Найти в Дзене

Почему дома в Петербурге засыпаны? Часть 1 "Окна"

Многие альтернативщики утверждают, что Пётр I раскопал древний город. Но почему откопал не полностью? Почему первые этажи решили оставить в земле? Довелось мне 10 лет проработать в особняке М. Г. Оуфа на 8-й Советской улице. По документам дом возведен в 1889 году. За особняком стояли корпуса медного предприятия Оуфа. Это был единый комплекс, огороженный со всех сторон. У особняка имеется цокольный этаж с достаточно большими окнами и потолками под 2,5 метра. Вероятно, когда-то здание было выше, перед парадными дверями напрашиваются ступени, видимо, скрыты культурным слоем. В полуподвале особняка потолки для жилого помещения по современным меркам стандартные, но по меркам тех лет низкие. Например, высота потолков на первом и втором этажах особняка метра четыре. Если придерживаться версии, что полуподвал является засыпанным первым этажом трехэтажного здания, то возникают следующие вопросы: Перед началом работ по восстановлению исторического облика здания во дворе поработали археологи. Кро
Оглавление

Многие альтернативщики утверждают, что Пётр I раскопал древний город. Но почему откопал не полностью? Почему первые этажи решили оставить в земле?

Особняк Оуфа

Довелось мне 10 лет проработать в особняке М. Г. Оуфа на 8-й Советской улице. По документам дом возведен в 1889 году. За особняком стояли корпуса медного предприятия Оуфа. Это был единый комплекс, огороженный со всех сторон.

Дом Оуфа после реконструкции 2017-2018 гг.
Дом Оуфа после реконструкции 2017-2018 гг.

У особняка имеется цокольный этаж с достаточно большими окнами и потолками под 2,5 метра. Вероятно, когда-то здание было выше, перед парадными дверями напрашиваются ступени, видимо, скрыты культурным слоем.

В полуподвале особняка потолки для жилого помещения по современным меркам стандартные, но по меркам тех лет низкие. Например, высота потолков на первом и втором этажах особняка метра четыре.

Если придерживаться версии, что полуподвал является засыпанным первым этажом трехэтажного здания, то возникают следующие вопросы:

  1. Почему высота потолков «засыпанного» этажа не барская?
  2. Как господа выживали зимой на первом этаже без подвала?

Перед началом работ по восстановлению исторического облика здания во дворе поработали археологи. Кроме пары царских монет и осколков утвари ничего не нашли. Копали на глубину 1 м, сказали, глубже копать нет смысла.

Кстати, уровень земли во дворе был ниже, чем на проезжей части. При сильных дождях вода с тротуара текла во двор, затапливая его. Во дворе местами, где слез тонкий слой асфальта, проглядывал булыжный камень.

Почему этажи в земле?

Как правило, в старых городах "нулевой этаж" оказался в земле благодаря культурному слою, но есть и другие причины, в Петербурге их несколько. Начнем с особенности петербургского грунта.

Слабые пучинистые грунты

Регина Дашко, доктор геолого-минералогических наук, (ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»), цитата из статьи в газете Росбалт, 2002 год":

Исторический центр Петербурга расположен в пределах низкой террасы, которая характеризуется самыми малыми абсолютными отметками. Если поднять шведские допетровские карты, то на фоне 75% заболоченности территории на месте нынешнего центра города отмечались и так называемые "бездонные" болота. Пример такого болота - территория Гостиного Двора, Серебряных рядов вплоть до Казанского собора и дальше.
Гостиный Двор со времен постройки ушел на один этаж вниз. При строительстве станции метро "Невский проспект" не удалось спасти здание Малого Гостиного двора. Вставал вопрос о том, чтобы убрать Серебряные ряды и башню бывшей городской думы из-за серьезных повреждений. Причина их в том, что вся верхняя толща в данном месте сложена невероятно слабыми породами.
особенности инженерно-геологических условий санкт

Ещё одна цитата доктора наук из статьи журнала «Развитие городов и геотехническое строительство»:

В процессе строительства болотные отложения либо снимались при относительно небольшой мощности (до 2,0м), либо засыпались. В отдельных случаях болота снимались на полную мощность.

Слабый, местами болотистый петербургский грунт требует дорогих свай или углубления фундамента. Дополнительное заглубление спасает здание ещё и от последствий от эффекта морозного пучения – вспучивания грунта в условиях его отрицательных температур.

Фундаменты и гидроизоляция разобраны отдельно в статье:

Если строителям Петербурга приходилось снимать 2 метра грунта, почему бы это пространство не сделать полезным? Так появился цокольный этаж.

Цокольный этаж – помещение с отметкой пола ниже отметки земли с наружной стороны стены на высоту не более половины высоты помещения, является чем-то средним между подвалом и жилым этажом.

Такая техника строительства, с использованием подвалов как жилых или технических помещений, применялась во многих городах мира. Цокольный этаж использовали как склады или сдавали внаём людям низшего сословия. Упоминания подвальных этажей есть у русских классиков:

Она живет тут недалеко… в доме Хворостова, в подвальном этаже, и очень больна. Вот вам деньги на уплату ее долга хозяйке.

Писемский А. Ф., «Мещане», 1877 г.

Я знал смутно, что хотя он, в моем присутствии, ютился где-то в подвальном этаже барского дома, но что у него все-таки есть на селе дом, жена и семья.

Салтыков-Щедрин М. Е., «Благонамеренные речи», 1876 г.

В 1859 (?) году в Строительный устав Российской Империи в раздел "Устройство подвалов" был внесен пункт "О правилахъ для частныхъ построекъ въ городахъ" запрещающий делать жилыми цокольные этажи, по причине частых наводнений:

Въ С.-Петербургѣ и Москвѣ, въ частяхъ города, подвергшихся наводненію, воспрешается устраивать жилые этажи съ полами ниже поверхности тротуара, нормальная высота котораго опредѣляется городскимъ обшественнымъ управленіемъ."

Однако в газете того времени «Петербургский листок» (осень 1899 г.) есть заметка, обращающая внимание на игнорирование положения Строительного Устава. Отмечается, что после наводнения в 1897 году Устав соблюдали, но уже через два года вновь пошли нарушения.

Устав строительный (Св. зак. т. XII, ч. 1, изд. 1900 г. и по Прод. 1906 и 1908 г.) измененный и дополненный узаконениями, обнародованными по 1 авг. 1910 г. : С разъяснениями Правительствующего сената и циркулярами М-ва вн. дел, и с прил. правил Строит. полиции для губерний Царства Польского... - Шрамченко, Михаил Платонович

Культурный слой

Многие понимают под культурным слоем мусор, который жители накидали за столетия, но это не так, мусор регулярно убирали. Культурный слой – это грунт, включающий археологические находки, который откладывается в результате человеческой жизнедеятельности или естественным путём. В городах, конечно, это результат деятельности человека, но какой?

1. Поднятие набережных

После наводнений в Петербурге стали поднимать уровень земли, окна цокольных этажей становились ближе к земле, где-то их пришлось частично заложить. Но делали насыпку грунта только в прибрежных районах города.

Ниже цитата из книги историка и краеведа Пушкарева И.И. "Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии" 1839 год:

Нынъ, стараніемъ Правительства, грунтъ земли возвышенъ посредствомъ искуственныхъ насыпей въ частяхъ города :
Въ 1 и 2 Адмиралтейскихъ - до 3 1/2 футъ
3 и 4 Адмиралтейскихъ, Нарвской и Московской - 4 1/5
Литейной и Рожественской мъстами - 1/2
Васильевской Петербургской и Выборгской - 2 1/2

Поднимать набережные продолжали и в последующие годы. Ниже две фотографии Большого Драматического театра, который стоит на берегу Фонтанки. Здание театра построено в 1876-1878 годах. На первой фотографии есть ступени перед театром, а на второй, при Сталине, их уже нет.

Об этих работах упоминается в сборнике трудов «Геотехника: теория и практика», СПб, ISBN 978-5-9227-0391-4:

С поверхности насыпные грунты перекрыты асфальтом толщиной 0,1-0,3 м, уложенным на щебенистую подготовку мощностью 0,5 м, частично – на булыжную мостовую – 0,2 м

Набережные поднимали и в советское время после сильного наводнения 1924 года, примерно на 0,6-0,8 метра. После работ по подъему набережных у многих зданий ушли в землю ступени и окна цокольных этажей.

Что касается домов на Советских улицах, где стоит дом Оуфа, то этот район (Пески) строился уже после ряда сильных наводнений, он вообще находится на возвышенности и никогда не затоплялся во время наводнений. Однако и тут встречаются слишком низкие окна цокольных этажей и закатанные в асфальт ступени – это тоже объясняется, но причина другая.

2. Культурный слой, как везде

Когда меняют трубы, то в срезе грунта Петербургских улиц прослеживается несколько мостовых, слои песка и асфальта. Асфальт раньше клали поверх старого, сейчас его срезают, но не всегда. На эту тему попалась статья на портале Таганка.

Слои асфальта на Тверской улица в Москве. Фото с форума кладоискателей mdrussia.ru
Слои асфальта на Тверской улица в Москве. Фото с форума кладоискателей mdrussia.ru

Когда укладывали центральное отопление, водопровод и канализацию вряд ли вывозился весь грунт, скорее всего часть его становилась культурным слоем, а поверх обустраивалась новая мостовая. Кстати, по 8-ой Советской улице в 20-е годы прошлого столетия проложили огромные трубы.

Сооружение канализации в 20-е годы прошлого века. Фотография с сайта ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», раздел «История»
Сооружение канализации в 20-е годы прошлого века. Фотография с сайта ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», раздел «История»

В годы войны Ленинград был сильно разрушен. Была уничтожена треть жилого фонда. Упомянутый район Советских улиц сильно пострадал при обстрелах и бомбежках осенью 1941 года, а затем в 1942 году.

Говорят, когда восстанавливали город, оставшийся на дорогах бут от завалов просто разравнивали, поверх восстанавливали дорожное покрытие – вот вам еще культурный слой в местах, где были разрушения.

С развитием транспорта менялось требование к устройству и качеству дорог. С XX века реконструкция дорог проводится с исправлением продольного профиля насыпями. Это необходимо для отвода воды, увеличения видимости, смягчения крутых подъемов и спусков.

Выравнивание дорог – самая распространенная причина, по которой дома ушли в землю, и самая наглядная. Очень часто, даже в малых городах, можно наблюдать следующую картину: окна дома, выходящие на главную улицу, находятся ближе к земле, чем окна со стороны двора.

Ниже репортаж из города Тюмень, где хрущевка на улице Жигулевская постепенно уходит в землю из-за выравнивания уровня дорог.

Получается, наибольший прирост культурного слоя образовался в XX веке. За последние 100-150 лет местами «наросло» до полуметра.

О том, что Петербург постепенно поднимется за счет «строительно-культурного» слоя, писал Пушкарев И.И. еще в 1839 году:

Пушкарев И.И. "Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии : С виньеткой и планом С.-Петерб., испр. Ком. гидравл. работ и гор. строений." 1839 г.
Пушкарев И.И. "Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии : С виньеткой и планом С.-Петерб., испр. Ком. гидравл. работ и гор. строений." 1839 г.

Культурные слои можно наблюдать при проведении земляных работ на тротуарах и проезжей части города. На Малой Морской улице есть дома, у которых окна с одной стороны почти вровень с асфальтом, а с другой выше на 20 см.

Хочется отметить, что культурный слой в Петербурге не 3–10 метров, как заявляют некоторые, а намного меньше. Например, у Казанского собора он составляет не более 60 см. Есть исключение – 1,5 метра у Зимнего дворца, где сейчас сад, но это место намеренно подняли, о проведенных работах сохранились документы.

Некоторые с удивлением отмечают, что сейчас не фиксируется рост культурного слоя. Ответ прост: с открытием дамбы заниматься подъемом уровня набережных стало неактуально. Старое дорожное покрытие, как правило, подлежит снятию. Уровень городских дорог давно приведен к нормативам.

Осадка

Еще одна причина погружения окон в землю – это осадка здания. Её можно было бы не брать в расчет, поскольку явление временное, но не для города на Неве. В наше время выяснилось, что понятие «конечная осадка» неприменимо для зданий Петербурга, построенных на слабых грунтах.

Скорость оседания зданий на набережных Петербурга достигает двух миллиметров в год. В других частях исторического центра осадка зданий меньше – 0,5 мм в год. Старый город продолжает оседать!

Про осадку зданий в Петербурге, проблемы старых строений и нового строительства внятно разъяснила профессор гидрогеологии и инженерной геологии Регина Дашко в статье "Бездонные болота Петербурга" (Росбалт).

Таким образом, дома, изначально строившиеся с углублением, за пару веков только за счет осадки «опустились» в землю на 10-20 см. Осадка и культурные слои в некоторых районах города вместе отняли у зданий до 1,5 метра высоты.

Однако в Петербурге встречаются дома, у которых целый этаж с окнами, пусть и необычными, находится под землей. Зачем делали окна в земле?

Высокие технологии 19 века

Кто обращал внимание на такие вот «украшения» в мостовой?

Дом Зингера, дата постройки 1904 год. Невский проспект.
Дом Зингера, дата постройки 1904 год. Невский проспект.

В середине XIX века появились призмы (призматические иллюминаторы), преломляющие свет. Технология позволила осветить подвалы, ниже пара цитат из брошюры фирмы Luxfer, производителя таких призм (перевод с английского):

Сделать подземный подвал таким же светлым, как сам магазин, с естественным дневным освещением кажется невозможным, но таково достижение системы Luxfer.
Люксидукс или занавеска изготовленная из оконных призм с различными тщательно рассчитанными углами наклона перехватывает свет от призм тротуара, преломляя его горизонтально в подвал.

В Российской империи призматические иллюминаторы производил торговый дом «М. Франкъ и К°».

Дом Зингера в разрезе. Схема освещения подвального этажа.
Дом Зингера в разрезе. Схема освещения подвального этажа.

Ниже изображение с рекламой призм от производителя Hyatt, показывающее, как работает технология, и объясняющее появление подземных этажей и галерей.

Рекламный плакат 1880 года "Освещающая плитка Hyatt". фото с сайта 6sqft.com
Рекламный плакат 1880 года "Освещающая плитка Hyatt". фото с сайта 6sqft.com

Призматические иллюминаторы позволили создавать полноценные подземные этажи с естественным освещением. Новинка прижилась в России, Европе и США. Вот так оказались «засыпаны» в одно время города северного полушария.

Были и более простые решения по освещению цокольных этажей, без применения призм – перед подвальными окнами оставляли пространство (приямок), сверху его огораживали бортиком и прикрывали решеткой. Такую конструкцию освещения подвальных помещений применяют и в наше время.

Эконом вариант на Малой Конюшенной. Под косым окном приямок и полноценное окно. В данном примере окна здания утоплены в стены, что позволило приямок не выводить за линию стен на тротуар,
Эконом вариант на Малой Конюшенной. Под косым окном приямок и полноценное окно. В данном примере окна здания утоплены в стены, что позволило приямок не выводить за линию стен на тротуар,

Ниже несколько фотографий, которые выдают за снимки откопанного здания в Петербурге. На самом деле это фотографии «Врубелевского корпуса музея имени М. А. Врубеля» в городе Омске, сделанные во время реставрации. Дом Врубеля построен чуть больше ста лет назад, в период с 1911 по 1914 год. Строили по всем современным технологиям того времени.

Если присмотреться к откопанному этажу, то увидите, что он с маленькими окнами, фасад проще, чем у первого этажа. Почему? Потому что это не бывший первый этаж, а подземный. Обратите внимание на стекла окон, они на месте. Почему их не выдавило грунтом? Потому что они выходили на подземные галереи, те самые, что были показаны в рекламе фирмы Hyatt.

Проект представлял собой двухэтажное каменное здание. Был предусмотрен большой подвал с освещением, который использовался как складское помещение для магазинов, расположенных на первом этаже. Здесь же находилась котельная.

Вокруг корпуса была устроена подземная обходная галерея, вход в которую осуществлялся через спуск со стороны фасада. Галерея предназначалась для подвоза товара к складам магазина. Ширина галереи была достаточной для передвижения гужевых подвод.

Галерея освещалась естественным дневным светом через решетки с призматическими стеклами (призмы «Люксфер»), расположенными в тротуаре вдоль фасадов. Была предусмотрена дренажная система для отведения от здания грунтовых вод.

Откопали галереи, потому что пришло время их реставрировать по причине плохого состояния или для реконструкции, чтобы использовать пустующие площади, как это сделали, например, в Москве с Политехом.

Что касается дома Зингера, у него нет галереи, освещение сделано через приямок (смотрите схему здания). Судя по сохранности призм на мостовой, окна не засыпаны и по-прежнему выполняют свою функцию.

Что касается подземной части Большого театра в Москве – это очень дорогой новострой, никакого отношения к теме не имеет. Информация о дорогущей реконструкции театра есть в сети с фото и схемами. В ходе реконструкции здание получило современный бетонный фундамент и дополнительные площади.

Итог:

Никакой глобальной засыпки городов не было. Так строили, так строят и сейчас! Только в подвалах больше не живут.

Здание построено в 2016 году.
Здание построено в 2016 году.

Специфика петербургского грунта требовала его выемки минимум на 1,5 метра, местами до нескольких метров (например, болотистая земля на месте Гостиного Двора), получавшееся пространство использовали под склады или жилье для бедных. Местами дома ушли в землю из-за поднятия набережных, выравнивания дорог и осадки.

С электронными копиями чертежей зданий Петербурга можно ознакомиться на сайте "Государственные архивы Санкт-Петербурга" (услуга платная).

На сайте Российской Государственной библиотеки в открытом доступе представлена "Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века".

Для тех, кто не верит в осадку зданий, находит смешным упоминание болот или считает себя знатоком в фундаментостроительстве предлагаю ознакомиться со статьей в Росбалте.

Продолжение: