Сынишка приятеля, весёлый пятиклассник, порадовал нетривиальным ответом на эту загадку мироздания. Оказывается, "у птичек на лапках есть чешуйки, они токоизолирующие, и потому их не бьёт". Эту версию он придумал не сам, это ему (и всему классу) рассказала учительница ОБЖ.
Мы с приятелем сходу предложили ему ещё несколько версий, чтобы поделиться ими с учительницей. Приятелю больше всего понравился вариант с магией, ведь электричество - это такое волшебство, а птицы просто устойчивы к заклинаниям. Вы вот видели хоть одну птицу, в которую попал магический файербол? Я, в свою очередь, голосовал за версию с торсионными полями: наверняка они генерируются вокруг проводников с высоким напряжением и надёжно защищают птиц.
После того, как мы вдоволь наиздевались над уровнем образованности преподавателя, конечно объяснили, что там в реальности с птицами и линиями электропередач. У птиц действительно имеются чешуйки на лапах, но дело не в этом. Дело в том, что сидящая на проводе птица не касается земли, поэтому её и током не бьёт.
Если говорить словами, по уровню чуть выше пятого класса, то: для возникновения тока нужна разность потенциалов. Ну, помните, может, такие термины из курса физики: "ноль" и "фаза"? Вот, разность потенциалов - между ними. Вокруг птицы на проводе ("фаза") - воздух, а он ток не проводит. Птица не касается никаких токопроводящих предметов, по которым ток может пройти в землю (которая есть "ноль"). Кстати, если коснётся ненароком, то её ударит током, несмотря на все её волшебные чешуйки. Это случается с крупными птицами, которые взмахом крыла цепляют опору ЛЭП, образовав в результате этого проводник.
Такие дела. А какие забавные и совершенно нереальные вещи вам говорили в школе на уроках?