Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Русский еврей в сердце Дикого Запада

Не буду уподобляться потомкам бригады строителей, выкопавших Черное Море, что записывают в члены титульной "нацii" всех, от неандертальцев до коренных русаков, кто имел счастье/несчастье родиться на территории УГ, а скажу сразу - Яков Каратовский, еврей по национальности, был родом из Гродненской губернии Российской империи, и перед своей эмиграцией в США проживал в селе Василишки (современная Белоруссия).

Согласно информации, размещенной на сайте на geni.com, Джейкоб "Джейк" Каратофски (Jacob Karatofsky) 1833 г.р. покинул свою родную страну Россию (Беларусь) в 1865 году в поисках лучшей доли. Он закрыл свое дело, подготовил семью к отъезду, а сам отправился в Соединенные Штаты, чтобы основать новое дело и подготовить почву для переезда всей семьи. По словам его первой жены Ребекки, этого так и не произошло. Он просто бросил их в России, приехал в США и создал новую семью с Селией Дэвис, еще будучи женатым на Ребекке.

Как бы там ни было, весной 1869 года Джей Каратофски объявился в городке Абилин, штат Канзас и основал торговлю галантерейными товарами. Для тех кто не в курсе, Абилин с 1867 по 1871 году являлся конечным пунктом перегона львиной доли всего мясного скота Техаса до железной дороги, где его грузили в вагоны и отправляли на скотобойни Канзас-Сити и Чикаго.

По разным оценкам в Абилине было погружено в вагоны около 700 тыс голов скота. Деньги там крутились колоссальные. и поэтому кроме ковбойских бригад, город был наводнен игроками, женщинами с низкой социальной ответственностью и прочими темными личностями. На некоторое время этот населенный пункт превратился в самый дикий и ревущий город, который олицетворял собой тот Дикий Запад, которым его представляет обыватель - салуны, ковбои, бандиты, продажная любовь, виски и перестрелки.

В 1870 году Каратофски открывает на оживленном углу Техасской и Кедровой улиц магазин Great Western Store, где согласно рекламного объявления можно было купить "Галантерейные товары, одежду, сапоги, туфли, шляпы, шапки и предметы женской одежды".

На юго-западном углу Первой (она же Техасская) и Кедровой улиц находился магазин Джейка Каратофски "General Merchandise Store". Виски продавался в отделе "общих товаров". От этого угла до юго-восточного угла улиц Малберри и Первой стояла сплошная стена из салунов, игорных домов и других гиблых мест. От северо-восточного угла Первой и Кедровой до Галф-Хаус (ныне отель National) также тянулся сплошной ряд игорных притонов и салунов. Эти заведения работали 24 часа в сутки, по 30 и 31 день каждого месяца, и толпы новых жертв торопились занять места жертв предыдущих. Теофилус Литтл "Ранние дни Абилина и округа Дикинсон. Воспоминание
о эпохе длинорогих техасских коров в Абилине".

Основными клиентами Каратовского были не только горожане, но и члены многочисленных ковбойских бригад, заполонявших Абилин в пик сезона перегона скота (август- октябрь), т.к. каждый ковбой считал необходимым обновить свой гардероб в конце длинного перегона:

Сразу же после расчета с работодателем они посещают парикмахерскую, где стригут шевелюру, отросшую за 3 или 6 месяца перегона, приводят в порядок давно отросшую, выгоревшую на солнце бороду, придают ей нужную форму и как следует чернят (окрашивают). Затем заказывают "сэт" в магазине одежды еврейского типа (т.е. магазин готовой одежды всех видов), и ковбой выходит на улицу новым человеком, снаружи все с иголочки, в том числе шляпа и сапоги, украшенных звездами по верху голенища, а также новое..., словом все новое. Джозеф Маккой "Исторический обзор торговли скотом на Западе и Юго-Западе", 1874 г.

Торговля одеждой рядом с кварталом питейных и игорных домов не обошлась без курьезного случая. 5 октября 1871 года, когда владелец салуна "Бычья Голова" Фил Коу подпоил ковбоев, чтобы те устроили дебош и убили городского маршала Дикого Билла Хикока, толпа пьяных пастухов вывалила на Техас-Стрит и стала приставать к прохожим, чтобы те угостили их спиртным. Не обошла эта участь и Каратовского, которого поймали на улице и затащили на руках в салун "Эпллджек", где принудили поставить дармовую выпивку всем присутствующим.

Весной 1872 года, после недолгого эксперимента с дочерней линией бакалейных товаров, Каратовский открыл магазин одежды в Эллсворте, еще одного канзасского городка, куда гнали техасский скот. Однако, уже в августе того же года он закрывает оба своих магазина в Эллсворте и Абилине и переезжает в новый многообещающий коровий город Вичита. Здесь он открывает два магазина, предлагая обычные галантерейные товары, мужскую и женскую одежду. Осенью 1874 года, разумно отреагировав на предзнаменования, что торговля скотом в Уичите идет на спад, Каратовский отправился на поиски более благоприятного места для бизнеса по продаже готовой одежды.

Еврей на диком Западе
Еврей на диком Западе

Сначала он попытался вести дела в Техасе, но затем предпочел переехать в Хот-Спрингс (англ. Горячие Источники), штат Арканзас, растущем как на дрожжах курорте, который, вероятно, предлагал гораздо лучший рынок для женской линии его коммерческой деятельности. Так закончилось шестилетний период, очевидно очень прибыльный, когда Яков Каратовский переезжал из одного дикого коровьего городка в другой, чтобы снабжать одеждой ковбоев и дам легкого поведения.

О размере прибыли Каратовского может говорить деятельность другого выходца из Российской Империи - Мейера Голдсолла, он переехал в Штаты уже зрелым женатым мужчиной, и обосновался Сент-Луисе не позже 1858 года, откуда и вел свои дела. Голдсолла привлек скотоводческий бум в западном Техасе и он последовательно открывал свои магазины "широкого ассортимента" во всех коровьих городках.

Реклама магазина Голдсолла предлагала одежду, сапоги, обувь, одеяла, багаж, ювелирные изделия и часы, серебряную посуду, столовые приборы, револьверы, музыкальные инструменты и игрушки. Говорили, что он может предоставить "все, что вы можете потребовать, от бриллианта за 500 долларов до пинты соли". Голдсолл создал постоянную клиентуру, предоставляя либеральный кредит погонщикам скота в периоды застоя. В 1873 году Голдсолл продал в Элсворте товаров на сумму 150 000 долларов.

Но вернемся к главному герою нашей статьи. После Арканзаса Яков переехал в в Юту, а в конце 1880-х годов в Монтану, где занимался ювелирной торговлей и ростовщичеством. Очевидно, тогда же к нему наконец из России переехали его дети от первого брака, Исаак (1858 г.р.) и Рахиль (1865 г.р.), там же они натурализовались как граждане США и сочетались браком. Т.к. фотографий Якова Каратовского я не нашел, то некоторое представление об его внешности может дать фото старшего сына Исаака, взятое с сайта geni.com.

Исаак Каратовский (взял фамилию Кей после женитьбы), 1858-1930, фото взято с  geni.com
Исаак Каратовский (взял фамилию Кей после женитьбы), 1858-1930, фото взято с geni.com

После всех метаний по западным штатам, Яков Каратовский ненадолго вернулся в Арканзас, прежде чем переехать на кончательное ПМЖ в Калифорнию, где занялся ювелирной торговлей, и там нашего героя, рожденного в век карет и лошадей, сбила машина, когда он доставлял товары в свой новый магазин в Сан-Диего. Он умер 27.08.1912 через 3 недели от полученных травм.

P.S. Интернет выдает довольно много открытой информации по именам Jacob Karatofsky и Mayer Goldsoll. связаны с судебными исками, переписью населения, рекламой их магазинов, кратких справок в изданиях типа "Евреи Америки", и т.д., но для краткости, я не счел нужным всех их систематизировать и приводить в данной статье.

Поддержите канал Фронтир и Дикий Запад подпиской в Телеграме и ВКонтакте.