Есть распространенное мнение, что на Руси незамужние девушки носили чаще всего одну косу (или распущенные волосы), а замужние — две косы, которые были плотно «упакованы» в разного рода платки и головные уборы и на публику не демонстрировались.
Скажем, книга известного историка, археолога и этнографа М.Г. Рабиновича придерживается этой схемы:
В XVI-XVII вв. девушки нередко и завивали волосы (возможно, чтобы не быть «гладковолосыми»), носили их распущенными или заплетали в косу (причем старались заплетать возможно слабее, чтобы коса казалась толще) и перевивали пряди нитками (Забелин, 1869, с. 577). Девичью косу украшал косник или накосник – вплетенная в нее золотная нить или чаще – треугольная привеска, обычно на жесткой основе, богато расшитая нитками и жемчугом, окаймленная кружевом или металлическими пластинками.
<...>
Подубрусник или повойник представлял собой легкую мягкую шапочку из цветной материи; под него и убирались заплетенные в две косы волосы женщины.
М. Г. Рабинович, Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу
Известный специалист по "женскому вопросу" Н.Л. Пушкарева тоже склоняет нас к одной косе для периода девичества:
Отличительной чертой головного убора замужней женщины было то, что он целиком закрывал волосы. Девушки были свободны от этого жесткого предписания. Они нередко носили волосы распущенными или заплетали в одну косу. Макушка всегда была открыта.
Н. Л. Пушкарева, Женщины Древней Руси
Как мы видим, оба историка отказывают незамужним девицам в праве на две косы.
Образ барышни с одной косой растиражирован и в экранизациях сказок:
Однако источники как-то не очень хотят вписываться в эту красивую схему.
По всей видимости, незамужняя девушка могла заплести и две косы.
Это явствует, например, из берестяной грамоты № 955.
Грамота эта стала знаменитой благодаря содержащемуся в ней "непечатному" словцу, а также рисункам.
Эти детали перетянули все внимание публики на себя, хотя в грамоте много и других любопытных моментов.
В этом берестяном письме сваха пишет о девушке по имени (или прозвищу) Косы Великие, предлагая ей в женихи некоего Сновида.
Таким образом, древняя новгородка до замужества носила все-таки косы, а не косу.
Далее, у нас есть свидетельство Гильбера де Ланноа, которое делает вопрос двух кос еще любопытнее.
Этот фламандский рыцарь, посетивший Новгород в первой половине XV в., сообщает о тамошних прическах следующее:
Женщины носят волоса, заплетенные в 2 косы, висящие сзади на спине, а мужчины — одну косу.
Опять что-то не стыкуется с привычной схемой. Здесь два варианта: то ли незамужние носят две косы, причем существенно чаще, чем одну, то ли замужние ходят, о ужас, простоволосыми.
Кстати, в книге Н. Пушкаревой и нашелся ответ на вопрос, откуда могла взяться идея про то, что в древности девушки были ограничены в выборе причесок.
Кто-то из исследователей небрежно перевел/невнимательно прочел источник.
Вот что я нашла в примечаниях к книге "Женщины Древней Руси":
Это очень, мягко говоря, неточная цитата. Кстати, непонятно, зачем ее приводит исследовательница, ведь эти сведения начисто перечеркивают утверждение о том, что замужние должны были тщательно закрывать свои волосы...
На сайте drevlit.ru выложен совершенно другой перевод, про мужчин с одной косой и женщин с двумя, приведенный мною выше. Никаких градаций "женская" и "девичья" прическа в оригинальном тексте нет и в помине. Гильбер использует слово «дамы», так что понять, относится ли это к девушкам или женщинам, нельзя. Ясно лишь одно: две косы были излюбленной прической новгородок...