Найти тему

Понятие принадлежности товара к стране утратило смысл

Традиционно люди ассоциируют вещи с какой-либо страной. Часто, когда рассказывают о каком-то товаре, упоминают страну, как важную характеристику: японский телевизор, китайский телефон, немецкий автомобиль, французские духи, швейцарские часы и т.д. Подразумевают под этим страну происхождения товара или, хотя бы, разработки.

Причём многие придают этому огромное значение – например, могут с большим недоверием относиться к товарам, которые считают российскими или китайскими, вплоть до отказа от покупки. А вот вещам, скажем из Германии, приписывают прямо мистические свойства – никогда не ломаются, обладают невероятным качеством.

Насколько в современном мире, в условиях глобализма, вообще применимо понятие «гражданства» для вещей? Боюсь – во многих случаях уже нет. Это превратилось в откровенный маркетинг.

Типичный гражданин определяет «национальность» вещи очень просто. По названию бренда. Если, допустим, на телевизоре написано «Sony» — значит Япония! И не смущает, что Sony закупает матрицы для своих ТВ у LG, остальные компоненты – в Китае, центры разработки находятся в разных странах, а собран может быть и в Калуге. Те телики «Sony», которые продают в РФ и близко не лежали к Японии. Тем не менее владелец будет гордо заявлять, что у него японский телевизор, свысока поглядывая на владельцев LG, TCL, Hisense.

телевизор Sony.
телевизор Sony.

Тоже самое можно сказать, к примеру, о телефонах Apple. Производят их в КНР на заводе Foxconn, процессор делает TSMC на Тайване, используются компоненты от Samsung, Intel, Toshiba и десятка других компаний. От самого Apple только дизайн и ПО, да и то не факт, что они разрабатывается на территории США.

Но самый «интернационал» царит в автопроме. Возьмём некогда популярный в РФ Chevrolet Lanos. Бренд из США. Но собирался этот автомобиль на Запорожском автозаводе, сама машина разработана в Корее, фирмой Daewoo в сотрудничестве с немецкими и английскими инженерами, кузов - от итальянского дизайнерского агентства ItalDesign, двигатель и коробку передач ставили польские, рад деталей – российского происхождения. Причём эта же машина собиралась ещё в нескольких странах (РФ, Казахстан, Египет, Ю.Корея) и продавалась под марками Daewoo, ЗАЗ, Донинвест, FSO. И какое «гражданство» у этой машины? Извините, сказать, что она из США у меня язык не поворачивается. Концерн GM просто купил фирму Daewoo со всеми наработками и начал продавать их машины в РФ под принадлежащем им брендом Chevrolet, т.к. менеджеры посчитали, что эта марка более привлекательна для россиян.

Chevrolet Lanos. Пример международного производственного сотрудничества.
Chevrolet Lanos. Пример международного производственного сотрудничества.

В автомобильной индустрии ситуация, как с Lanos совсем не исключение. Известный всем Renault Logan так же продавался под названиями Dacia, Nissan Aprio, Mahindra Verito, LADA Largus. А разработан этот автомобиль вообще был в Румынии. Вот такой это «француз».

Для маркетологов такая, практически религиозная, вера в «гражданство» вещи – не секрет. И они этим успешно пользуются, особенно если компания из «репутационно-сомнительной» страны. Самые распространённые способы:

  • Создание нового бренда, который мимикрирует под национальный бренд другой страны. Например, российские производители часто делают вид, что они европейские, придумывая, звучащие на иностранный манер, названия брендов: Bork, Futüka, Gloria Jeans, Greenfield, Shulz, Carlo Pazolini, Grand di Pasta и многие другие. Впрочем, случается и обратное явление – иностранные торговые марки претворяются российскими: "48 копеек", "Коркунов", "Миф", "Балтимор", "Мишка на Севере", Kalinka - обычно это касается пищевых брендов, ведь российские продукты во многих странах справедливо считаются качественными и натуральными.
  • Покупка раскрученного бренда «с историей». Обычно такой возможностью пользуются азиатские производители – у них денег много, а вот доверие, в массовом сознании, заслужить ещё не успели. Легендарные автомобильные марки Volvo, SAAB, Hummer, Land Rover, Jaguar – уже давно не европейские.

Типичная для нашего времени история произошла с нидерландской компанией Philips. Они прекратили выпускать телевизоры в 2012м году. Но раскрученная марка — это ценный актив. Поэтому они продали право выпускать ТВ под брендом Philips гонконгской компании TP Vision. С 2014г компания Philips не имеет никакого отношения к телевизорам, продающейся под этой маркой. Разработку выполняют исключительно китайцы, производят же на заводах в Китае, РФ, Америке. Тем не менее, консультанты в магазинах продолжают «впаривать» Филипсы под предлогом настоящего европейского качества, покупатели же в это охотно верят и готовы переплачивать.

телевизор Philips.
телевизор Philips.

Примеры можно приводить долго - похожая ситуация произошла и с Motorola, Pirelli, Alcatel, Sharp и многими другими.

Что же с этим делать? Да, ничего. Просто перестаньте верить в «магию» стран. Мнение, что европейский товар лучше, чем азиатский, а китайцы производят некачественный «шлак» - давно не имеет отношения к реальности. Производство автоматизировано. Работают не люди, а роботы, которым всё равно в какой стране они находятся. Забудьте стереотипы из прошлого века, что китайцы готовы работать за миску риса. Сейчас у них и образование неплохое и зарплаты приличные, что стимулирует автоматизацию производства.

Причём у того же КНР финансовых возможностей для закупки современного оборудования намного больше, чем у измельчавших европейцев. А если где-то и требуются выполнить какие-то производственные операции вручную, то на немецком заводе скорее всего будет это будет делать мигрант из Турции или Ближнего Востока, а не педантичный бюргер. Лично я предпочту, при наличии выбора, купить китайский товар, а не европейский. Те же телевизоры Philips – отменного качества, хоть больше и не имеют отношения к Европе.

А вообще, если говорить о сложных товарах – автомобилях, компьютерах, телефонах, самолётах, программном обеспечении – то связывать их с какой-то конкретной страной, во многих случаях, просто бессмысленно. Либо эта связь более, чем условна. Сложные товары являются результатом сотрудничества людей из многих стран. Так сейчас устроен мир – развита логистика и транспорт, средства связи, финансовые транзакции; заключены таможенные соглашения, минимизирующие пошлины. Плюс работает фактор снижения издержек при увеличении объёма производства. Делать что-то силами только одной страны – просто дорого и не конкурентно.

В частности, поэтому и нашему Минцифры так сложно выработать адекватные критерии, какое ПО и «железо» можно считать отечественным. Используются сомнительные факторы, вроде доли владения гражданами РФ, кому перечисляется выручка от продаж, наличие полного пакета исходных текстов в стране, использование хотя бы одной российской микросхемы и т.д.

Реестр отечественного ПО.
Реестр отечественного ПО.