Псков очень красивый город. Прекрасный пример вдумчивой, талантливой работы реставраторов, архитекторов, строителей и прочих причастных к возрождению исторического центра.
Кстати, и новые районы не выглядят уродливыми.
По моим впечатлениям, псковский Кром архитектурно проигрывает Детинцу в Великом Новгороде.
Виноват ландшафт. Древние славяне в X веке выбрали для своего поселения узкий скалистый мыс там, где Пскова впадает в Великую. В период половодья реки разливались, преграждая подходы неприятеля к холму. Территория Кремля узкая и длинная, масштабную стройку не развернешь.
Разрастаясь, окружая себя мощными крепостными стенами, Псков превратился в форпост, передовой заслон на западной границе Руси.
С XII по XVIII вв. город поучаствовал в 130 войнах. Только единожды в 1240 году был захвачен рыцарями тевтонского ордена, да и то благодаря предательству боярина Твердило, который открыл немцам ворота, рассчитывая получить от новых властей пост наместника. Через полтора года оккупантов изгнал Александр Невский с дружиной.
Знаменитый подвиг князя и его ратников на Чудском озере увековечен в бронзе на горе Соколиха, недалеко от центра Пскова.
Монумент весом более 160 тонн открыт в 1993 году. Авторы проекта скульптор Иосиф Иванович Козловский и архитектор Петр Семенович Бутенко.
Княжича Александра Ярославовича активно поддерживало местное ополчение — «полки низовых земель». Они перекрыли подступы к городу, оставив Тевтонский орден без снабжения и подкрепления.
После короткой осады Александр применил свой любимый прием - «изгон» (внезапная атака). Быстрота принятия решений и скорость их исполнения считаются главными достоинствами князя-полководца.
Псковский кремль называют Кромом, от древнерусского «къром» - «закрома», «засыпной ларь». В нем хранили все необходимое, чтобы выдержать осаду, а также общественные и личные запасы. Кража в Кроме каралась смертью.
Деревянные стены начали заменять каменными в середине XIII века. С развитием артиллерии крепость потребовала модернизации; в начале XV века ее усилили башнями.
В 1415 году через Псков проезжал немецкий рыцарь Гильберт де-Ланна, маскировавшийся под купца. Он увидел город «весьма большим и сильно укрепленным»; причем отметил - в кремль «никакой иностранец не впускается под опасением смертной кары».
Территория, окруженная 5-ю поясами каменных укреплений с 40-ка башнями, 14-ю воротами, подземными переходами и решетками, преграждающими реку Пскову, сложилась в единый фортификационный комплекс в конце XVI века.
«Псковское сидение» 1615 года показало прекрасную готовность Пскова к обороне. Войска Густава II Адольфа 2.5 месяца осаждали город и ушли ни с чем.
Шведы обстреливали город из пушек, им даже удавалось пробивать бреши, но псковичи тут же сооружали земляную насыпь, а по ночам чинили стены.
Кроме того, осажденные выходили в контратаки и захватывали осадные орудия.
В октябре шведы предприняли штурм. По городу выпустили 700 зажигательных ядер. Им удалось занять часть стены и Наугольную башню, которая была взорвана защитниками вместе с захватчиками. К концу дня псковичи выбили войска Густава II из всех занятых укреплений.
В результате, оценив потери от военных действий, наступающих холодов, болезней, голода король шведский пошел домой «с великим стыдом».
До начала XVIII в. Псков - один из крупнейших городов России и Европы, член Ганзейского союза; центр торговли лесом, сухими снетками, льном, кожей, сукном; производитель сельскохозяйственной, гончарной, скобяной, кузнечной продукции.
Только после расцвета Санкт-Петербурга он утратил главенствующее положение в западных землях Российской империи.
Популярная местная пословица «Год живем. Год горим. Год строимся» отражала реалии средневековой жизни. Город действительно постоянно страдал от вражеских набегов, бытовых пожаров, эпидемий, наводнений и пр.
Но жители любили родной Псков, поэтому восстанавливали его быстро. В первую очередь чинили прорехи в крепостных стенах, затем приводили в порядок православные храмы и жилые постройки.
Иностранные негоцианты, возвращаясь домой, рассказывали о русском городе «тысячи церквей».
До наших дней сохранилось около 50-ти, из них 42 действующих; 10 находятся в списках ЮНЕСКО.
Самые древние XII — XV вв. расположены по берегам реки Великой.
Псковские церкви уникальны: небольшие, ассиметричные, окруженные подклетями и контрфорсами; очень сдержанные и уютные; в большинстве своем одноглавые; с характерными звонницами и высокими крылечками. Построены они из местного известняка, слегка оштукатурены, побелены. Барабан непременно украшен бегунцом.
«А Псков слов нет какой хороший. Ну, точно маленький итальянский городишко; хожу по улице с тем же чувством… Все церквушки такие невыдуманные, так органически выросли из земли – точно «хорошие» белые грибы… и очень много миленькости». /из письма Л. Менделеевой-Блок мужу Александру Блоку 22 апреля 1917 года).
Когда в моду вошел «псевдорусский стиль» архитекторы охотно перенимали именно приемы зодчих Пскова.
Даже для знакомства с самыми знаковыми образцами нужно, наверное, посвятить их осмотру хотя бы полдня.
В план стандартной экскурсии входит посещение церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома.
Храм на этом месте стоял еще в 1399 году. Позже он укрылся за широкой спиной могучей Покровской башни.
«От Пролома» в названии — в память о защитниках города, отразивших в 1581 году нападение войск Стефана Батория.
Согласно легенде, накануне генерального штурма некоему кузнецу Дорофею явилась во сне Пресвятая Дева и рассказала, как установить орудия и куда стрелять. Более того, она трижды самолично обходила стены и благословляла защитников.
Послание Богородицы получило отражение в одной из главных псковских икон — «Видение старца Дорофея».
Образ считался утраченным в период ВОВ; вернулся из ФРГ в 2000 году и находится в Троицком соборе.
Церковь Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома необыкновенно одухотворенная, с очень приятной атмосферой, как говорят верующие — «намоленное место». Состоит из двух одноапсидных четвериков с общей стеной и общей двухарочной звонницы.
Декор внутреннего убранства выполнен в том числе псковскими кузнецами.
Единственное яркое пятно среди беленых стен — трехярусный иконостас.
С берега Великой возле церкви Покрова открывается прекрасная панорама на Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.
Но едем не туда, а на осмотр древних псковских фресок - явления поистине уникального.
Продолжение следует.