Найти тему

Так что же было у Гомера с цветами?

Язык и мышление, продолжаем)

Дисклеймер. Надо понимать, что факты и выводы, которыми я с вами делюсь, – это лишь то, что наука знает на данный момент (примерно). Знает наука, и я вместе с ней :) что успела ухватить, то несу рассказывать вам. И если/когда появятся новые данные, вслед за ними могут поменяться и выводы. Поэтому учёные часто аккуратничают в своих высказываниях) и поэтому прошу вас держать в голове, что мы все вместе находимся в очень ненадёжном положении скромных исследователей. Мы движемся с фонарём в руках сквозь темноту и изредка проходим по освещённым островкам того, что нам известно на сегодняшний день.

* * *

Так вот, почему у Гомера такие странные цвета в поэмах "Илиада" и "Одиссея"?

Должна оговориться, что Гомер был известен как человек слепой. В культуре вообще закреплён образ слепого певца, слепого барда: его музыкальный, его поэтический дар потому так силён, что с детства певец слышит и чувствует мир иначе. Но был Гомер слепым или его уже с течением веков превратили в слепого (потому что так положено сказителю), для нас не так важно.

Ещё неясно, существовал ли Гомер вообще. Есть же гипотеза, что он, вернее, его тексты – это общий проект людей того времени, коллективная работа, культурная память. Но для нас и это не то чтобы сильно важно.

Вопрос в другом.

Тексты того времени отражают взгляд на мир того времени. Древний текст рассказывает древним же людям какую-то историю, и рассказывает он её теми способами, которые ему доступны и которые он считает естественными. И в том, как он это рассказывает, зачастую скрыто много интересного.

В прошлый раз я говорила про английского фаната Гомера. А другой учёный, уже немецкий, расширяет область поиска и выясняет, что в древнеиндийских ведических поэмах мы опять-таки не найдём синего неба. И в Ветхом Завете не будет упоминания синего и голубого... Странное дело, но отсутствие синего настолько сложно представить, что хочется проверить каждое слово в той же Библии (хотя на проверку всей "Илиады" и всей "Одиссеи" меня лично не хватило 🙈).

Тем не менее, наш немецкий учёный пишет о том, что у Гомера лица, "зелёные от страха" – и пророк Иеремия видит все лица "зеленеющими" в панике. Гомер восторгается "зеленым мёдом" – и псалмы недалеко ушли от него: "...голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым зелёным золотом".

Скудно описываются цвета и у Гомера, и в Библии, и в индийских ведах. На самом деле, продолжает наш учёный, всё человечество должно было томиться в состоянии обесцвеченности... малоцветности (это уже я влезаю и слова придумываю, да) на протяжении тысячелетий, потому что подобное можно наблюдать ещё в исландских сагах и Коране.

О финале этого цветового детектива я вам расскажу в следующий раз, а пока что озвучу важный вывод: кажется, в древних текстах преобладают самые простые цвета – чаще всего чёрный и белый, а все остальные либо малочисленны, либо... странны :) в нашем, современном понимании.

Заговорила про фонарь, и сразу вспомнился Диоген. Хотя он о другом. Извините, очень люблю этот мем))