Найти в Дзене

«Речевая готовность ребенка к школе»

Оглавление

1.Владение речевыми звуками.

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребенком полностью к 6 годам, так же к этому возрасту он должен уметь различать звуки на слух и в произношении.

Приход в школу, ребенок должен отчетливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

2.Сформированность фонематического слуха.

Фонематический слух – это умение

слушать и различать звуки речи. Дети часто плохо различают на слух такие звуки как: Б-П, Т-Д, Г-К, В-Ф, С-З, С-СЬ, Ш-Ж, Щ-СЬ, Т-ТЬ, Л-ЛЬ, С-Ш, Р-Л и др.

3.Готовность к анализу синтезу звукового состава слова.

а) Ребенку необходимо дать представление о том:

-что такое «предложение», «слово», «слог», «звук»;

-что предложение состоит из слов, слово состоит из слогов, слог состоит из звуков.

б) Ребенка нужно научить:

-анализировать предложения (делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении);

-делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

в) Так же необходимо дать представления о звуках:

-звуки делятся на гласные и согласные;

-согласные звуки бывают звонкими и глухими, твердыми и мягкими.

-2

4. Достаточность словарного запаса.

К 6-7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать названия предметов повседневной жизни, знать обобщающие слова, слова-действия, слова-признаки.

а) Ребенка необходимо научить:

-обобщать предметы по группам: овощи, фрукты, мебель, посуда, транспорт и т.д.;

-подбирать признаки к предмету: яблоко сочное, красное, ароматное и т.д.;

-подбирать действия к предмету (например):

*снег идет, падает, кружится;

-подбирать предмет к действию (например):

*идет - снег, дождь, человек, время;

-подбирать антонимы – слова с

противоположным значением (например):

*высокий – низкий, пустой – полный,

*говорить – молчать;

-подбирать синонимы – слова

близкие по значению (например):

*смелый – храбрый, отважный;

*бежать – нестить, мчаться.

-3

5.Сформированность грамматических систем.

-образовывать множественное число существительных (дом – дома, окно – окна и т.д.);

-согласовывать прилагательное с существительными (зеленое яблоко, красный бант и т.д.);

-образовывать слова уменьшительно-ласкательными суффиксами (голова – головушка, стол – столик и т.д.);

-образовывать притяжательные прилагательные (лиса – хвост лисий, медведь – берлога медвежья и т.д.);

-образовывать приставочные глаголы (Мальчик к дому подходит – в дом заходит – из дома выходит – дом обходит и т.д.);

-сложные слова (лес рубит – лесоруб, снег падает – снегопад и т.д.);

-употреблять сложные предлоги (от, около, из-за, из-под, между).

-4