Каждый значимый период в истории того или иного государства порождает поколение с отдельными ярко выраженными особенностями личностей. На территории постсоветского пространства такой прослойкой стали дети 90-х — смутного, тяжёлого времени кардинальных перемен, распада СССР и становления России как суверенной страны.
90- е годы — исключительный период в истории России, когда процветала преступность, анархия, происходило бесконечное и порой жестокое деление власти, сфер влияния, а люди учились жить в условиях рыночной экономики.
В это время всем было непросто, но особенно страдали дети, на долю которых выпало по-настоящему суровое детство — без игрушек, игровых площадок, возможности развивать свои таланты и способности, с большими материальными ограничениями и невозможностью покупать необходимые вещи. Так формировалось поколение 90-х годов, а с ним и соответствующие комплексы, установки, психотравмы, отношение к определённым вещам и привычки.
Конечно, не все эти черты присутствуют у всех детей, но они свойственны многим.
Чем же отличаются дети девяностых и что повлияло на становление их личности?
Внешние факторы.
90-е годы оказали влияние на все сферы человеческой жизни. Отсутствие работы наряду с дефицитом элементарных вещей, продуктов рождали неопределённость, неуверенность в будущем.
Люди задействовали все резервы, чтобы выживать и адаптироваться к переменам. Всё это формировало страх перед будущим, который часто выливался в избегание ответственности, иллюзии, алкоголизм, наркоманию, игроманию, неоправданный риск.
Даже самые благополучные семьи столкнулись с проблемами и необходимостью менять мышление, что провоцировало скандалы, бытовое насилие, разводы.
Дети, рождённые в период 1985—2000 гг., сполна прочувствовали:
▪️незащищённость и отсутствие безопасности;
▪️неопределённость и неуверенность в завтрашнем дне;
▪️нацеленность на выживание, когда значение имеют навыки и сила, а не эмоции и чувственность;
▪️отсутствие доверия к окружающим, так как обмануть могут даже близкие;
▪️уязвимость семейных отношений, когда любовь к близким могут использовать в корыстных целях;
▪️равнодушие взрослых, для которых было важнее выжить, чем направлять усилия на внутреннее развитие ребёнка.
❗Таким образом, дети 90-х были, по сути, предоставлены сами себе. Как результат — это поколение воспитано в режиме выживания, когда чувства и эмоции только мешают, а близость и любовь рассматриваются как уязвимость для безопасности.
Основные проблемы детей 90-х.
Характерные проблемы развития личности у ребёнка 90-х — это (свойственно большинству людей этого периода):
1. "Голодные" - факту это взрослые дети, которые не наелись конфет, не наигрались в игрушки, недополучили родительского внимания и заботы.
2. Неумение реализовать себя даже при наличии образования, специализации — диплом им нужен не для того, чтобы применять знания и развиваться в профессии, а чтобы им гордиться.
3. Сложность в построении отношений и семьи.
4. "Перекармливание" детей всякими благами, чего не имели сами в детстве.
5. Нежелание становиться родителями, то есть брать на себя ответственность.
6. Транжирство — могут «просадить» зарплату на собственные удовольствия.
7. Поиск славы и известности — скорее всего, для того, чтобы получить одобрение, похвалу, признание общества.
8. Гиперответственность и перфекционизм.
Лишённые в детстве самого необходимого, дети 90-х не стремятся заполнить пустоту, выстраивая семейные и партнёрские отношения. Они делают это по-другому, балуя себя вкусной едой, красивыми вещами и насыщая себя впечатлениями и эмоциями.
Вопреки логике они так и не научились копить деньги, инвестировать, потому что думают не о будущем, а о неопределённости жизни, о том, что, как в их детстве, всё может измениться в любой момент.
Удачи вам в сознании себя!
Автор: Юлия Таланцева
Психолог, Клинический психолог Семейный
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru