Найти тему

Предчувствие войны: о романе И. Эренбурга «Падение Парижа»

Известный писатель и публицист Илья Эренбург хорошо знал Францию: он жил в Париже, знал всю подноготную его политической, социальной, экономической и культурной жизни, а главное, – он очень любил все французское и умел донести до читателя шарм просвещенной столицы Европы. Поэтому оккупацию Парижа фашистами в 1940 году он воспринял как личную драму. В то время как в Советском Союзе тема возможной войны с Германией находилась под запретом (из-за союзнического пакта Молотова-Риббентропа), Эренбург, находясь во Франции, ясно видел ее неизбежность.

Вернувшись в СССР, Эренбург сразу приступил к работе над большим романом из трех частей – «Падение Парижа». Из-за опасения цензурного запрета на публикацию рукописи он сочинял свое новое произведение по частям. Писатель работал с большим вдохновением и болью. По воспоминаниям его знакомых, насмотревшись на ужасы фашистской оккупации Франции, Эренбург был в отчаянии. И свои страхи за будущее Родины и Европы он выплеснул на страницах романа.

«Падение Парижа» – это художественная хроника жизни столицы перед захватом ее немцами и во время оккупации. Произведение отличают четкость, лаконичность, выразительность и, конечно, – правдивость, которая подкупает с первых страниц. Писатели и критики сразу высоко оценили произведение Эренбурга. Они отдали должное его любви к деталям и жизненной правде, которой так не хватало в официальной культуре. Вместе с тем некоторые коллеги Эренбурга посетовали, что героям романа не хватило психологической глубины, а сюжету – той философской неторопливости, которая отличает произведения классиков 19 века. Вместе с тем, и писатели, и критики признали, что Эренбург блестяще запечатлел на страницах романа сцены предвоенной Франции и оккупированного Парижа. Благодаря таланту публициста и меткости художника Эренбург создал живописное и трагическое полотно жизни французов в 1940 году. Пройдет всего полтора года, и переживания жителей Парижа благодаря роману Эренбурга найдут отклик в сердцах миллионов советских читателей.

Впрочем, несмотря на цензурные ограничения, роман все же выходил в печать с 1940 года. Публикация третьей части, посвященной больным политическим вопросам, состоялась во многом благодаря благосклонному интересу к роману товарища Сталина, который – как все мыслящие люди того времени – знал о неизбежности войны с Германией.