Найти тему

Правильно ли я учусь?

Задумывались ли вы о том, что есть процесс получения знаний в широком смысле? Казалось бы, что тут не ясно, ведь мы все учились и в школе, и после школы. Тем не менее, уровень компетенций у студентов, изучающих один и тот же предмет в одной и той же аудитории, сильно отличается. В чем же причина?

Большинство людей на этот вопрос станет отвечать примерно так, что, с одной стороны, дело в способностях и трудолюбии, а с другой – в уровне педагога и условиях обучения. Те, кто погружались в эту проблематику, будут рассуждать о том, как выявить способности и мотивировать, а также могут обратить внимание, что хороший преподаватель сделает интересным даже сложный или нудный предмет, а подходящие условия создадут благоприятную среду, которая облегчит процесс усвоения. Все это верно, но я бы ко всему этому кое-что добавил.

Та информация, которая впоследствии вместе с практическим опытом может стать знанием, получается двумя путями: образованием и самообразованием. Вот об этом сейчас и пойдет речь. Мой опыт собственного обучения, преподавания, наблюдений и анализа говорит о том, что оба этих пути должны учитываться в равной мере. Иначе останешься на среднем уровне и то в лучшем случае.

Образование – это процесс, относящийся к пассивному способу получения знаний. Это не означает, что учащийся не проявляет никакой самостоятельной активности, но имеется в виду, что человек слушает и воспринимает то, что ему передают. В терминах китайской натуральной философии это инь внутри которого есть ян.

Самообразование – это активный процесс, поскольку человек сам находит интересующий его материал и сам же его систематизирует. Здесь можно отметить, что это ян внутри которого находится инь.

Если мы соединим образование с самообразованием, то инь сочетается с ян и получается всем известная схема тай-цзи, демонстрирующая закон создания баланса, что означает полноту знания, к которой, по идее все должны стремиться. На практике, конечно, не все к этому идут, но это не отменяет саму идею.

Без соответствующего образования, но на интересе к предмету и только самостоятельном изучении, человек будет дилетантом. Да, какие-то знания он, конечно, приобретет, но даже с хорошими способностями нет никаких гарантий, что информация будет понята верно и можно будет ею правильно воспользоваться. А если ученик берет только знания, которым его обучают в соответствующем учебном заведении или на курсах, но не использует дополнительные источники, то он останется посредственностью в контексте этой учебной дисциплины. В китайской метафизике, кстати, это особенно четко проявляется.

И здесь хорошо бы научиться смотреть правде в глаза, потому что и с тем, и с другим подходом люди впадают в иллюзии.

Например, человек, научившийся самостоятельно более-менее играть на музыкальном инструменте, может вообразить себя музыкантом. Даже, если его таковым воспринимают многие, и он становится популярным, то все равно его знания здесь довольно средние. Он ограничен коридором своих возможностей – серьезное музыкальное произведение воспроизвести или написать такому человеку не под силу. Обычно ему это и не надо, но сам факт невозможности такого оспорить сложно. Подобных примеров и из других сфер предостаточно.

Обратный вариант, когда специалист по диплому, решивший, что этого ему хватит, мнит себя истиной в последней инстанции при встрече с любителем, у кого такого образования нет, но зато есть наглость усомниться в выводах этого замечательного гуру, задавая ему неудобные вопросы по теме. Я думаю, что так или иначе многие с этим сталкивались в своей жизни. Один из выводов здесь такой, что иногда совсем не стоит стесняться вывести человека на чистую воду, если его профессиональная неадекватность явно может вам повредить.

Вот на два таких немаловажных момента я и хотел обратить внимание прежде всего тех, кто проходит какое-либо обучение – без разницы первое это образование или дополнительное. Иллюзия – вещь обычно красивая, но вредная прежде всего для того, кто в ней живет, потому что, вводя человека в заблуждение, разрушает его способность адекватно воспринимать себя в своем знании.

Недооценивать важность самообразования – большое заблуждение, но и воображать себя только с этим суперспециалистом – ошибка самоуверенности. А образование само по себе в основном дает лишь выжимку знаний и требует получения дополнительных материалов и самостоятельной работы. Только сформировав тай-цзи можно прийти к наполненности и сказать, что действительно чему-то научился.