Найти тему
Музей Оранэлы

Неизвестная Петербургская конка

Оглавление

В наступившем 2023 году исполнится 160 лет Петербургской конке. Конечно, ее давно уже нет. Но история этого архаичного по нашим меркам транспорта была увлекательной. И даже на сегодня оставляет немало интересных загадок.

Мы не будем сегодня рассказывать собственно о Петербургской конке, ее истории и маршрутной сети. Увлекает то, что осталось за страницами ее официальной летописи.

Конка коночая, конка паровая и конка электрическая

Конечно, нельзя не оттолкнуться от того, что 27 августа 1863 года в Северной столице заработал первый маршрут конно-железной дороги, который соединил Васильевский остров с Адмиралтейской стороной. И уже к концу 19-го века Петербург был плотно покрыт сетью конно-железных дорог, которые эксплуатировали целых две частных компании: Первое товарищество конно-железных дорог и Второе акционерное общество. В начале XX века их линии выкупил город и по большей части перестроил для нужд трамвая. Но некоторые линии остались конными и лошадки бегали по ним до самой революции, пока не исчез попросту фураж.

Конка на Невском проспекте
Конка на Невском проспекте

Конка – это сокращение от «конно-железной дороги», то есть предполагает конную тягу. Но вот какой лингвистический казус явлен на открытке из коллекции музея Оранэлы: «Пригородная паровая конка»…

-2

Настолько городской рельсовый транспорт ассоциировался именно с конной тягой, что когда появился рельсовый транспорт на тяге паровой, то так и говорили: «паровая конка». Впрочем, заметьте, что на французском языке совсем другая надпись – в буквальном переводе «Паровой трамвай на Невском проспекте».

Итак, перед нами вагон Невской пригородной линии парового трамвая. Начинал он свое движение на Невском проспекте и шел вдоль Невы в Рыбацкое по Шлиссельбургскому проспекту – нынешнему проспекту Обуховской обороны. Там и сегодня ходят трамваи.

Невская линия парового трамвая была первой в городе, открылась в 1886 году, а еще через год заработает и Лесная линия. Та соединила Клинику барона Виллие (нынешнюю Военно-медицинскую академию) с районом современного 2-го Муринского проспекта.

Заметьте, как неузнаваем паровоз, тянущий вагоны этого необычного городского поезда. Он словно замаскирован под трамвайный вагон. Мы не видим ни трубы, ни колес. Делали так не только для красоты, но и чтобы не отпугивать тех самых коняшек, которые могли передвигаться рядом по городским магистралям.

О пригородных конках мы поговорим ниже. А пока еще одна странная открытка из нашей коллекции: «Электрическая конка на Неве»…

-3

Нет, это не ошибка. Открытка напечатана в самом начале двадцатого века. К этому времени линии конки действовали в столице уже сорок лет. Петербург отставал от многих российских дорог по части электрического трамвая. Тот действовал уже в Киеве, Курске, Нижнем Новгороде, Севастополе, других городах. А вот в столице империи правили бал те самые коночные монополисты: «Первое товарищество» да «Второе акционерное общество» конно-железных дорог. Внедрять электрическую тягу они не планировали, прибыль и так была неплохая.

Но вот предприниматель Михаил Михайлович Подобедов решил запустить необычный ледовый трамвай, воспользовавшись тем, что на Неву, превращавшуюся зимой в твердую поверхность, «конная монополия» не распространялась. В 1896 году зимой, прямо по льду через Неву, между Сенатской площадью и Васильевским островом, по инициативе предпринимателя Подобедова проложили рельсы, вморозили в лед столбы контактной сети и заработал на радость горожан электрический трамвай. Число таких линий выросло до трех. Они проработали до 1910 года.

Представление о сети конок (коночной, паровой, электрической) в столице на момент запуска первой линии трамвая в 1907 году дает замечательная схема Дениса Орженовского.

Источник: https://vk.com/photo-13366932_457240449
Источник: https://vk.com/photo-13366932_457240449

Но это все казусы. А вот то, что небольшие конно-железные дороги успешно работали в окрестностях Петербурга, известно мало.

Как правило они были небольшие, обслуживали один конкретный маршрут и не наносились обычно даже на карты. Но быстро окупались и приносили своим хозяевам прибыль.

Стрельнинская конка

Примером простенькой транспортной системы, обеспечившей безбедное существование целой семье, была Сергиево-Стрельнинская конно-железная дорога, которая действовала между жд-станцией Сергиево Балтийской ж.д. и Троице-Сергиевой Пустынью – одним из самых почитаемых монастырей в окрестностях Петербурга. Длина ее была не более 2 км и проходила она точно по линии современного проспекта Буденного (может по этой причине и назвали эту дорогу в честь командарма Первой Конной?).

От Сергиевской конки не осталось ни одной фотографии, лишь на старом фото станции Сергиево хорошо видна узкоколейная линия конки, у станции расходящаяся в два пути для удобства посадки.

-5

Принадлежала она предпринимателю Карлу Цоппи, который жил здесь же, в Стрельне на берегу Орловского пруда. Заработала конка в 1887 году (за год до этого Цоппи подал соответствующее прошение, которое было удовлетворено). Дорога пользовалась большим спросом и проработала до самой революции.

Строительство «электрической» Оранэлы с большой станцией прямо у ворот монастыря представляло экзистенциальную угрозу для бизнеса старика Цоппи – ведь с ее запуском паломники стали бы ездить в Пустынь на пригородном трамвае! Поэтому Цоппи категорически возражали против того, чтобы пути Оранэлы пересекали линию конку. Только задержка со строительством Оранэлы спасла благородное семейство от разорения и оно успешно собирало таксу с богомольцев до самой революции.

-6

Интересно, что планировалось продлить эту линию до поворота на Красносельское шоссе, и на карту 1915 года она уже нанесена как существующая.

Другие дачные конки

Таких малоизвестных ныне конок было в окрестностях Петербурга предостаточно. Их строили в благополучных дачных поселках. Многие участки оказывались на большом удалении от ближайших железнодорожных станций. Не предоставить благородной публике за умеренную плату такой комфортный транспорт, как конка, чтобы добраться до вожделенного дачного рая, было бы крайне неосмотрительно. Так думали многие предприниматели.

От этих конок кое-где остались артефакты. По крайней мере сами направления их линий четко читаются в современной сетке улиц поселков.

Например, небольшая конка была в дачном поселке Саблино (ныне Ульяновка), в его окрестностях находятся знаменитые водопады. Фото этой дороги сохранилось крайне плохое.

Саблинская конка
Саблинская конка

Но многое проясняет карта 1913 года. Небольшая линия связывала станцию и поселок «Александровка» (основанный графом Александром Кайзерлингом). Сейчас Александровка – это часть Ульяновки, а главная ее улица Графская (названная в честь Кайзерлинга) переименована в Советский проспект. Конка открылась в 1905 году и просуществовала до революции.

Карта 1913 г. (Источник: aroundspb.ru)
Карта 1913 г. (Источник: aroundspb.ru)

Линия конки хорошо читается на топографическом плане 1915 года и судя по тому, что она уходила в «промзону», она использовалась и для пассажирских, и для грузовых перевозок. К тому же конка была разветвленной, но пассажирское движение было только до Александровки. В 1918 году мост конки через Саблинку оказался разрушенным.

Интересно, что трамвайный историк Л.Г. Питкянен упоминает о том, что два моторных "рижских" вагонов после ее присоединения к городской трамвайной сети были в том числе Два моторных вагона были переданы на Октябрьскую железную дорогу, где были использованы для совмещенного движения трамвайного и паровых поездов на однопутной ветке станция Поповка - село Никольское (во время войны ветка разрушена).

Кстати, дачные конки, по понятным причинам работали только в летнее время.

Богаче поселок – богаче и конка

Маленькая конная железная дорога была признаком благополучия ее обитателей. Наиболее богатые петербургские дачники приобретали или снимали заграничные дачи на Карельском перешейке, в Финляндии. К примеру в Лоунатйоки (ныне Заходское) – действовали аж две линии – одна конная (по Белосельскому проспекту), а вторая – паровая (по Трубецкому проспекту, оба проспекта сейчас – проселки, не имеющие названия).

Дачный паровик у станции Лоунатйоки
Дачный паровик у станции Лоунатйоки

Стоила конка в Лоунатйоки – 10 копеек, что было в два раза дороже чем в городском трамвае! Ну и публика здесь была небедная.

Так сегодня выглядит дорога к озеру Большое Краснопёрское в посёлке Заходское Выборгского района Ленинградской области, по которой проходила линия парового трамвая.

Фото: Андрей Сыров
Фото: Андрей Сыров

От паровой конки осталось даже капитальное сооружение: устои моста.

Остатки моста паровой конки (фото: Андрей Сыров)
Остатки моста паровой конки (фото: Андрей Сыров)

Недалеко от Заходского еще один популярный и тогда, и сегодня дачный поселок – Куутерселькя (Лебяжье).

У живописного подножия возвышенности Куутерселькя (означает «шестая гряда») лежало два озера – Сууриярви (Большое) и Пиенъярви (Малое). Его облюбовали дачники, причем довольно состоятельные.

Поселок Куутерселькя на карте 1923 года. Судя по тому, что конка никак не обозначена, ее закрыли. Богатые петербургские дачники покинули райское место навсегда.
Поселок Куутерселькя на карте 1923 года. Судя по тому, что конка никак не обозначена, ее закрыли. Богатые петербургские дачники покинули райское место навсегда.

Решающую роль как обычно в этом сыграло появление здесь железнодорожной станции Мустамяки (ныне – Горьковское). Через некоторое время от станции по перемычке между двумя озерами стала ходить небольшая конка. Она не сохранилась. В июне 1944 году здесь шли ожесточенные бои, уничтожившие все дачи на возвышенности. Конки к тому времени не было уже в помине.

Дачные мегаполисы: Поповка и Вырица

Помните у Маршака: «Это что за остановка, Бологое или Поповка»? Поповка – небольшая станция на Московском направлении, не дотягивавшая раньше даже до 4-го класса. При ней к началу 20-го века сложился «дачный мегаполис» из четырех поселков (сейчас это все называется Красный бор). Он протянулся между железной дорогой и Петербургским шоссе и включал Подобедовку, Марковку (ближе к станции) и поселок с звучным названием Самопомощь (1-я и 2-я, ближе к шоссе).

Подобедовка была названа по фамилии владельца. Да, да. Того самого Михаила Михайловича Подобедова, который построил «ледовый трамвай». Неудивительно, что и в своей дачной империи он проложил конку, которая соединила его поселок с железнодорожной станцией. Причем линия была не единственной. Это хорошо видно на карте 1913 года.

-13

И на старинной открытке заметно, что от станции Поповка отходили две не связанные между собой линии.

-14

Та конка, что на ближнем плане – вела в Подобедовку. Другая (та, что справа) по Троицкому проспекту Самопомощи шла до самого Московско-Петербургского шоссе.

Троицкий проспект в Первой Самопомощи
Троицкий проспект в Первой Самопомощи

Обе линии к 1913 году принадлежали Борису Львовичу де-Буру, местному землевладельцу. Его дача как раз возвышается над конечной остановкой линии в Самопомощь.

Сейчас, увы, здесь лесной массив, а Троицкий проспект стал Промышленной улицей: без домов и идущей в зеленом массиве. Самопомощь сгорела во время войны. От всей дачной красоты остался только пристанционный пруд.

Другим «дачным мегаполисом», если вообще не дачной столицей, считалась Вырица. Неудивительно, что и там на дореволюционных снимках мы обнаруживаем конно-железную дорогу. Точная ее схема неизвестна. Как минимум одна линия шла по Магистральному (ныне Коммунальному) проспекту. Вот она, а на дальнем плане – станция Вырица.

-16

У станции линия эффектно поворачивала, причем становилась двухпутной – большая редкость даже для городских конок! Это свидетельствует о высоком пассажиропотоке, некогда наблюдавшимся на этом «дачном трамвае».

-17

Ораниенбаум и Кронштадт

Отдельно стоить сказать об этих двух городах, которые на протяжении веков оставались единым целым, словно по недоразумению природы разделенных морским перевозом.

Уже в 1864 году Петергофская железная дорога, построенная бароном Александром Людвиговичем Штиглицем, дотянулась до Ораниенбаума. Однако станция и вокзал находились на расстоянии 2 км до Кронштадтской пристани, что составляло крайнее неудобство для публики.

Для них и была построена небольшая конно-железная дорога, которая просуществовала до 1889 года, пока не был прорыт Пароходный (ныне Шлюпочный) канал. Он позволял судам подходить в достаточной близости к вокзалу. Причем интересно, что на «стыке» пристани и железнодорожной станции поставили … театр!

Ораниенбаумскую конку заменил ... судоходный канал.
Ораниенбаумскую конку заменил ... судоходный канал.

А была ли конка в Кронштадте?

Есть один из таких открыточных видов столетней давности, на котором хорошо видны на улице этого города-острова железнодорожные пути. В самом деле, в Кронштадте существовала разветвленная железнодорожная сеть, которая использовалась, понятно, в первую очередь, для нужд военных.

Рельсовое полотно в городской черте у Северных казарм. Нынешняя улица Восстания. Конец 19-начало 20 вв.
Рельсовое полотно в городской черте у Северных казарм. Нынешняя улица Восстания. Конец 19-начало 20 вв.

Часть ее обслуживалось паровозами (было даже свое депо), часть – конной тягой. Хотя, официально, такого общественного транспорта как конка, в Кронштадте, не существовало.

Впрочем «кронштадтский трамвай» можно увидеть в … фильме «Кочегар» Алексея Балабанова. Конечно, надо включить немного воображение.

В кинематографе хорошо известен так называемый «эффект Кулешова», согласно которому наш мозг причудливым образом склеивает фрагменты киноленты, снятые в разных местах и при разных обстоятельствах, в единую реальность.

Теперь примем во внимание, что большая часть городских видов «Кочегара» – это малоэтажный Кронштадт, а вот яркий трамвай (обязательный герой всех балабановских фильмах), снят, конечно, в Петербурге. В итоге на секунду забывшись, этот трамвай можно представить.

Вот главный герой едет в трамвае (в очень характерном «ленинградском» ЛМ-68, он же «Аквариум»).

-20

А вот он переходит Овраг по узнаваемому Висячему мосту Кронштадта.

-21

На секунду наше воображение склеивает реальность «Кронштдатского трамвая». Если зритель, конечно, узнал знакомые места...

***

Впрочем, мы увлеклись и совсем далеко ушли (или уехали?) от милых лошадок, неспешно тянущих за собой открытый вагончик с пассажирами. Если судьба вас занесет (или заносит) в те места, где они на радость дачников трудились больше века назад, попробуйте услышать цокот копыт и скрип небольшого вагончика.

А если вы знаете о других конках в окрестностях Петербурга, пишите в комментариях. Уверены, их еще есть.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части. Это поможет нам его развивать.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL