Найти тему

Беды от недолива и перелива: истории, реально случившиеся в «стране чудес - авиации»

Продолжаем публиковать лучшие, по мнению читателей, комментарии к опубликованным здесь материалам.

Автор - Александр Часнык.

Авиация - страна чудес, там бывает и то, что никогда не бывает.

В марте 1977 полк попал под проверку ГИ МО. По плану проверки мы сходили эскадрильей МиГ-23М в Мары: быстренько туда-обратно с ручками в зоне. Из Дамгартена пошла эскадрилья МиГ-21. Ажиотаж был такой, что при вылете с родного аэродрома взлетали парами при нижнем крае облаков 120 метров. Убрал шасси и сразу же отворот на 15 градусов, для пробивания облачности.

Но самое интересное случилось после возвращения. Сели уже под ночь, самолёты быстренько растащили по капонирам и заправляли уже в них. Всё-таки серьезная проверка: скрытность тоже под контролем. Утром сыграли тревогу с подъемом полка. Летчик Злыдень запрыгнул в самолёт, запустил и по газам, занимать свое место для взлета. Конечно, при приемке самолёта он не обратил внимания на то, что хвостовая часть самолёта не "шкребет по бетону", а находится высоко. Техник не знал, что на его самолет вчера не хватило топлива из ТЗ (он прилетел позже на Ан-12, а самолёт заправляли техники из группы приемки). Хорошо, что летчик после взлета обратил внимание на нештатное горение ламп наличия топлива в баках, быстро сел. Дело, по большому счёту, замяли, чтобы не светиться перед инспекцией.

Второй случай был по моей вине, когда я помогал технику с заправкой и не долил 1000 литров на групповой вылет. Была методика, одно время, полетов с короткой заправкой с контролем топлива по счётчику на колонке.

Автор: Александр Т.

На Ту-22М3 при заправке основное было, чтобы 1-я стрелка (передняя группа баков) заправлялась раньше 2-й стрелки (задняя группа баков), иначе, как у нас говорили, самолет "садился на ж..у".

Один такой борт я видел, правда, его эксплуатировала промышленность. Был я ДСЧ (дежурный по стоянке части), пошел в караулку и жду, когда придет разводящий с поста, у которого стоянку принимал ПДСЧ (помощник ДСЧ). Приходит он и говорит, что все, мол, нормально, «только ночью один самолет на ж…у сел».

Пришел я на стоянку, а там такой «монумент» стоит. Потом все начальство приезжало посмотреть на него. Поохают, поудивляются, а потом говорят: Да х… с ним, пусть теперь промышленность повы...ся". Ну, промышленность полдня его на переднюю стойку возвращала.

Другой подобный случай был уже после моего ухода со стоянки. Тут уже сослуживцы рассказывали. Перевели к ним старшего лейтенанта с Шайковки, вроде бы там такую же технику эксплуатировал. Доверили ему как-то заправку, а он заснул в кабине и проснулся, только когда кабина вверх пошла. Три часа сидел там, пока самолет в нормальное положение возвращали. И огребли все, кроме него, поскольку выяснилось, что на него не оформили допуск к самостоятельному обслуживанию техники…

Рисунок. художника Валерия Медведева.
Рисунок. художника Валерия Медведева.