Многие альтернативщики утверждают, что Петр-I раскопал древний город. Но почему откопал не полностью? Почему первые этажи решили оставить в земле?
Особняк Оуфа
Довелось мне 10 лет проработать в особняке М. Г. Оуфа, на ул. 8-я Советская, дом 20 (бывшая 8-я Рождественская улица). За особняком, через внутренний двор, до 9 Советской были корпуса медного предприятия Оуфа. Это был единый комплекс огороженный со всех сторон.
Облазил я особняк от подвала до крыши. В подвале (цокольный этаж), за стеной из гипсокартона была дверь, ее выдавали ступеньки. Дверь заделали, потому что со стороны улицы она наполовину в земле. Первая мысль была, что дом засыпан, как утверждают альтернативщики. Но дело в том, что дом построен в 1889 году. Неверная дата постройки?
Нет, не засыпан. Все верно, тогда так строили. Дверь, видимо, появилась после реконструкции в 1916 году или уже в советское время. Цокольный этаж (полуподвал) по меркам тех лет невысокий, примерно 2,5 метра. Высота потолков на первом и втором этаже метра по четыре.
У корпусов медного предприятия цокольного этажа не было, был обычный подвал с давящим потолком.
После перепланировки дом Оуфа изнутри, особенно первый этаж, выглядел нелепо, вероятно сделали несколько помещений из одного большого зала. Парадная лестница была с левой стороны и явно не на своем месте. Похоже, что марши встраивали отдельно в готовом здании, подгоняли их высоту дополнительными порожками.
С правой стороны здания тоже была лестница, но простая. По ней можно было спуститься в цокольный этаж, выйти во двор, подняться на этажи и на чердак.
Посмотрите на фото, главный вход слева явно не на своем месте. Рядом с машиной дверь закатанная в асфальт.
Перепланировка была убогой для особняка, фасад тоже не блистал. Было не понятно, почему этот, с виду как и все остальные дома по улице, находится под охраной ГУИП.
Все изменилось после проведенной реконструкции в 2017-2020 годах. Лестница и парадная дверь вернулись на свое место, где был большой зал. Фасад прибрел симметричность. Вероятно, когда-то здание было выше сантиметров на 20 (об этом ниже), а перед парадными дверями были ступеньки.
Вот так меняли (гадили) изначальные архитектурные решения, но вернемся в подвал. Если предположить, что дом засыпан, то появляются нестыковки:
- высота потолков "засыпанного" (цокольного) этажа совсем не барская;
- как господа выживали зимой на первом этаже без подвала?
На "бывшем первом этаже" (цокольном) никак не могли жить господа. Здесь жили работные люди: кухарки, прачки и другая прислуга. Возможно были обустроены печи. Подвал в доме является необходимой частью конструкции, но зачем пропадать площадям, если помещение можно приспособить для прислуги?
В хрущевках высота потолков в квартирах для рабочего класса составляла 2,48 метра, в нынешних новостройках – 2,7. Ничего в этом плане не поменялось :-(
Перед началом работ по реконструкции здания во дворе поработали археологи. Кроме пары царских монет и осколков утвари ничего не нашли. Копали на глубину 1 м, сказали, глубже копать нет смысла.
Кстати, уровень земли во дворе был ниже, чем на проезжей части. При сильных дождях вода с тротуара текла во двор, затапливая его. Иногда воды натекало столько, что она затекала через щели дверей в бывшую котельную медного завода. Во дворе местами, где слез тонкий слой асфальта, проглядывала булыжная мостовая.
Почему этажи в земле?
1. Слабые пучинистые грунты
Р. Дашко, доктор геолого-минералогических наук, (ФГБОУ ВПО «Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»):
Исторический центр Петербурга расположен в пределах низкой террасы, которая характеризуется самыми малыми абсолютными отметками. Если поднять шведские допетровские карты, то на фоне 75% заболоченности территории на месте нынешнего центра города отмечались и так называемые "бездонные" болота. Пример такого болота - территория Гостиного Двора, Серебряных рядов вплоть до Казанского собора и дальше.
Гостиный Двор со времен постройки ушел на один этаж вниз. При строительстве станции метро "Невский проспект" не удалось спасти здание Малого Гостиного двора. Вставал вопрос о том, чтобы убрать Серебряные ряды и башню бывшей городской думы из-за серьезных повреждений. Причина их в том, что вся верхняя толща в данном месте сложена невероятно слабыми породами.
Ниже еще одна цитата из:
В процессе строительства болотные отложения либо снимались при относительно небольшой мощности (до 2,0м), либо засыпались. В отдельных случаях болота снимались на полную мощность.
Слабый, местами болотистый петербургский грунт требует углубления фундамента в землю (до плотных слоев нужно докопаться!) Если нет возможности вбить сваи, дополнительное заглубление фундамента спасёт здание ещё и от эффекта морозного пучения (вспучивание грунта в условиях его отрицательных температур).
Фундаменты и гидроизоляция разобраны отдельно в статье:
Если приходилось снимать 2 метра грунта, почему бы это пространство не сделать полезным?
Цокольный этаж – помещение с отметкой пола ниже отметки земли с наружной стороны стены на высоту не более половины высоты помещения, является чем-то средним между подвалом и жилым этажом.
Такая техника строительства, с использованием подвалов как жилых или технических помещений, применялась во многих городах. Селились в таких помещениях люди низшего сословия.
Упоминания подвальных этажей есть у русских классиков:
Она живет тут недалеко… в доме Хворостова, в подвальном этаже, и очень больна. Вот вам деньги на уплату ее долга хозяйке.
Писемский А. Ф., "Мещане", 1877 г.
Я знал смутно, что хотя он, в моем присутствии, ютился где-то в подвальном этаже барского дома, но что у него все-таки есть на селе дом, жена и семья.
Салтыков-Щедрин М. Е., "Благонамеренные речи", 1876 г.
В 1859 (?) году в Строительный Устав Российской Империи в раздел "Устройство подвалов" был внесен пункт "О правилахъ для частныхъ построекъ въ городахъ" запрещающий делать жилыми цокольные этажи:
Въ С.-Петербургѣ и Москвѣ, въ частяхъ города, подвергшихся наводненію, воспрешается устраивать жилые этажи съ полами ниже поверхности тротуара, нормальная высота котораго опредѣляется городскимъ обшественнымъ управленіемъ."
Однако, в газете того времени "Петербургский листок" (осень 1899 г.), есть заметка, обращающая внимание на то, что положение Строительного Устава игнорируется. Отмечается, что после наводнения в 1897 году Устав стали соблюдать, были закрыты некоторые подвалы, но через два года положение вновь нарушают.
Время идет, ничего не меняется...
2. Поднятие набережных.
После наводнений стали поднимать уровень земли в городе, окна цокольных этажей становились ближе к земле, где-то их пришлось частично заложить. Но делали насыпку грунта только в прибрежных районах.
Ниже цитата из книги историка и краеведа Пушкарева И.И. "Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С.-Петербургской губернии" 1839 год:
Нынъ, стараніемъ Правительства, грунтъ земли возвышенъ посредствомъ искуственныхъ насыпей въ частяхъ города :
Въ 1 и 2 Адмиралтейскихъ - до 3 1/2 футъ
3 и 4 Адмиралтейскихъ, Нарвской и Московской - 4 1/5
Литейной и Рожественской мъстами - 1/2
Васильевской Петербургской и Выборгской - 2 1/2
Поднимать набережные продолжали и в последующие годы. Ниже две фотографии Большого Драматического театра, который стоит на берегу Фонтанки. Здание театра построено в 1876-1878 годах. На первой фотографии есть ступени перед театром, а на второй, при Сталине, их уже нет.
Вот что об этом написано в сборнике трудов "Геотехника: теория и практика" СПб, ISBN 978-5-9227-0391-4:
С поверхности насыпные грунты перекрыты асфальтом толщиной
0,1-0,3 м, уложенным на щебенистую подготовку мощностью 0,5 м, частично – на булыжную мостовую – 0,2 м
В какой-то момент уровень земли подняли на пол метра. У здания переделали окна первого этажа. Подсыпку могли сделать после сильного наводнения 23 сентября 1924 года, тогда уровень воды достиг отметки 380 см.
Что касается домов на Советских улицах, где стоит дом Оуфа, то этот район (Пески) строился уже после ряда сильных наводнений, он вообще находится на возвышенности и никогда не затоплялся во время наводнений. Однако, и тут встречаются окна цокольных этажей практически вровень с землей – это тоже легко объясняется.
3. Культурный слой.
Когда меняют трубы, то в срезе грунта Петербургских улиц прослеживаются две мостовые, слои песка и асфальта. Асфальт раньше клали поверх старого.
Кладут асфальт поверх старого и сейчас, скоро на первые этажи будем спускаться 🙄. На эту тему попалась статья на портале Таганка.
Когда укладывали центральное отопление, водопровод и канализацию вряд ли вывозился весь грунт. Кстати, по 8-ой Советской улице проложены огромные трубы.
В годы войны Ленинград был сильно разрушен. Была уничтожена треть жилого фонда. Упомянутый район Советских улиц сильно пострадал при обстрелах и бомбежках осенью 1941 года, а затем в 1942 году.
Говорят, когда восстанавливали город, остатки бута от завалов на дорогах просто разравнивали, поверх восстанавливали дорожное покрытие – вот вам еще слой на ~5 см из красной кирпичной крошки в местах, где были разрушения.
С развитием транспорта менялось требование к устройству и качеству дорог. С XX века реконструкция дорог проводится с исправлением продольного профиля насыпями. Это необходимо для отвода воды, увеличения видимости, смягчения крутых подъемов и спусков.
Ниже репортаж из города Тюмень, где хрущевка на улице Жигулевская постепенно уходит в землю из-за подъема уровня дорог.
Получается, наибольший прирост "культурного" слоя образовался в 20 веке. За последние 100-150 лет местами "наросло" до полуметра.
О том, что Петербург постепенно поднимется за счет "строительно-культурного" слоя писал Пушкарев И.И. еще в 1839 году:
Культурные слои можно наблюдать при проведении земляных работ на тротуарах и проезжей части города. На Малой Морской улице есть дома, у которых окна с одной стороны почти вровень с асфальтом, а с другой выше на ~20 см.
К культурному слою можно отнести упомянутое выше рукотворное поднятие набережных.
Хочется отметить, что культурный слой в Петербурге не 3-10 метров, а намного меньше. Например, у Казанского собора он составляет не более 60 см. Есть 1,5 метра у Зимнего дворца (сад), но это место намеренно подняли, о проведенных работах сохранились документы.
Некоторые с удивлением отмечают, что сейчас не фиксируется рост культурного слоя. На примере Петербурга ответ прост: с поднятием вопроса сооружения дамбы заниматься подъемом уровня набережных стало неактуально. Старое дорожное покрытие обязательно, уже очень давно, подлежит снятию. Уровень городских дорог давно приведен к нормативам. Случаи выравнивания каких-то участков дорог или "ленивой" укладки дорожного покрытия являются единичными.
4. Осадка.
Естественно, не обошлось без осадки. В наше время выяснилось, что понятие «конечная осадка» неприменимо для зданий Петербурга (ТАСС), построенных на слабых грунтах.
Скорость оседания зданий именно на набережных – до двух миллиметров в год. В других частях исторического центра осадка зданий намного меньше – 0.5 мм в год. Процесс осадки исторического центра Петербурга продолжается.
Про осадку зданий в Петербурге, проблемы старых строений и нового строительства внятно разъяснила профессор гидрогеологии и инженерной геологии Регина Дашко в статье "Бездонные болота Петербурга" (Росбалт).
Таким образом дома, изначально строившиеся с углублением, за пару веков еще "опустились" на 10-20 см в землю. Однако, в Петербурге встречаются здания, у которых целый этаж с окнами находится под землей. Зачем делали окна под землей? Все для того же, чтобы был свет в помещении. Вопрос надо ставить по другому: "как этого добивались?".
Высокие технологии 19 века.
Кто обращал внимание на такие вот "украшения" в мостовой?
В середине 19 века появились призмы (призматические иллюминаторы), преломляющие свет, направляя его в бок. Технология позволила осветить подвалы. Цитаты из брошюры фирмы Luxfer (перевод с английского):
Сделать подземный подвал таким же светлым, как сам магазин, c естественным дневным освещением кажется невозможным, но таково достижение системы Luxfer.
Люксидукс или занавеска изготовленная из оконных призм с различными тщательно рассчитанными углами наклона перехватывает свет от призм тротуара, преломляя его горизонтально в подвал.
В Российской Империи призматические иллюминаторы, производил торговый дом "М. Франкъ и К°".
Ниже изображение с рекламой призм от производителя Hyatt, объясняющий, как появились подземные этажи и галереи:
Технология освещения подземных помещений без электричества позволила "закапывать" дома еще глубже и делать окна под землей, вот почему "засыпаны" в одно время города в России, Европе и Америке.
Были и более простые решения по освещению цокольных этажей, без применения призм – перед подвальными окнами оставляли пространство, сверху его огораживали бортиком и прикрывали решеткой. Такую конструкцию освещения подвальных помещений применяют и в наше время.
Здание музея имени Врубеля в Омске
Если вы присмотритесь к откопанным этажам на фотографиях, то увидите, что они c маленькими окнами, фасад проще, чем у первого этажа. Почему? Потому что это подземный этаж.
Ниже несколько фотографий "Врубелевского корпуса музея имени М.А. Врубеля" в Омске (фотографии часто выдают за снимки здания в Петербурге). По версии альтернативщиков, сторонников потопа или иного катаклизма в 18-19 веке, таким домам получается под 200 лет.
Здание музея Врубеля построено в период с 1911 по 1914 года по всем современным технологиям того времени – с подземным этажом с естественным освещением.
Проект представлял собой двухэтажное каменное здание. Был предусмотрен большой подвал, который использовался как складское помещение для магазинов, расположенных на первом этаже. Здесь же находилась котельная.
Вокруг всего корпуса была устроена подземная обходная галерея (как в рекламе фирмы Hyatt), вход в которую осуществлялся через спуск со стороны фасада. Галерея была предназначена для подвоза продуктов в магазины, ее ширина была достаточной для свободного передвижения гужевых подвод.
Галерея освещалась естественным дневным светом через решетки с призматическими стеклами (призмы «Люксфер»), расположенными в тротуаре вдоль фасадов. Была предусмотрена дренажная система для отведения от здания грунтовых вод.
Почему окна засыпаны?
Почему все альтернативщики считают, что окна засыпаны? Если у раскопанных этажей сохранились стекла, значит они не испытывали давление грунта, значит сохранились подземные галереи, никакой засыпки не было. Откопали галереи, потому что пришло время их реставрировать по причине плохого состояния или для реконструкции, чтобы использовать пустующие площади (Политех в Москве).
Что касается дома Зингера, у него нет галереи, освещение сделано иначе (смотрите схему здания выше по тексту). Судя по сохранности призм на мостовой окна не засыпаны и по прежнему выполняют свою функцию.
Здание Врубеля: окна подземного этажа со стеклами, кирпичом не заложены, значит галерея сохранилась до наших дней. Ее реконструируют, на фото видно опалубку для новой внешней стены галереи. Надеюсь сделают отдельную экскурсию для сторонников всемирного потопа.
В комментариях приводят пример подземной части Большого театра в Москве – это очень дорогой новострой, никакого отношения к теме не имеет. Информация о дорогущей реконструкции театра есть в сети с фото и схемами. В ходе реконструкции здание получило современный бетонный фундамент и дополнительные площади.
Итог:
Так строили! И сейчас так строят, только в подвалах больше не живут. Специфика петербургского грунта требовала его выемки минимум на 1,5 метра, местами до нескольких метров, получавшееся пространство использовали под склады или жилье для бедных. Со временем дома еще и присыпали, когда поднимали набережные, проводили коммуникации, выравнивали дороги.
С электронными копиями чертежей зданий Петербурга можно ознакомиться на сайте "Государственные архивы Санкт-Петербурга" (услуга платная).
На сайте Российской Государственной библиотеки в открытом доступе представлена "Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века".
Для тех, кто не верит в осадку зданий, находит смешным упоминание болот или считает себя знатоком в фундаментостроительстве предлагаю ознакомиться со статьей в Росбалте.
Продолжение: