Найти тему
GoArctic | ПОРА в Арктику!

Кожаные крылья и костяные топоры: традиционное военное дело народов Арктики

Оглавление
Доспехи и оружие чукотского воина в экспозиции Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Хорошо видно характерное «крыло» кожаного панциря
Доспехи и оружие чукотского воина в экспозиции Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Хорошо видно характерное «крыло» кожаного панциря

Арктика, при всей суровости её природы, осваивалась человеком с глубокой древности. Обитатели Крайнего Севера планеты приспосабливались к холоду, учились охотиться на арктических зверей и птиц, придумывали особые виды транспорта, удобные для местных условий. Эта работа продолжалась тысячи лет, и всё это время по всей Арктике — и Евразийской? и Североамериканской — люди не только осваивали технологии выживания, но и воевали друг с другом.

Эти войны нашли отражение в легендах и мифах народов Арктики, некоторые следы военных практик сохранились в полярной археологии, а в Новое время, в эпоху широких контактов европейцев с арктическими народами, появились и письменные свидетельства о том, как воевали на Севере. Наш рассказ — о военных традициях коренных обитателей Арктики.

Как они воевали?

Есть ли какие-то особенности ведения войны, присущие всем коренным обитателям Севера? Несмотря на разное происхождение и разную материальную культуру арктических народов, выделить такие особенности вполне можно. Первой общей чертой древней арктической войны будет маленькое число участников боестолкновений. Арктические сообщества людей никогда не были большими, и чем дальше к северу жили эти народы, тем меньше были их группы. Численность зависела и от экономики племён — сообщества охотников-собирателей, живших в условиях постоянной угрозы голода, бывали меньше, чем сообщества оленеводов.

Другая общая «военная» особенность арктических народов заключается в их «воинском этосе» или военном менталитете — то есть в психологическом восприятии войны, отношении к ней, военным обычаям. Этот менталитет был в известной степени двойственным. С одной стороны, коренные жители Арктики были, безусловно, воинственны: у всех них, включая индейцев-атапасков северной Канады и Аляски, есть героические сказания о воинах, а в историческое время все тем или иным образом сражались — и с европейцами, и друг с другом. Нападения нередко заканчивались истреблением побеждённых, были известны народам Арктики и жестокие пытки. С другой стороны, все эти народы не умели, в отличие от европейцев, биться долго и стойко.

Главным условием успеха на войне для них была внезапность нападения. Объектом такого нападения становился вражеский лагерь, селение, стоянка, а целью — убийство мужчин, захват женщин и детей (впрочем, и их порой убивали),
а также оленьих стад, которые для народов, знавших оленеводство, были величайшей ценностью. Если нападение превращалось в бой с врагом, то этот бой сразу же распадался на ряд отдельных схваток, в которых каждый воин мог проявить свои качества. Естественно, в таких условиях на первый план выходила физическая сила и ловкость бойца, его умение владеть оружием. Вот почему типичным героем «военных» сказок и мифов Севера является силач, а также «вражеский силач». По преданиям юкагиров, в старину в каждой кочевой общине был свой «сильный человек», своего рода штатный герой, в чьих руках сосредотачивались вопросы обороны.

Правильного строя, сколько-нибудь сложной организации и системы управления не было — это и не требовалось в условиях небольшого числа бойцов. Поэтому продолжительный бой, стойкое сопротивление врага способствовали быстрому отступлению нападавших. Ещё быстрее деморализовала арктических воинов смерть предводителя — того самого условного силача, героя.

Интересно, что и в мифологии арктических народов известны сюжеты, когда богатырь одерживает победу, убив начальника врагов. Так поступает, например, корякский силач Кэчгынкатъяв:
«Вон тот негодяй, наверное, старший у них. Самую жирную грудинку ест! — подумал Кэчгынтакъяв. Тотчас нацелил на него лук и выстрелил. Попала стрела во врага, и убила насмерть». И враги обратились в бегство (правда герою пришлось дополнительно напугать их криками, создавшими иллюзию большого войска).

Оружие и доспехи

Обратим внимание на оружие, которым Кэчгынкатъяв одолел супостата. Это боевой лук. Именно его с полным правом можно назвать главным оружием древней Арктики.

Лук известен у всех народов, живших в лесотундре, тундре и на побережьях. Сохранилось довольно много рисунков луков и стрел, сделанных самими аборигенами на русских документах XVII века — такие рисунки служили «знамёнами» (тамгами), личными знаками, с помощью которых удостоверялись, например, списки плательщиков ясака (мехового налога) или просьбы-челобитные, которые можно было подать в русском зимовье. При всей условности таких рисунков, эти тамги довольно точно передают форму лука с выступающими костяными накладками на концах.

Тамги колымских юкагиров в виде изображения лука со стрелой (по Ю.Б. Симченко)
Тамги колымских юкагиров в виде изображения лука со стрелой (по Ю.Б. Симченко)

Герои мифов часто используют лук: бой обязательно начинался именно с перестрелки из луков. Как мы уже видели, старались поразить предводителей, «силачей». А в эскимосской сказке о нунагмитском ките враги используют лук, чтобы потопить кожаную лодку-байдару: «Приблизились нунагмитцы к берегу, а мамрохпагмитцы с криком выскочили из засады, и начали стрелять по байдаре. Продырявили байдару стрелами, залило байдару водой, и утонула она со всеми людьми. Так отомстили мамрохпагмитцы за своего человека».

Чукотский лук. Рисунок из альбома, посвящённого путешествию Ф.П. Литке на шлюпе «Сенявин». 1836 г.
Чукотский лук. Рисунок из альбома, посвящённого путешествию Ф.П. Литке на шлюпе «Сенявин». 1836 г.

Искусству владения луком обучали с самого раннего детства. В сказке кереков «Мальчик с луком» говорится: «Раньше мальчик только начнёт ходить, отец ему сейчас же лучок сделает, чтобы упражнялся в стрельбе». Мальчик из сказки в итоге научился стрелять так хорошо, что при нападении воина-врага сумел попасть тому в оба глаза, а вот убить не смог — слишком маленький… И побеждённый противник покончил с собой, бросившись на собственное копьё (самоубийства при поражении у палеоазиатских народов тоже были характерной частью воинского этоса и отмечались русскими наблюдателями).

Костяные наконечники чукотских стрел (по Д. Ухтомскому)
Костяные наконечники чукотских стрел (по Д. Ухтомскому)

Боевые луки были мощнее и больше охотничьих. Конструкция луков была сходной по всему Северо-Востоку и шире — по всему Сибирскому Северу. Составной лук делался из двух деревянных планок (обычно использовались берёза и лиственница), склеенных рыбьим клеем; вдоль спинки лука клеили сухожилия, на концы ставили костяные накладки с пазами для тетивы. Тетивы у арктических народов делались чаще всего из скрученных полосок кожи.

Наконечники стрел отличались большим разнообразием, особенно с тех пор, когда русские торговые люди стали активно завозить для обмена железо и готовые наконечники. Традиционным материалом была кость, наконечники из кости могли иметь огромные размеры, достигая длины двадцати и более сантиметров!

Чукотские кожаные колчаны (по Д. Ухтомскому)
Чукотские кожаные колчаны (по Д. Ухтомскому)

Оружие ближнего боя в Арктике не отличалось большим видовым разнообразием — это копьё и топор. А вот с точки зрения материала разброс всё же был. Если на западе Сибири, в тундрах низовий Оби и Енисея, железное оружие было известно с древности, то на крайнем северо-востоке русские первопроходцы застали настоящий каменный век. Конечно, народы Чукотки, Камчатки и северо-восточной тундры от Лены до Колымы развивались не в изоляции, и железные изделия до них всё же добирались через соседей с юга. Но преобладали камень и кость. Именно костяное оружие чаще всего упоминается в мифах и преданиях народов этой области Арктики. Юкагирские воины использовали копья с наконечниками из лосиных рёбер, а в корякских легендах можно встретить и костяные топоры: «Кончились стрелы, копьями стали биться. Ымка сильно озлобился, бросил копьё, вынул топор и бросился на врагов. Начал рубить вражеские головы костяным топором. Однако неправильно ударил, в открылок панциря засадил топор. Ещё больше разъярился. Мотает из стороны в сторону врага, в открылке панциря которого завяз топор. Не может топор высвободить, поэтому вместе с топором и мотает того врага».

Чукотская праща. Рисунок из альбома, посвящённого путешествию Ф.П. Литке на шлюпе «Сенявин». 1836 г. Праща для метания камней была характерным чукотским метательным оружием наряду с луком
Чукотская праща. Рисунок из альбома, посвящённого путешествию Ф.П. Литке на шлюпе «Сенявин». 1836 г. Праща для метания камней была характерным чукотским метательным оружием наряду с луком

Не факт, что под «костяным топором» здесь подразумевается именно топор, а не его рукоять — сам топор мог быть и каменным. Костяные топорища хорошо известны, например, на Аляске: местные индейцы делали их из рога северного оленя, вставляя в роговую рукоятку небольшие каменные острия. Такие томагавки племени атена можно увидеть, например, в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамере) в Санкт-Петербурге.

Топоры в качестве оружия упоминаются и в описаниях первопроходцев. Когда
Семён Дежнёв, первооткрыватель пролива между Азией и Америкой, зимой 1650−51 гг. вынужден был штурмовать в низовьях Анадыря небольшое укрепление народа анаулов, те защищались копьями и топорами, насаженными на длинные древки. Правда, материал топоров из рассказа нашего морехода неясен.

Корякский воин в пластинчатом шлеме и металлическом панцире с тем самым «открылком». Фото из материалов американской Джесуповской экспедиции (1890-е гг.).
Корякский воин в пластинчатом шлеме и металлическом панцире с тем самым «открылком». Фото из материалов американской Джесуповской экспедиции (1890-е гг.).

В сказке про силача Ымку упоминается не только наступательное оружие, но и характерный доспех палеоазиатов — кожаный панцирь, набранный из широких полос моржовой или тюленьей кожи. Панцирь имел дополнительную деталь — «крыло», защищавшее плечи и спину бойца. Поворачиваясь корпусом к врагу, воин мог использовать крыло как полноценный щит, что и проделал враг Ымки (он не только избежал удара топором, но и поразил героя копьём). Кроме кожаного доспеха, обитатели Чукотки знали и пластинчатые доспехи, связанные из костяных или металлических пластинок. Доспешный металл получали главным образом путём обмена с русскими, а до их прихода — с более южными соседями, от них же, вероятно, была усвоена и сама конструкция таких панцирей и сборных шлемов, которые весьма напоминают некоторые центральноазиатские образцы.

«На оленях что на конях гоняют…»

Если представить себе циркумполярную (то есть с полюсом в середине) карту расселения коренных народов Арктики, мы увидим, что большинство их — кочевники. Только сообщества морских зверобоев относительно жёстко привязаны к конкретным районам побережья, а все остальные живут в движении. Охотники перемещаются по тундре и лесотундре в поисках крупных копытных — лосей и оленей, оленеводы кочуют с зимних пастбищ у границы леса на летние у берегов океана. Кто-то перемещается пешком, кто-то на собаках или оленях. От транспортных практик зависит и война — на чём кочуют, на том и воюют.

Контролировать подвижное общество, способное быстро перемещаться и быстро собираться с большой территории в случае военной опасности, очень тяжело.
Об этом не раз писали русские первопроходцы и начальники зимовий XVII века, жалуясь на «малолюдство» — недостаточное число казаков. Плательщики ясака при каких-то неудобствах просто меняли район кочевания — и всё, их уже было очень сложно отыскать. Оставалось писать в Якутск: «откочевали неведомо куды…»

«Самоед» (ненец. — М.С.). Рисунок из книги И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов». 1799 г.
«Самоед» (ненец. — М.С.). Рисунок из книги И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов». 1799 г.

Наибольшие сложности, конечно, вызвали оленеводы — самые быстрые, самые подвижные из кочевников Арктики. В XVII столетии в Сибирской Арктике сложились два очага противостояния русской администрации с культурами оленеводов — низовья Оби и Чукотка.

На западе кочевники-ненцы («воровская самоядь») атаковали русские остроги, нападали на промышленников в их зимовьях, громили поселения ясачных остяков (хантов). Особенную ненависть у тундровиков вызывали русские суда —
кочи (на них передвигались военные отряды), если такое судно выбрасывало на берег бурей — его сжигали, команда, скорее всего, оказывалась перебитой, а грузы — разграбленными.

Юрак. Рисунок из альбома Г.Ф. Паули «Этнографическое описание народов России». 1862 г. Ненцы-юраки кочевали между реками Таз и Енисей
Юрак. Рисунок из альбома Г.Ф. Паули «Этнографическое описание народов России». 1862 г. Ненцы-юраки кочевали между реками Таз и Енисей

При этом сами ненцы тоже платили ясак — но не все и не всегда. Один и тот же род мог некоторое время быть лояльным (или производить такое впечатление), а потом внезапно «заворовать». Оленные стада обеспечивали ненецким отрядам не только мобильность, но и пропитание — они могли позволить себе продолжительные осады остяцких городков.

На крайнем северо-востоке так же обстояли дела с чукчами, с той лишь разницей, что те вовсе никогда не соглашались на выплаты ясака. Основную военную силу чукчей обеспечивали именно
«оленные», обитавшие в тундрах севернее Анадыря.

Оленные чукчи. Рисунок из альбома Г.Ф. Паули «Этнографическое описание народов России». 1862 г. Мужчина на этом рисунке вооружён луком
Оленные чукчи. Рисунок из альбома Г.Ф. Паули «Этнографическое описание народов России». 1862 г. Мужчина на этом рисунке вооружён луком

И ненцы, и чукчи в качестве транспорта использовали нарты, но чукотские нарты были легче ненецких. Был в истории арктических войн и аналог настоящей кавалерии! У тунгусских народов, обитателей сибирской тайги, оленеводство носило не крупностадный, как у ненцев и чукчей, а транспортный характер. Оленей было меньше, а сами животные — крупнее, чем в тундре. На таком олене можно было ездить верхом — именно так кочевали и воевали эвенки и эвены. «На оленях что на конях гоняют», — писали русские служилые люди, столкнувшиеся с такой своеобразной «оленницей» на реке Оймякон, в области эвенов. Возможно, подобные практики войны на оленях существовали и у юкагирских племён лесотундры — недаром они порой атаковали русские зимовья совместно с отрядами эвенов.

Якут. Рисунок из книги И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов». 1799 г. Якут вооружён пальмой — широким ножом на древке. Это оружие было широко распространено на востоке Сибири, включая арктические области
Якут. Рисунок из книги И.Г. Георги «Описание всех обитающих в Российском государстве народов». 1799 г. Якут вооружён пальмой — широким ножом на древке. Это оружие было широко распространено на востоке Сибири, включая арктические области

«А острог у них поставлен большой…» — традиционная фортификация

Слово «инфраструктура» первоначально возникло в языке военных и обозначало различные сооружения, необходимые для ведения войны. Конечно, сейчас мы относим к инфраструктуре очень много разных конструкций, далеко не всегда связанных с войной, но всегда предназначенных для обеспечения жизни людей. И если мы попробуем проследить развитие инфраструктуры в глубину веков (даже глубже появления государств!), то самыми древними её элементами окажутся именно военные постройки (впрочем, с ними могут посостязаться в возрасте и культовые сооружения).

Народы Арктики не были исключением — именно для защиты от врагов они стали строить укрепления, возведение которых требовало усилий сразу всего рода или племени. Этнографы уже не застали у них таких сооружений в исправном виде, но русские первопроходцы эти сооружения видели, и не только видели, но и брали штурмом, хотя строили эти «острожки» обитатели Севера не от русских, а от своих традиционных врагов — таких же аборигенов.

Наиболее развитую фортификацию русские застали у коряков. На каменистых возвышенностях те строили из земли, камней и деревьев мощные укрепления, в которых можно было выдерживать довольно долгую осаду, отстреливаясь от врага из луков. Главной проблемой и для осаждённых, и для осаждающих были запасы продовольствия. Каменно-земляные крепости коряков вполне могли отразить разовый удар врага, но правильной и долговременной осады всё же зачастую не выдерживали. Но ведь традиционная военная культура и не предусматривала длительных осад и сложных штурмов.

Об острожках юкагиров известно меньше, однако они были. Такое укрепление в 1650-х гг. существовало в верховьях реки Алазеи. Это сооружение стояло в лесотундре, а материалом для него, скорее всего, служили земля и бревна. Здесь в 1651 году произошёл бой между отрядом русских казаков Алазейского зимовья и мятежными юкагирами под предводительством вождей Коллы и Тойты. Из русских документов известно, что острог был большой — «в обе стороны человеку доброму стрелить мочно», то есть примерный диаметр укрепления был не меньше ста метров, а скорее всего — около ста пятидесяти! При этом стены острожка алазейских юкагиров были невысокими — поставив рядом своё укрепление, русские смогли стрелять в него сверху. В острожке юкагиры укрылись вместе со стадом оленей, и именно ранения оленей стали причиной того, что восставшие всё-так сдали острожек русским, при этом один из вождей убежал, — потому что из-за больших размеров укрепления окружить его полностью небольшой русский отряд не мог.

Но постройка постоянных укреплений — дело всё же долгое и сложное, и чаще обитатели Арктики использовали временные укрепления из саней, выставленных по периметру лагеря. Такая импровизированная защита больше соответствовала кочевому образу их жизни.

***

Автор: Михаил Савинов, кандидат истор. наук, научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург)