Люблю социологов! Они отдельно выделили такой метод как #дизайн-мышление, сформулировали саму идею, а потом оформили ее в универсальную концепцию, послужившую основой для дизайн-школы.
Они не открыли ничего нового – в соответствии с древнейшими философскими принципами красота есть целесообразность.
Но они разработали методологию дизайн-мышления, применимую абсолютно к любой ситуации в бизнесе или повседневности.
Красиво можно не только снять видео или фотосет, но и выстроить продажи, архитектуру интернет-сайта, организацию обслуживания клиентов, даже задачи для команды в trello.
В любых обстоятельствах можно найти наиболее целесообразное решение. Главное – отказаться от стереотипов и дать свободу творчеству.
Поэтому заслуга авторов – в универсализации модели и распространении ее принципов на различные сферы деятельности.
Дизайн-мышление в бизнесе позволяет находить возможности развития там, где классический ход и порядок действий не работает.
Разберем пример из далекой от нас сферы: 90-е в США когда дешевым китайским ширпотреб начал проникать массово на рынок семейная пара оказалась на грани банкротства. Они делали корзины для мусора и другие бытовые мелочи, которые производили уже много лет и не могли конкурировать с аналогами китайского производства даже с учетом их трансокеанической перевозки.
Если классический бизнес-подход указывает, что в условиях конкуренции нужно снижать цену на товар, чтобы получить больше потребителей, то этот вариант был неприемлем с учетом налогов и зарплаты работникам.
Повышать качество, чтобы их продукцию выбирали по этому параметру, тоже не подходит – покупателям не интересно, насколько корзина для мусора более эластична и устойчива к ультрафиолету.
Дочь предложила вообще выйти из категории бытовых потребительских товаров и производить очень дорогие дизайнерские корзины для мусора – из натуральных материалов, украшенные художественной резьбой, росписью, кристаллами Сваровски и т.п.
Это и есть основа дизайн-мышления – не биться головой о стены лабиринта привычного, а найти альтернативу.
Тестируем метод, для этого нужно:
• из вне максимально погрузиться в суть проблемы и опыт участников (свежий взгляд со стороны с вовлечением);
• определиться с задачей – она должна быть конкретной, значимой и достижимой;
• провести брейн-шторминг – создать множество идей решения задачи, даже самых невероятных на первый взгляд, и выбрать наиболее целесообразную;
• создать прототип – модель найденного решения для проверки эффективности;
• протестировать прототип и получить обратную связь для его доработки.
Дизайн-мышление применимо: планирование отпуска, перепланировка квартиры, запуск дополнительной услуги в бизнесе, подготовка PR-компании, брендирование меню и т.п.