Найти тему

Образ вампира XXI века

В первое десятилетие XXI века в обществе все наблюдает все возрастающий интерес к образу вампира (литература, кино, живопись, компьютерные игры). Конечно, он иногда переживал некоторые спады в популярности, но до сих пор остается одним из самых востребованных. Любой предмет или явление появляется только, когда он становится необходимым человеку. Так что же необходимо современному человеку, если в литературе появился и пользуется столь долго популярностью образ вампира? Основной причиной будет то, что современный человек, можно так сказать, «перенасыщен реальным миром». Современная культура во многом реалистична, имеет техногенный характер. И человек стремится уйти от власти техники, торжества научного мышления, от понятий, рационально объяснимой и потому ограниченной реальности в волшебный мир, а значит – загадочный, а ведь в фентези очень редко дается объяснение магии и чудесам. «Бегство – одна из основных функций волшебных сказок».[1] И эта еще одна причина интереса к образу вампира – бегство от действительности, эскапизм. Человек тоскует по прошлому, не только личному, но и по давно ушедшим эпохам, которые он романизирует. И художественный вымысел становится некой особой реальностью, параллельным миром, обладающим притягательностью волшебной страны и при этом почти земной материальностью, вызывающим желание приобщиться и узнать его получше.

И с наступлением нового века вампир остается в культуре. При этом, развиваются разнообразные направления тематики, от псевдонаучной, до классической готической.

Стирается граница между людьми и вампирами. Они уже не такие монстры как были раньше, многие из них едят простую пищу, а не человеческую кровь, для них уже не страшны зеркало, чеснок, распятие. Среди людей вампиры выделяются только красными глазами и бледным лицом. Они, как и люди учатся, работают, влюбляются, иногда и в обычных людей, живут в маленьких и больших городах. Но у них есть свой мир, скрытый от глаз людей.

Образ вампира воспринимается неоднозначно. С одной стороны, он идеальный – вечно молодой, красивый и бессмертный, у него есть время учиться, путешествовать, он владеет недвижимостью и машинами, носит модную одежду, с легкостью влияет на людей и достигает своих целей (хитростью, обаянием и очарованием, или силой). С другой – вампира по-прежнему интерпретируют как темную, неизведанную сторону человека (трилогия о Блейде). Вампир – это способ критики современного человека. Художник противопоставляет по разным параметрам человека (традиционно божье творение) и вампира (дьявола), показывая, что даже эта жуткая тварь, пьющая кровь, в сравнении с современниками кажется лучше и добрее.[2]

Блэйд (Уэсли Снайпс) в фильме С. Норрингтона «Блэйд» (1998 г.).
Блэйд (Уэсли Снайпс) в фильме С. Норрингтона «Блэйд» (1998 г.).

В 2005 – 2008 американская писательница Стефани Майер написал очередную серию романов о вампирах, похожих на вампиров Л. Д. Смит. В этом романе вампиры отличаются от привычных представлений о вампирах: они не боятся ни чеснока, ни зеркала, ни святой воды, ни серебра, ни религиозной символики; на солнце они уже не сгорают, от него у них только светиться кожа. Несмотря на то, что они способны есть человеческую еду, она у них не переваривается, и поэтому потом они вызывают у себя рвоту. Обладая невероятной силой, вампиры не нуждаются во сне. Наиболее сильные – это новообращенные вампиры в первый год после своего «рождения», потому что в их организме все еще находится много человеческой крови. Но в то же время им труднее всех сдерживать свою жажду.

Стефани Майер
Стефани Майер

У вампиров Майер нет клыков, но зато одинакового хорошо развиты все пять органов чувств: острое зрение, тонкое обоняние и слух, их движения настолько быстры, что человеку очень трудно за ними проследить. Хотя прекращение дыхание – процесс не очень приятный, они не нуждаются в дыхании, несмотря на то, что это противоречит рефлексам тела.

Вампиры владеют необыкновенной красотой – идеальные черты лица, бледная, похожая на мрамор, сверкающая кожа, безупречное холодное тело – привлекающий добычу.

Иногда новорожденный вампир приобретает сверхъестественные способности, в частности Эдвард Каллен мог читать мысли, Элис видит будущее, Джаспер, ее возлюбленный, может чувствовать настроение окружающих и менять его, Белла владеет щитом от всех внешних воздействий. В данном произведении образ вампира воплощает желания человека быть красивым, иметь идеальное телосложение, быть бессмертным – вести настоящую, яркую полноценную жизнь и жить так, как хочется, действовать так, как хочется и не обращать внимание на мнение других людей.

Итак, мы видим, что современные вампиры молодежных книг являются компенсирующими образами для подростков, чьи основные желания – это Любовь и сверхспособности, а самый большой страх – одиночество и неудачи. Вампиры стали персонажами, которые всегда наполовину люди и интерпретируются как положительные персонажи. Они могут быть поставлены человеку в укор: мертвые оказывается по многим показателям превосходят людей.[3]

Так образ вампира принимает форму уже не кровожадного монстра, проживающего в старинном замке, спящего в гробу, окруженным туманом и летучими мышами, а как необычайно красивого и загадочного молодого человека, обладающего сверхъестественными способностями. И люди уже перестали боятся вампиров, многие даже знакомятся с ними и становятся друзьями. Можно выделить качества, приобретенные вампиром в XXI в.:

· вампир стал вести «человеческий» образ жизни;

· стал вегетарианцем – может обходиться без крови человека, заменяя ее животной;

· он способен испытывать разные чувства: переживание, любовь, ненависть, обиду, и др.;

· он практически не уязвим – ему не страшен ни чеснок, ни зеркало, ни святая вода, ни серебро, ни религиозная символика; на солнце он уже не сгорает, от него только светиться кожа;

· очень острые зубы, поэтому нет клыков;

· отлично развиты все пять органов чувств - острое зрение, тонкое обоняние и слух, их движения настолько быстры, что человеку очень трудно за ними проследить.

Сумерки
Сумерки

[1]Цит. по: Толкиен Дж. Р. Р. Кузнец из большого Вуттона и другие истории / Дж. Р. Р. Толкиен: пер. с англ. – М.: АСТ.: 2009 228 С..

[2] Турбина Е. Трансформация киномифа о вампире как история изменения изменений интерпретации зла и отношение к смерти [Электронный ресурс] // Современный Дискурс-Анализ – 2013. - № 10. – С. 39 – 48. – Электрон. Журнал. - URL: http://discourseanalysis.org/ada10/st73.shtml (дата обращения 11. 02. 16)

[3]Там же.