1.Владение речевыми звуками.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 6 годам, так же к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.
Приход в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
2.Сформированность фонематического слуха.
Фонематический слух – это умение
слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П, Т-Д, Г-К, В-Ф, С-З, С-СЬ, Ш-Ж, Щ-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, Р-Л и др.
3.Готовность к анализу синтезу звукового состава слова.
а) Ребенку необходимо дать представление о том:
-что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;
-что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.
б) Ребенка нужно научить:
-анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);
-делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
в) Так же необходимо дать представления о звуках:
-звуки делятся на гласные и согласные;
-согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.
4. Достаточность словарного запаса.
К 6-7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова-действия, слова-признаки.
а) Ребенка необходимо научить:
-обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт и т.д.;
-подбирать признаки к предмету: яблоко сочное, красное, ароматное и т.д.;
-подбирать действия к предмету (например):
*снег идет, падает, кружится;
-подбирать предмет к действию (например):
*идет - снег, дождь, человек, время;
-подбирать антонимы – слова с
противоположным значением (например):
*высокий – низкий, пустой – полный,
*говорить – молчать;
-подбирать синонимы – слова
близкие по значению (например):
*смелый – храбрый, отважный;
*бежать – нестить, мчаться.
5.Сформированность грамматических систем.
-образовывать множественное число существительных (дом – дома, окно – окна и т.д.);
-согласовывать прилагательное с существительными (зеленое яблоко, красный бант и т.д.);
-образовывать слова уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова – головушка, стол – столик и т.д.);
-образовывать притяжательные прилагательные (лиса – хвост лисий, медведь – берлога медвежья и т.д.);
-образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит – в дом заходит – из дома выходит – дом обходит и т.д.);
-сложные слова (лес рубит – лесоруб, снег падает – снегопад и т.д.);
-употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).