Школьному психологу позвонила мама 16ти летнего подростка с настоятельной просьбой, чтобы она встретилась с ее ребёнком, который совершил медикаментозную попытку суицида из-за отношений со своей девушкой.
Что нужно знать и как правильно реагировать школьному психологу, чтобы быть защищенным как в профессиональном так и в юридическом плане?
С суицидальным поведением подростков компетентны работать кризисные психологи, клинические психологи, врачи психиатры.
Часто у школьных педагогов-психологов нет нужной компетенции для эффективного оказания помощи подростку.
Названные выше специалисты, относятся к внешкольным организациям. Организация, которая относится к системе образования и в которой могут работать компетентные по заявленному вопросу специалисты – Городской (или областной) центр диагностики и консультирования или Центр медико-социальной и психологической помощи.
Эти центры относятся к бюджетной сфере системы образования и в них по подобным вопросам оказывают бесплатные консультации как подросткам, так и родителям. Каждому школьному психологу необходимо знать адреса таких центров и иметь возможность для созвона или получения профессиональных рекомендаций от специалистов таких организаций.
Всё что касается вреда психическому здоровью ребёнка и патологических состояний с этим связанных, относится к компетенции врачей психиатров и врачей психотерапевтов.
Суицидальное мышление и попытки подростков относятся к самоповреждающему поведению – это патологическое состояние с которым обязательно нужно обращаться на диагностику к психиатру, чтобы исключить будущие негативные проявления в поведении ребёнка и вред как для самого ребёнка, так и для окружающих.
Компетентен ли школьный педагог-психолог работать с самоповреждающим поведением школьников в рамках школы?
НЕТ, если он отдельно этому не учился и у него такой вид вмешательства не включен в описание должностных инструкций.
В обязанности педагога-психолога не входит медицинская и психотерапевтическая работа со школьником, совершившим безуспешную попытку суицида.
Но в компетенцию школьного педагога-психолога может быть включена встреча с родителями школьника, чтобы составить с ними план действий помощи ребёнку и рекомендовать им нужных специалистов, к которым родители своевременно могут обратиться за помощью.
Так же педагог-психолог может проводить поддерживающие (релаксационные, стрессо-разгрузочные) встречи со школьником, совершившим попытку суицида, но только после того, как этот школьник побывает у компетентных по этому вопросу специалистов и только с согласия этих специалистов и школьной администрации на работу этого ребёнка с психологом.
Причём, когда работа психолога связана с суицидальным мышлением и поведением ребёнка, ему необходимо иметь любые соглашения или их копии (от школьной администрации, от самого школьника, от его родителей, от лечащих врачей и т.д.) только в письменном виде.
Точно так же любая работа психолога и каждый его шаг с ребенком у кого суицидальное поведение или склонности к этому, должны быть документально зафиксированы. То есть, если вы применяете рисунки в работе с ребёнком – складывайте их и интерпретацию к ним в рабочую папку. Если вы встречаетесь с родителем этого ребёнка, то после каждой встречи – обязательно берите письменный отчет с родителей по результатам встречи с подписью. Если вам руководство школы диктует своим правила, не относящиеся к вашим должностным инструкциям – составляйте письменное соглашение, которое подтверждает, что вы действуете не по своему усмотрению, а с подачи школьного руководства.
Подобные меры помогут вам подтвердить свою профессиональную компетентность при крайнем случае развития событий.
Большое значение для профилактики суицидального поведения школьников имеет позиция руководства школы.
То есть, прежде всего «сверху» должны быть рекомендации всему педагогическому составу школы, в том числе и педагогу-психологу – как себя вести, в случае совершения школьником попытки суицида в рамках школы.
Если вы педагог-психолог, не допускайте отмашки (устранения) руководства школы от этого вопроса и перекладывание его решения на ваши плечи.
В таком случае требуйте от директора школы описания ваших действий. Не предпринимайте инициативу самостоятельно решить вопрос с суицидальным поведением школьника, не посоветовавшись с руководством школы.
Если школьное руководство не знает, как себя вести в таких случаях, обращайтесь в Управление или Министерство образования – туда, где разрабатываются все нормативные документы, которые «спускаются» в школы. И пусть управление образования осведомят вас как педагога-психолога о ваших действиях при попытках суицида школьников или направят (подскажут как получить квалификацию) на соответствующее обучение.
Пренебрежение описанными рекомендациями для педагогов-психологов чревато негативными последствиями как по отношению к самому ребёнку, совершившему попытку суицида (не оказана вовремя помощь компетентного специалиста), так и по отношению к школе.
Когда происходят крайние случаи с суицидальным поведением школьников, полиция проверяет образовательные учреждения и педагогический состав школы. То есть оценивается вся цепочка действий и лиц, которые могли спровоцировать такое поведение у ребёнка.
И хорошо, если школьный психолог может уверенно отчитаться за свои компетентные действия.
За время моей работы педагогом-психологом в системе образования с 2006 по 2012 годы, мне несколько раз приходилось быть в составе проверяющих комиссий по Ростовской области, созданных для проверки случаев самоповреждающего поведения школьников.
Роман Гриценко, психолог.
Автор: Роман Гриценко
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru