Найти в Дзене
Немного Историк

Томас Бекет. Почему не стоит делать друзей архиепископами?

Томас Бекет – загадочная личность средневековой Англии. Наибольший интерес в его истории вызывает необычная трансформация канцлера английского короля в высшее духовное лицо королевства – архиепископа Кентербери. Резкое изменение полярности Бекета добавило много проблем Генриху II. Король надеялся на поддержку своим давним другом интересов светской власти, но Бекет занял иную позицию, посвятив себя церкви. В этой статье мы попробуем проанализировать причины трансформации мировоззрения Бекета, а также посмотрим на развязку конфликта короля и архиепископа.

На этом витраже очень точно отображены сложные отношения короля и архиепископа. Посмотрите, с каким непониманием они глядят друг на друга.
На этом витраже очень точно отображены сложные отношения короля и архиепископа. Посмотрите, с каким непониманием они глядят друг на друга.

Томас родился в Лондоне в семье влиятельного купца Гильберта Бекета 21 декабря 1118 года. Отец прозорливо выбрал для сына местом обучения монастырь Мертон, где будущий архиепископ получил необходимый фундамент для движения дальше – во Францию. Окончив обучение в монастыре, Томас направляется в Парижский университет для изучения гражданского и канонического права. Уже на этапе обучения прослеживалась некоторая двойственность Томаса, вероятно, он руководствовался тем же правилом, что руководствуются крупные биржевые брокеры – «Не клади все яйца в одну корзину». Сосредоточение на двух областях права, делало Бекета первоклассным гражданским юристом, а в случае необходимости, образованным священнослужителем.

По возвращении из Франции, Томас поступает на службу к кентерберийскому архиепископу Теобальду и становится его доверенным помощником. В 1148 году он сопровождает Теобальда на собор в Реймсе, а уже через четыре года отправляется в Рим как полномочный представитель архиепископа. При дворе Папы Бекет добивается запрет на коронацию наследника Стефана Блуасского правителем Англии. Такой запрет был очень важен для Генриха II, так как несмотря на заключенные договоренности со Стефаном после вторжения в Англию, где черным по белому написано, что именно Генрих Плантагенет наследует английскую корону, многие бароны поддерживали сына проигравшего короля. Теперь, когда запрет был издан, любые толкования заключенных договоренностей исключались.

Стефан Блуасский. Пожалуй, не нужно объяснять, почему он проиграл гражданскую войну.
Стефан Блуасский. Пожалуй, не нужно объяснять, почему он проиграл гражданскую войну.

Вернувшись в Англию в конце 1154 года, Томас был рукоположен архидиаконом Кентербери. После лоббирования интересов Генриха при дворе Папы, Бекет пользуется благосклонностью короля, а благодаря эффективным действиям в должности представителя архиепископа, заручается поддержкой Теобальда, который рекомендует новому королю назначить Томаса своим канцлером.

Став первым лицом королевства после монарха, Бекет выстраивает дружеские отношения с королем, порывая с церковью. В конфликтах своего бывшего покровителя Теобальда и Генриха II канцлер неизменно встает на сторону правителя. Томас Бекет добивается высочайшего расположения короля, когда тот отправляет ему своего старшего наследника – Генриха Молодого на воспитание. Как потом отзывался о канцлере его воспитанник: «Томас Бекет за день мне выказывал больше уважения, заботы и любви, нежели мой отец за всю жизнь».

Одно из множества изображений Генриха II.
Одно из множества изображений Генриха II.

На посту канцлера Бекет проводит успешные переговоры с королем Франции Людовиком VII о браке наследника английской короны с французской принцессой Маргаритой. Наряду с этим, Томас показывает себя как успешный полководец, командуя французскими войсками при захвате Тулузы.

Генрих ценил талант и общество Бекета, звал его с собой в походы и всячески одаривал. Когда архиепископ Теобальд умер, именно король способствовал избранию Бекета настоятелем Кентерберийского собора. На момент рукоположения, Томас считался человеком короля в среде английского духовенства. Да и Генрих, выдвинув Бекета на пост архиепископа, рассчитывал на всестороннюю поддержку последнего. На протяжении средневековья, земли духовенства всегда были лакомым кусочком для монархов. С помощью нового архиепископа, Генрих планировал прибрать к рукам доходы духовенства и снизить влияние Папы на туманный Альбион. К удивлению английского короля, у Бекета были другие мысли на этот счет.

-4

Став архиепископом Кентерберри, Томас отказывается от должности канцлера, мотивируя это новыми задачами. Вполне возможно, Генрих поддержал такое решение, оно помогало архиепископу формально отделаться от тесной связи с королем и завоевать доверие в среде духовенства. Следующим шагом в сане архиепископа Бекет разворачивает ряд громких судебных процессов против баронов, незаконно завладевших землями духовенства в период гражданской войны в Англии (это когда Генрих захватывал Англию). Это действительно помогло Томасу заручиться поддержкой клириков, в особенности тех, чьи земли были экспроприированы. Король хоть и отнесся к судебным процессам скептически, но препятствовать не стал, так как все еще считал Бекета своим человеком.

В 1163 году король собрал видных английских клириков в Вестминстерском соборе и сообщил им, что собирается ввести новую подать для церковных земель, а также передать все судебные дела духовенства в ведение светских судов. Бекет раскритиковал инициативы короля прямо во время собрания. Буквально через три месяца король стал воплощать свои инициативы в жизнь. Пригласив священнослужителей в Кларендонский дворец, Генрих предъявил им для подписания документ, согласно которому привилегии церкви в Англии ограничивались. Если говорить вкратце о «Кларендонских конституциях», можно отметить, что английский король попытался «сунуть нос» буквально во все аспекты духовной жизни, обезопасив себя от церковных нападок. Ограничения духовенства сводились даже к передвижениям, к примеру, покидать королевство без специального разрешения от монарха.

-5

Присутствовавшие клирики то ли под давлением монарха, то ли от восторга новыми порядками, выразили согласие с содержанием конституций и подписали ее. Бекет же, одобрительно кивнул головой, но подписывать не стал, взяв паузу на «подумать». Когда весть о Кларендонских конституциях дошла до Папы, тот обрушился с критикой на такую инициативу, Бекет встал на сторону понтифика. В ответ на это, Генрих обвинил архиепископа в растрате государственных средств в период его канцлерства, на это Томас заявил, что неподсуден королевскому суду и бежал во Францию.

В королевстве Людовика мятежный архиепископ проведет шесть лет. Его с радостью примут в монахи цистерцианского аббатства. Заграницей Бекет не терял времени даром, переписываясь с Папой и французским королем, зарабатывая политические очки. Томас убеждал понтифика буллой отменить Кларендонские конституции, но Александр III, находясь в шатком политическом положении, не хотел усугублять конфликт с английским королем.

Отрывок из переписки Томаса и Генриха.
Отрывок из переписки Томаса и Генриха.

В июне 1170 года монарх Англии, исполняя свой план по разделению земель между своими сыновьями (подробнее об этом можно почитать здесь), короновал Генриха Молодого в Йорке. Согласно устоявшейся традиции, коронацию мог проводить лишь архиепископ Кентербери, поэтому Томас Бекет выразил протест, который поддержал Папа. Александр III угрожал Генриху интердиктом, если тот не примирится с Бекетом. Королю пришлось пойти на уступки, встретившись с архиепископом в Нормандии, он предложил ему вернуться, гарантируя безопасность. В качестве политического доказательства примирения, Бекет потребовал от короля опубликовать папские послания, в которых осуждались Кларендонские конституции.

Через месяц после встречи с Генрихом, архиепископ вернулся обратно. На тот момент, в среде духовенства и простых горожан, Бекет добился огромной популярности как поборник церкви. Сразу же после возвращения, Томас отлучил от церкви трех епископов, короновавших Генриха Молодого, намереваясь собственноручно помазать на царствование своего протеже. Когда вести об отлучении дошли до короля, он разозлился не на шутку. Генрих допускал возможность, что Кентерберийский архиепископ обязательно выставит условие об отмене Кларендонских конституций в обмен на каноничную коронацию наследника. Пребывая в ярости, король во всеуслышание воскликнул: «Неужели никто не избавит меня от этого мятежного попа?».

-7

Слова Генриха возымели ошеломительный эффект. Несколько рыцарей восприняли изречение буквально и тут же отправились в Кентербери, дабы удружить своему королю. Сначала они попытались вытащить Бекета из собора, чтобы отвезти королю, но архиепископ оказался не из робкого десятка и пресек все попытки везти его куда-либо. Раздосадованные рыцари ушли, но вскоре вернулись обратно, вооруженные мечами, после недолгой перепалки, они зарубили Томаса Бекета прямо у алтаря, после чего поспешно удалились.

Убийство архиепископа в его же храме потрясло всю Европу, Папа сразу же неодобрительно высказался о короле и его рыцарях и в короткие сроки причислил Бекета к лику святых. Генрих в результате убийства бывшего друга больше потерял, нежели получил, престиж короны стремительно падал по мере того, как в общественном сознании укоренялся феномен святости бывшего канцлера.

В интернете много интерпретаций смерти архиепископа, но этот вариант Автору понравился больше всего.
В интернете много интерпретаций смерти архиепископа, но этот вариант Автору понравился больше всего.

Что же поменялось в Бекете после того как он стал архиепископом? И ничего, и все сразу. Если приглядеться к жизненному пути Томаса, то можно отметить его потрясающую пластичность и адаптивность. Он с успехом выполнял как церковные поручения, так и защищал интересы короля, причем отдаваясь каждой новой должности без остатка. Усердие, с которым Бекет подходил к работе не может не поражать, он принимал все правила игры, вплоть до мелочей. Так, став канцлером, он с старательно отыгрывал роль светского человека с гулянками, охотой и обилием женщин, а вот получив сан архиепископа, кардинально сменил образ жизни, ударившись в аскетизм. Вполне вероятно, Теобальд выдвигал своего протеже на должность канцлера с расчетом на поддержку церкви при дворе. Но у Бекета сменился благодетель и обязанности, поэтому канцлер предпочел держать позицию нового начальника. Впечатленный работой Бекета в качестве канцлера, Генрих так же ожидал поддержки от архиепископа Кентербери, но и он ошибся, начальник сменился, сменились и ориентиры. Став высшим духовным лицом Англии, Бекет уже воспринимал в качестве своего непосредственного руководителя - Папу, как представителя Бога на земле, поэтому идти на поводу Генриха у него уже не было никакого желания.

Благодарю вас за прочтение статьи. Уважаемые Читатели, если вам было интересно, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь! Это очень поможет каналу в развитии!