Я привела пример первой беседы с психологом, на которой девушка рассказывает о своих отношениях с молодым человеком.
Первая часть статьи - беседа
Напомню, проблема была в том, что в их паре стало много конфликтов, затяжных ссор. Молодой человек очень возмущается тем, что девушка периодически проводит досуг по своему усмотрению и не согласовывает с ним это.
Я предположила построить беседу с клиенткой так, чтобы найти причины, мотивы происходящего и помочь Ольге их осознать. Так, разобравшись в исходных данных, она сможет спокойно и уверенно двигаться дальше. А также я предлагаю разобраться – куда двигаться.
По результатам данной части беседы могут быть сформулированы следующие гипотезы проблемы.
Ольга зависима от мнения своего партнёра о ней. Также у неё есть страх отвержения. Возможно она бессознательно провоцирует подобные конфликты для подтверждения своей значимости для партнёра, для ощущения себя любимой и нужной. Также она пытается создавать в его глазах образ себя, оторванный от действительности. Возможно, она сама, не принимая себя такой, какая она есть, опасается такого же непринятия от других близких. Об этом говорит то, что она скрывает от партнёра свои действия, которые предположительно ему не понравятся. При этом она не учитывает его мнение, а пытается его изменить манипулятивным путём. Соответственно можно предположить, что Ольга имеет неопределённые представления о партнёрских отношениях. Стремясь к ним и беря такую модель за основу, она не очень понимает сути партнёрства, не стремится договорится. Партнёр по всей видимости также к договорности и обсуждению вопросов подходит в точке кипения и пытается решать их по средствам ссор, обид и наказывая Ольгу отчуждением, чем попадает, вероятно, в её травму детства. Соответственно можно предположить, что и Андрей имеет совершенно отличные от Ольгиных взгляды на правила и нормы в отношениях, которые далеки от партнёрских.
Таким образом, в следующих беседах нужно исследовать и обсуждать следующие направления.
Причины страха отвержения у Ольги. Поговорить о её детстве, о том, как родители наказывали её за провинности, как хвалили, что в её родительской семье было с принятием.
Исследовать отношением к конфликтам в родительской семье, почему теперь она считает, что конфликты не приемлемы, возможно чем-то они напугали её в детстве.
Помочь Ольге разобраться, почему она на самом деле скрывает свои действия от Андрея – желание ли это сохранить свою автономность и границы или попытка манипулировать его интересом к ней, провокация ли это возможных конфликтов, подтверждающих значимость Ольги для партнёра. Уместным будет поговорить и о том, как её мама «получала» признание и любовь мужа по мнению Ольги.
Так психолог поможет Ольге понять и осознать истинные причины и мотивы её действий, а также какие программы из детства задуют те или иные алгоритмы её сегодняшнего поведения, может ли она осознанно принять такие программы.
Также здесь будет полезном поговорить с Ольгой о партнёрских и манипулятивных отношениях, как о разных видах, один из которых исключает другой даже по определению.
Такая работа психолога относится к когнетивно-поведенческой модальности, в которой с помощью осознания, знаний, умозаключений клиент постепенно будет делать выбор в сторону осознанного, нужного ему поведения, ведущего к планируемым, осознанным результатам.
Исследования детско-родительских отношений помогут понять и возможные травмы детства Ольги, непрожитые переживания, возможные запреты на конфликты и выражение отрицательных эмоций. Здесь поможет гештальт-подход и основы психоанализа.
Важным здесь будет и работа с зависимостью Ольги от одобрения и принятия её Андреем. В ходе беседы проявилось, что она всячески старается сохранить нужное ей мнение Андрея о себе, боится «упасть с пьедестала» и быть отвергнутой. Для чего скорее всего прибегает к различным манипуляциям.
Однако консультация психолога не должна превратиться в то, чтобы клиента «вывести на чистую воду». Обратившись к психологу, клиент в первую очередь нуждается в поддержке. Потому эмпатическое слушание, искреннее одобрение психологом, например, желания Ольги наладить отношения цивилизованным путём или каких-то других аспектов в поведении Ольги, помогут ей продуктивнее продвигаться к поставленным целям, трансформируя некоторые задачи в ходе работы с психологом на более зрелые и здоровые варианты развития отношений.
Не все указанные гипотезы и вытекающие из них задачи могут быть решены в ходе консультационной работы. При желании Ольги и должной квалификации психолога работа может быть продолжена в формате терапии.
Сочетание методик различных подходов и модальностей на мой взгляд в данном случае могут принести самые продуктивные результаты, сочетаясь в интегративном подходе к консультированию, а при необходимости в последующей терапии.
Надеюсь, что публикация помогла вам задуматься над своими похожими ситуациями, в чём-то разобраться или просто стала интересным чтением! Если это так - то ставьте лайк и пиишите комментарии!
Фото и текст - я, Екатерина Степанова
Автор: Степанова Екатерина Сергеевна
Педагог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru