Найти тему
Записки КОМИвояжёра

Может ли успешно жить страна, лишённая идеологии?

В России за последние 50 лет несколько раз менялась идеология. От коммунизма, который обещал построение на земле полностью справедливого общества, до антикоммунизма, который твёрдо заявил, что в СССР производились только галоши, да и то плохие, к новому периоду, в котором и у населения, и у власти случился полный хаос и паралич идей: в стране живут и вынужденно взаимодействуют группы людей, которые относятся к совершенно различным, порой нестыкующимся и друг друга отрицающим системам ценностей. Попытаться внести в это общество новую идею – значит окончательно это общество добить.

Именно поэтому политическая группировка, стоящая у власти, изо всех сил пытается избежать раскола ещё и по идейным вопросам (по экономическим общество давно расколото, и даже самый убеждённый сторонник партии власти, живущий под девизом «Президент нас с колен поднял!» старательно избегает рассуждений на тему, почему зарплата депутата в десятки раз выше зарплаты врача и рабочего).

Власть старательно избегает формулировать вообще какую-либо конкретную идеологию. Риск объявления чёткой официальной идеологии настолько велик, что запрет на идеологию стал одной из первых статей принятой Конституции. Да, многие уверенно заявляют, что вся Конституция продиктована нам в Госдепе США, и это ерунда, потому что это был сознательный уход от идеологии и от гражданской войны.

Как и тогда, так и сейчас главная цель власти – сохранение гражданского мира. Сейчас все ждут, даже требуют, чтобы Путин сформулировал свою позицию, причём от него ждут, чтобы он одновременно восстановил экономику и при этом уничтожил крупный капитал, укрепил рубль и резко увеличил пенсии и зарплаты, даже установил мир и при этом победил всех врагов. Но как только Путин это сделает, то есть займёт какую-то определённую позицию, вся эта система сохранения такого хрупкого гражданского мира рухнет, а при наличии «частных армий», которых становится всё больше, это обрушение будет катастрофическим.

Главной целью власти на данном этапе является сохранение гражданского мира, пусть даже такой ценой. Консолидация общества для Путина - первая и главная заповедь, он обращается ко всем социальным группам с целью показать, что он в какой-то степени выражает интересы их всех. Этот популизм публичной политики - непременная и обязательная часть профессии любого зависимого от выборов «слуги народа», но почему-то Путина за это ругают и требуют от него встать на позиции того или иного лагеря, в зависимости от  того, кто в данный момент выступает на трибуне. Не понимая, что если Путин так сделает, вся конструкция хрупкого гражданского мира обрушится.

"Плывём... Куда ж нам плыть?"
"Плывём... Куда ж нам плыть?"

И одновременно – вот противоречие, да?! – сохранить российское общество может Вождь, который произнесёт некое СЛОВО, объединяющее большинство населения. Может Путин сформулировать такое слово? Он попытался – это вылилось в конфликт с соседями, а потом практически со всем миром. Если ничего нового он не скажет, останется тянуть ситуацию, потом объявлять, что в связи со сложным международным положением выборы президента переносятся на более благоприятное время, потом нужно затыкать рот всем недовольным, поощрять поиски «врагов России», придумывать «исправительные трудовые поселения» для слишком недовольных, вводить нормирование потребления – страна медленно, но упорно ползёт к диктатуре.

Выход? Чем острее нужда в объединении, тем неизбежнее формулировка актуальной идеологии. Сказал же Иисус: «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Если власть не сумеет идею сформулировать, страна постепенно погрузится в безвременье, в тот вяжущий серый туман, который постепенно отнимает силы, лишает надежды.