Отечественный рынок автомобилей пополнился еще одним игроком и на сей раз к нам привезли полностью электрический кроссовер. Помимо нашего и китайского рынков, Skywell ЕТ5 продается в США, Канаде, Европе, ОАЭ и ряде других стран. Стало быть, этот электрокар заслуживает внимания. Давайте разбираться.
Но сначала пара слов о бренде. Skywell — это подразделение компании Skyworth, относящееся к автомобильной индустрии. Skyworth производит бытовую технику, а Skywell шарит в электробусах и занимается этим уже 13 лет. И вот в 2020 году публике представили электромобиль, который на нашем рынке называется Skywell ET5. На китайском, европейском и американском рынках названия отличаются, видимо, для большей путаницы. А сама ситуация создания машины брендом, который чем только не занимается, несколько схожа с Hyundai, только в Южной Корее сначала речь шла про автомобили, а потом уже все остальное.
Итак, теперь подробнее о самой “электричке”. Это кроссовер с приводом на переднюю ось, на которой расположен 150 кВт мотор, что говорит о почти 204 “кобылках” на борту. Крутящий момент 320 Нм - тоже неплохо. Конечно, эмоционального взрыва эти характеристики не вызывают, но едет экземпляр вполне приятно. До сотни доезжает за почти 8 секунд, что опять же не “вау”. Батарейка емкостью 71,98 кВт*ч способна снабжать энергией машину на протяжении 400 км по каким-то там измерениям. Но я специально взял машину на тест в морозы, когда “за бортом” минус 20, так что посмотрим, какой километраж покажет кроссовер.
Выглядит электрокар обычным, без фальшивых намеков, что сами инопланетяне спустили его на нашу грешную землю, чего можно было бы ждать от китайских ребят.
Рисовал этого красавца бывший дизайнер Porsche и Mercedes-Benz, вероятно, по этой причине я не вижу здесь чего-то отталкивающего. Не обошлось и без некоторых заимствований, которые передают привет тем же “Порш” и “Вольво”.
Внутри от обычного автомобиля тоже отличий немного, а от обычного китайского и тем более. 12,8 - дюймовый планшет, как управленческий блок всея Skywell.
Яркость вроде бы и есть, но в ясную погоду очень сложно читается текст: активный пункт меню выделен белым цветом, остальные серым. А на сероватом фоне это как-то не очень. Крутые кресла, имитация дерева, причем очень хорошая, трансмиссионная “шайба”, руль и педали.
Все очень неплохо выглядит, до всего приятно прикоснуться. Несмотря на пробег всего 400 км, нет никакого неприятного запаха, которым до сих пор пугают непослушных детишек.
Атмосферная подсветка присутствует и имеется еще множество систем помощи водителю. Вообще, комплектация весьма богатая, есть даже различные режимы для сна и развлечений. А как тут не уснуть, если речь идет о запатентованном кресле, в котором можно “сбросить большое”, пока, например, машина заряжается.
Правда, пока нажимал на кнопку обдува лобового стекла, заметил шевеление целого ряда кнопок, который сопровождается отличным скрипом. То есть, нажимаешь на кнопку, причем ее прям вжать надо, а не слегка тапнуть, и применяемое усилие заставляет рамку двигаться. Если промахнуться и нажать на иконку над кнопкой, то будет скрип. Забавно, все как живое. А обдув нажимал, потому что нет подогрева этого самого стекла. И у руля его тоже нет. Э - экономия.
Нет подсветки в козырьках, но есть камера заднего и переднего вида. Это забавно, ведь на официальном сайте есть такие слова: “...камеры SKYWELL с высоким разрешением обеспечат вам круговой обзор.” И для нас слова “круговой обзор” означают 360-градусную систему камер, не так ли? А тут в зеркалах нет никаких элементов связанных с видео. При включении “R” выводится картинка с задней камеры и в левой части дисплея показываются данные с парктроников. Не тянет это как-то на круговой обзор)
Подогрев передних кресел есть, но традиционно для китайских авто - только подушки. Не регулируется по высоте кресло пассажира, а регулировка руля по высоте и вылету номинальная.
Сзади царит настоящая свобода. Очень много места для ног и сама посадка комфортная. Единственная оговорка к этой части авто: не самый удобный доступ к Isofix.
Для перевозок чего-то большого можно сделать ровный пол, откинув диван вперед и сложив спинки заднего ряда. Идеально...
467-литровый багажник вместит все необходимое для поездки даже вчетвером. Без фанатизма, конечно, но места в багажнике достаточно.
Здесь же, под поликом, хранится зарядный кабель для домашнего использования.
А теперь о впечатлениях
Быстрая потеря заряда при -20С. За 3,5 часа работы на "холостом ходу”, во время фотосессии, энергии ушло на 177 км. На поездки тратится вдвое больше, чем пройденное расстояние: проехал 20 км, а заряд сократился на 40-45 км. При температуре -10С за 4 часа стоянки ушла часть заряда, которой хватило бы на 23 км. В итоге, при хороших морозах, заряда хватит километров на 300 в лучшем случае. Хотя, еще как ехать. Если постоянно пытаться ставить рекорды и гоняться со светофоров, то и того меньше получится.
В Москве много зарядных станций, так что “подкрепиться” всегда получится, если места, конечно, не заняты. Но и здесь есть ряд особенностей. Можно зарядиться дома, но у меня не получилось. Пришлось ехать до дилерского центра и там оставлять заряжаться. Причина, вероятно, в моем удлинителе, так как на даче ближайшая розетка к парковке метрах в 5. Ну и дома самый долгий процесс: может быть как часов 11 до 100%, а может и больше. Зарядка в городе потребует времени, хотя есть быстрые станции, но не повсеместно. Важно помнить, что низкая температура увеличивает время зарядки. Например, возле дилерского центра электрокар подключали к 22-киловатной "заправке", но за час пришло только около 10% "в бак". Главным недостатком, который не относится к машине, является невозможность зарегистрироваться в некоторых “энергопунктах”. Отзывы с проблемами подключения висят с августа того года и решения там нет, да его и в реальности нет, поэтому потупив у уличного “пауэр бэнка” минут 10, решил не искушать судьбу, а найти более подходящее для “заправки” место.
В общем, идеальный вариант такой: дома зарядился, приехал на работу и снова зарядился. Конечно, если убрать морозы из расчетов, то и дальность хода увеличится. Но всегда есть пробки, есть еще какие-то внеплановые мероприятия, так что заряд надо поддерживать в добром здравии, а при поездках вне основного маршрута, продумать путь следования надо заранее.
Плавное и уверенное ускорение доступно со старта, а обгоны не отвлекают дерганьем, как это может быть на традиционных автомобилях при переключении передач. Но при утапливании педали газа “в пол” с места надо быть готовым к пробуксовке колес. Такое возможно не только на скользкой дороге, но и на сухом асфальте. Движение по снегу, в свою очередь осложняется весьма странной настройкой, где производитель решил накинуть удавку на подачу мощности, вместо ее грамотного распределения. Но если взять определенный темп и не давить на педаль газа лишний раз, то и такое покрытие будет по плечу. Ну и зимой я бы использовал шипованные покрышки, так как на скользкой дороге зацеп очень пригодится.
Система стабилизации в большинстве сценариев работает, но если на скользком повороте пойдет что-то не так, а зимой такая вероятность присутствует, то стабилизировать авто придется сначала самому. Тяжёлый "нос" тянет авто за собой и если полагаться на электронику, то можно легко вылететь на встречку или в сугроб на противоположной стороне. Вот пример: на скользкой дороге никого, подъезжая к крутому повороту сбрасываю скорость, а в этот момент машину прилично так тормозит система рекуперации, я снова “докидываю” совсем немного мощности, чтобы заехать в поворот, а не зайти. В итоге переднюю часть начинает нести и я уже оказываюсь посреди дороги. Чтобы не докатиться до отбойника или сугроба, что было в моем случае, начинаю стабилизировать автомобиль и в этот момент чувствуется, как подключилась система и начала активно помогать во всем. Такое ощущение, что ей потом грамоту дадут за активное участие в процессе, но почему она не вмешалась раньше или датчики не распознали движение авто “не в ту степь”? Скорость была где-то километров 40 +/-. Многие другие китайские автомобили не позволяют себе таких вольностей, практически молниеносно реагируя на некорректное перемещение машины в пространстве. Собственно, такой тест я неоднократно повторял на других поворотах и каждый раз замечал работу системы уже когда было для нее поздновато. Лед на дороге можно не заметить и даже соблюдая скоростной режим, может получиться не совсем приятная ситуация, особенно если будет кто-то на встречном направлении.
И оказавшись в такой ситуации, главное не вспоминать, сколько звезд набрал Skywell на краш-тесте по методике C-NCAP. То есть, та самая организация, чьи тесты очень многие ставят под сомнение из-за “non-stop” раздачи 5 звезд всем участникам, оценивает этот электрический автомобиль на целую 1 звезду. Там за боковой удар, помимо всего прочего, не насчитали ни одного балла из возможных 16. Грудная клетка водителя окрашена в красный, что не сулит ничего хорошего.
Дети в удерживающих устройствах тоже находятся в красной зоне, но уже при столкновении со 100% перекрытием. Смею предположить, что на австралийских или европейских тестах, “электричка” не получила бы ничего в принципе. Кстати, это косвенно опровергает теорию о том, что в США и Европе не продаются “китайцы”, потому что не пройдут или не проходят краш-тесты. А вот и нет, продаются, причем даже не пройдя “домашнее” испытание. Российский офис оперативно подготовил ответ для своих поклонников, в котором упоминается, что краш-тестовые авто — это экземпляры для внутреннего рынка Китая и они по материалам отличаются от Skywell ET5 для других рынков. «Мы уже запросили у завода-производителя подробную информацию об отличающихся компонентах для сравнительного анализа», — говорят в российском представительстве. Также есть информация, что в скором времени планируется провести краш-тест по методике Euro NCAP. Верить в это или нет — личное дело каждого. Я скажу лишь, что когда речь заходит про «пятерки» за тесты, то о разности материалов не говорят, а как произошел слив, то материалы, оказывается, другие и в Россию едет только лучшее. Тем не менее, ответ есть и учитывать его необходимо.
Пожалуй, на этом можно было бы и завершить этот увлекательный экскурс в мир электрических машин, но не могу не сказать пару слов о музыке в этом автомобиле. 8 динамиков играют настолько отвратительно, насколько это может быть возможным. Более того, настройка “ползунков” по большому счету ничего не меняет: можно сделать или никак, или хуже.
Не забуду сказать и про постоянные запотевания стекол при движении. Система всячески настаивает на рециркуляции, которую я с такой же настойчивостью отключаю, но даже это не всегда помогает. После мойки и сушки авто, или при повышенной влажности, окна быстро запотеют. Пока автомобиль едет, принудительного обдува хватает только на лобовое стекло и на зону видимости зеркал на боковых стеклянных элементах. Если постоять, то все достаточно быстро высохнет. Я сказал не всегда, потому что если отключить рециркуляцию и не мыть машину при очень низких температурах, запотевания, скорее всего, не будет.
Одно из запоминающихся событий - это работа омывания лобового стекла. Стоя на месте, при подаче воды на стекло, напор веерного типа бьет как положено, чтобы дворники эффективно очистили обзор. На скорости до 80 км/ч тоже не происходит ничего необычного, а вот после этого рубежа и выше начинается самое интересное. Омыватель поливает, в основном, кромку капота, а стеклу достаются только брызги и редкое распыление. Судя по всему, потоки воздуха мешают выполнению этой операции и воду задувает под капот. Невероятно, но факт.
Skywell ET5 продается на нашем рынке в двух комплектациях: Comfort и Luxury. Более богатая версия отличается наличием лазерного дальнего света, беспроводной зарядки, атмосферной подсветки и систем безопасности, куда входит контроль полосы, автоторможение, распознавание знаков и адаптивный круиз-контроль. Последний, к слову, при -20С работал по желанию. Может быть временный бунт, а может и вовсе замерз… Стоит топовая комплектация 4’980’000 рублей, а начальная на 500’000 рублей дешевле. Такие дела.
Спасибо за внимание. Буду рад всем подписавшимся.
Текст — 3axapoV, фото — 3axapoV / StasRashov
----------------------------------
Еще по теме электромобилей:
- Обзор первого и единственного электромобиля Polestar 2 в России