греко-латинской Академии в Санкт-Петербург отправился и Дмитрий Виноградов. Родился он в семье протопопа, так что смог получить образование и продолжить его. Учился рьяно и вместе с другими отличниками – Михайло Ломоносовым и Густавом Райзером, был по распоряжению сената направлен учиться за границу.
В Марбургском университете Виноградов изучал химию, горное дело, физику под кураторством знаменитого Христиана Вольфа. А когда вернулся – в 1744 году, был зачислен на Порцелиновую мануфактуру. Так тогда именовали первое производство фарфора. Назначение свое Виноградов приветствовал, так как еще в Марбурге увлекся изготовлением керамики и горел желанием научиться ее производить.
Фарфоровая фабрика
Мастером фарфорового дела на мануфактуре числился некто Христофор Гунгер. Он славился неуживчивым характером и большой скрытностью. Последнее, в конце концов, прояснилось: «мастер» попросту не обладал должным уровнем знаний ни для организации производства, ни для разработки технологической линии.
Виноградов страшно разочаровался, однако быстро воспрял духом и стал работать самостоятельно. Он брал образцы фарфора разного качества – битые чашки и блюдца, анализировал состав, экспериментировал с температурами и очередностью обжига. Записи свои тщательно шифровал: секрет фарфора стоил исключительно дорого и желающих узнать его было много.
- За 2 года, с 1746 по 1748, он разработал не только рецепт фарфоровой массы, сравнимый по качеству с мейсеновским фарфором, но и метод обжига изделий неискривленной формы. Так же он работал и успешно над созданием керамических красок для росписи.
Мануфактура стала процветать. Чем выше становилось качество изделий, тем больше заказов появлялось. И тем хуже становилось положение самого Виноградова.
Неволя
С одной стороны, полная секретность его деятельности обеспечивала ему абсолютную же неприкосновенность: никто не мог сварить такой фарфор. С другой – это же превратило его в какого-то высокопоставленного раба, за которым следили неустанно. Так и оказалось, что выдающийся ученый, превосходный мастер своего дела не только не получил широкого признания как тот же Ломоносов, но и стал крепостным на собственной фабрике.
- От безысходности Виноградов стал страшно пить. Он специально портил фарфор при изготовлении, пытался сбежать, дрался со своими караульными. В какой-то момент его вообще посадили на цепь и приковали к стене. В таких обстоятельствах он писал свой последний труд «Описание чистого порцелина» – результат 13 лет создания и росписи керамики.
Умер Виноградов в 1758 году в возрасте 38 лет. Свои секреты все же передал последнему ученику – Никите Воинову. От всего его богатого наследства в музеях сохранилось всего 9 изделий.