Найти тему

Как сдружились индийские мифология, эпос и кино (коллаб с каналом "Чернокнижник")

Оглавление
Эта статья - моя коллаборация с Карлой с канала Чернокнижник. В ней мы расскажем вам о том, как мифы, эпос и кино Индии дружно сплелись, создав вечный, беспроигрышный тандем, который не теряет актуальности и по сей день. Сюжеты "Махабхараты", "Рамаяны" и истории о многочисленных индийских богах - бесконечный источник вдохновения для режиссёров и сценаристов Индии. Иногда так бывает, что, наоборот, кино является мощным двигателем для возрождения забытых мифов и легенд. Обо всём об этом читайте ниже. Плюс для дочитавших до конца - приятный бонус 😊 Поехали!

Экранизаций мифологических сюжетов и эпосов в самой Индии огромное количество. Безусловно, реальная основа есть в каждом эпическом тексте, но, как обычно бывает, они всегда обрастают мифами. Исход войны или поступки героев и правителей часто приписывают божественному вмешательству.

Сам Дадаcахеб Пхальке изначально мечтал воплотить мифы и легенды Индии на экране. Как ранее уже было написано здесь:

И вот, в поисках вдохновения, в декабре 1910 года Пхальке отправился в Американо-Индийский кинодворец в Бомбее. Там он увидел киноленту, вдохновившую его. Это был немой фильм «La vie du Christ» Алис Ги-Блаше о жизни Христа. После просмотра он сказал: «Пока жизнь Христа проносилась перед моими глазами, я мысленно представлял себе богов Шри Кришну, Шри Рама, [города] Гокул и Айодхья. Можем ли мы, Сыны Индии, когда-нибудь увидеть индийские образы на экране?» (полная цитата здесь).

Охватить размах и оценить влияние мифологии на культурный код Индии очень сложно, потому остановимся на нескольких моментах, самых заметных и узнаваемых среди западных зрителей. Здесь коснёмся не только фильмов, но и анимации и сериалов.

Махабхарата

Появление одного из главных мифологических текстов древности – Махабхараты, произошло предположительно в 3 тысячелетии до нашей эры благодаря (опять же, предположительно) мудрецу Вьясе. Исследователи предполагают, что в основу сюжета вошли реальные события, но датируют их гораздо позднее – XI в до нашей эры. Здесь разворачивается очень хитросплетённая "игра престолов", растянутая на несколько поколений, а сама поэма своим объёмом превышает Илиаду и Одиссею вместе взятых в несколько раз.

В основе эпоса лежит повествование о распре между двумя группами двоюродных братьев — пятью Пандавами (сыновьями царя Панду и царицы Кунти) и ста Кауравами (сыновьями слепого царя Дхритараштры и царицы Гандхари).

Это из немногих произведений, которое утверждает, что в нём есть всё на свете. Поэтому неудивительно, что самый популярный эпос Индии получил огромное количество экранизаций в формате фильмов, мультфильмов и сериалов. И не только в классическом виде, надо отметить. Есть картины и с современным антуражем, но в основе лежат сюжеты из древнего эпоса. О самых значимых - в карусели ниже, описания под картинками:

Рамаяна

Рамаяна - из любимейших поэм в Индии, наверное потому, что она про любовь и преодоление препятствий на пути к её обретению. Имена Рамы и Ситы из-за их популярности стали нарицательными, как Ромео и Джульетта, а Рама и Лакшмана символизируют крепкую братскую любовь, вроде Кастора и Поллукса. Рамаяна, как и Махабхарата, настоящий кладезь архетипических образов.

Рамаяне уделяют чуть меньше внимания в кино, но всё же не пройдём мимо значимых экранизаций:

Вишну и его аватары

Дашаватара — термин для обозначения десяти основных аватаров верховного бога Вишну. Считается, что Вишну спускается в наш мир в форме аватара, чтобы восстановить космический порядок. Традиционно выделяют 10 главных воплощений Вишну, что находит отражение в кинематографе, пусть и не так часто, как стоило бы.

Выше одни из этих аватар уже имели место быть - это Кришна в Махабхарате и Рама в Рамаяне. Но есть и произведения, которые рассказывают о всех аватарах Вишну или же применяют эту концепцию, воплощая её в современном сеттинге:

Наги – люди-змеи

Удивительно, как во мифологиях самых разных народов и культур встречается сюжет о злых змеях или драконах. Многие великие герои так или иначе являются драконоборцами, и поражают змей в виде Лернейской Гидры, Змея-Горыныча и т. д. В индийской мифологии вопрос Змей немного сложнее. Они не всегда злые и не всегда причиняют вред людям. Наги – племя могущественное, обладающее знаниями и бессмертием, и это делает их опасными для людей, но они не всегда враги нашему роду. Например, Наг Мукалинда защищал Будду Гаутаму, пока тот пребывал в медитации.

Интересный факт: в некоторых местах существует поверье, что определённые династии кшатриев (вторая по значимости варна в Индии) являются прямыми потомками нагов.

Кино рождает богиню: история о Сантоши

Обычно индийские мифологические/религиозные фильмы прославляют времена мифические и ушедшие. Но есть и уникальный случай, когда не кино стало популярным из-за наличия в нём богов, а бог стал популярным благодаря фильму. Точнее, дэви, богиня-мать. И имя ей - Сантоши Мата (Маа), он же Мать Удовлетворённости, богиня, благополучия, любви, удачи, счастья, надежды и исполнения всех желаний.

Постер к фильму "Jai Santoshi Maa" (1975)
Постер к фильму "Jai Santoshi Maa" (1975)

Сантоши Мата - это, по сути, новодел, так как ни в одном священном тексте о ней не упоминается. Так что если вы думали, что только у нас долбославы родноверы могут вводить новые понятия в традиционное язычество славян, то вы ошибаетесь. Образ богини зародился в начале 1960-х годов. О ней начали узнавать посредством сарафанного радио и через религиозные постеры. Считалось, что если 16 пятниц подряд соблюдать врату (пост) и совершать богослужения, посвященные богине, то она исполнит любое желание. Само собой, такой расклад понравился многим верующим, особенно в Северной Индии.

И, скорее всего, на этом бы всё и закончилось, если бы не малобюджетный фильм Jai Santoshi Maa 1975 года. По словам историка искусств Майлка Брэнда и профессора Джона Стрэттона Хоули из Барнард-колледжа, именно жена Виджая Шармы, режиссёра фильма, призвала своего мужа «распространять послание богини». И это сработало, фильм стал кассовым хитом! Так, совсем новоиспечённая богиня стала необычайно почитаемой среди простого люда, особенно женщин среднего и низшего классов общества.

На новостном агрегаторе "Mint" есть отличная статья про происхождение образа Сантоши и влияния Jai Santoshi Maa на его популярность.

А ещё у нас на Zee TV Russia (с 1.01.2023 - "Индия") крутили в озвучке сериал "Богиня Сантоши". Вот по нему у нас о ней знают значительно больше, чем по фильму, которого на русском у нас нет.
А ещё у нас на Zee TV Russia (с 1.01.2023 - "Индия") крутили в озвучке сериал "Богиня Сантоши". Вот по нему у нас о ней знают значительно больше, чем по фильму, которого на русском у нас нет.

Бонус от "Чернокнижника": индийская мифология в кино других стран

Индийская мифология сама обросла мифами на Западе, как некий источник сокрытых знаний или космогонический шифр. Творцы с запада уже много лет черпают вдохновление из мифов и эпоса Индии. Вот лишь некоторые примеры:

Вот такая вот большая подборка получилась. И, поверьте, это далеко не всё! Невероятное по масштабам мифологическое полотно Индии ещё долго будет влиять не только на своё родное кино, но и на кино других стран. Это неисчерпаемый источник мудрости и ярких образов ✨

Расскажите о своём любимом мифологическом фильме в комментариях! Лайк, подписка и всё то прочее, что поможет каналу развиваться! Подписывайтесь и на канал
Чернокнижник, если также, как и Карла, любите книги 😉

Читайте также:

Ко Дню художника: как великий живописец встал у истоков индийского кино
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно8 декабря 2022
Об индийской киноцензуре. Часть 1: предъявите справочку
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно5 декабря 2022
К Международному дню кино: словарик начинающего индомана
Поясни за танцующих слонов! Индийское кино наглядно28 декабря 2022