В советское время дороги в сельских районах были отвратительны. Осенью и весной по тракту ездили только трактора и автомашины с повышенной проходимостью. Куда - то выехать или приехать было просто невозможно.
Помнится случай, когда я с учёбы в техникуме на Октябрьские праздники шёл домой пешком, преодолев при этом 20 километров.В конце 70-х правление нашего колхоза приняло решение бросить все силы на ремонт дорог в период между посевной и уборкой урожая. Карьер глины с камнем был недалеко, трактористы и шофёры без устали и допоздна работали и успешно подняли тракт. Но сразу после этого пошли дожди и длились до поздней осени, в результате дорога превратилась в одно месиво, т.к. утрамбовать дорожное покрытие не успели.
Вся техника ездила вокруг села по полям. Один тракторист, работающий на трелёвочном тракторе, рискнул поехать по тракту прямо. В итоге застрял. Вытащить из грязи трактор не удалось - сняли с него всё, что могли, а рама осталась в грунте.
На следующее засушливое лето дорогу через село мало- мальски подлатали.
В 80-е годы в нашем районе организовался "Армяндорстрой". Это так мы , местное население, называли строителей дороги. Спасибо тем людям, которые придумали технологию по изготовлению асфальта в сельской местности, достаточно простую в эксплуатации.
Ребята из Армении взялись за работу активно. Оборудовали зерносушилку транспортёрами и в кратчайший срок запустили в эксплуатацию. Для изготовления асфальта завезли необходимый материал. И работа пошла.
Укладывали работники асфальт вручную лопатами, укатывали самодельным катком из куска железной трубы,( примерно длина 2.5м, диаметром около 0.5-0.6 метра) наполненной водой. В их распоряжении было всего две техники: трактор и автомобиль-самосвал. Работали по 12-14 часов в сутки. И у нас в селе появился асфальт. Жители были очень благодарны правлению колхоза и работникам))) "Армяндорстроя". Все дороги центральных улиц приобрели твердое покрытия. Планировалось построить асфальт по окраинам села и до бригад колхоза, но страна поменяла социалистический строй на ???
PS.Трелёвочный трактор принадлежал лесосплаву. А использовать лебедку он ни как не мог, не за что зацепиться. А вытащить его из массивы глины, ну уж никак нельзя было. Другой трактор тут же и рядом бы сел. Вот и руководство решило всё, что можно снять с трактора, сняли. Рама и ходовая, так и осталась.
Если вам, дорогие читатели, интересны мои записки, подписывайтесь на мой канал и с удовольствием читайте. Также ставьте лайки 👍 и пишите свои комментарии. ✍
Также советую прочитать:
Реальные смешные истории про советских рыбаков.
Тёщино угощение "До зубов"