"Вот так начнешь изучать фамильные портреты и уверуешь в переселение душ", - философствовал Холмс. Насчет переселения душ не знаю, а вот то, что внимательное изучение портрета может дать много информации о персоне, которая на нем изображена - факт, который в очередной раз получил практическое подтверждение.
Эта публикация - ответ на загадку № 14 еженедельной игры "Угадай, кто?". В этот раз никто не предлагал своих вариантов ответов, поэтому продолжу работу над призовыми статьями для победителей прошлых выпусков.
После зимних каникул уроки литературного чтения во 2 классе продолжились в не самом увлекательном для детей направлении - пейзажная лирика русских поэтов, объединенная темой "Зима".
О том, как сделать такие уроки более увлекательными и полезными, можно почитать в этих статьях:
Когда читаем произведения уже знакомых авторов, потихоньку начинаю знакомить детей с уместными по содержанию урока деталями биографии поэтов. О вариантах таких бесед расскажу как-нибудь отдельно, а в этой статье поделюсь впечатлениями о довольно банальном упражнении - рассматривании портрета.
Предложила детям рассмотреть портрет Фёдора Тютчева и попробовать по нему "прочитать" факты об этом человеке. Специально выбрала не самый известный, но самый "информативный" портрет поэта, изобилующий множеством деталей. Планировала выделить на эту работу минут 5-7, а увлеклись и рассматривали его почти 20 минут.
Такое задание второклассникам посильно, потому что уже 2й год они, кроме обычных школьных предметов, изучают курс внеурочной деятельности "Мир музея" (разработан Всероссийским центром музейной педагогики при Государственном Русском музее).
Основные догадки, которые оказались точными и соответствуют фактам биографии Фёдора Ивановича, удивили. Заметьте, все они мотивированы и обоснованы:
- этот человек - не настоящий писатель. Он изображен с книгой в руках, а не с пером, то есть он больше читает. И книги на полке - наверное, не его произведения, а то, что написали другие люди.
Это правда. Сам Тютчев не считал себя "настоящим" поэтом и даже с некоторым пренебрежением относился к собственному творчеству. Он был категорически против признания себя литератором.
- этот человек богат, он занимается серьезной работой, может быть какой-то министр или большой начальник (слово "чиновник" дети еще не знают). Об этом говорят обстановка комнаты, одежда и строгий внешний вид человека.
Это тоже верно. Тютчев служил в Коллегии иностранных дел, а потом был старшим цензором, уделял внимание политике и, как бы сейчас сказали, имиджу России на международной арене.
- этот человек пережил потерю или расставание с женой или дочерью. Он очень горевал об её уходе. Вывод о том, что девушка на портрете умерла или уехала очень далеко, дети сделали потому, что на этой же полочке изображены часы - символ скоротечности, конечности чего-то, а также погасшая свеча, сгоревшая наполовину.
В точку! И про символику свечи и часов прочитали безупречно. Первая жена Тютчева, Элеонора, умерла вскоре после пережитого ей кораблекрушения (кстати, спасению семьи Тютчева в этой катастрофе помог писатель Иван Тургенев, который путешествовал на том же корабле).
Подводя итог своим наблюдениям, второклассники пришли к выводу, что Тютчев - человек, несломленный жизнью, который не нуждается в сочувствии, строгий, образованный, не одинокий (и тут правы!).
Опыт познания, который получили дети при работе с этим портретом, можно считать экзистенциальным. (Экзистенциальный опыт - это переживание, которое отражает контакт субъекта с миром и связано с обнаружением данностей существования, с наполнением этих данностей формами творческого отношения к миру).
Дальше у нас по программе Пушкин, его портреты рассматривать уже не так интересно, потому что многие факты биографии "нашего всего" детям уже хорошо известны. Значит, будем искать другие подходы, благодаря которым фрагменты из "Евгения Онегина" будет интересно читать.