Найти тему

Боевые машины Урала. Танки.

Средний танк Т-55.

Часть 3.

В 1980 г. Технический комитет Организации Варшавского договора принял решение о комплексной модернизации танков Т-55, состоящих на вооружении армий стран ОВД.

25 июля 1981 г. было принято Постановление Совмина СССР № 720-205 «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 (Т-55А) и Т-62». Постановление устанавливало следующий план модернизации по танкам Т-55:

Работа по модернизации Т-55А проводилась Конструкторским бюро транспортного машиностроения в г. Омске под руководством А.А. Морова.

Александр Александрович Моров
Александр Александрович Моров

Комплекс управляемого вооружения отрабатывался на объекте 631 под руководством Ю.М. Набокова, усиление защиты и другие усовершенствования – на объекте 639 под руководством В.А. Степанова.

Проведенная работа увенчалась принятием на вооружение 6 апреля 1983 г. Постановлением СМ СССР № 288-118 модернизированных танков, за которым последовал приказ МО СССР 1983 г. № 0069 «О принятии на вооружение Советской Армии танков Т-55М, Т-55АМ и Т-62М с ракетно-пушечным вооружением».

Танк Т-55АМ. https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692
Танк Т-55АМ. https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692

На модернизированных машинах была введена дополнительная броневая комбинированная защита.

http://militaryrussia.ru/i/284/298/asjjF.jpg
http://militaryrussia.ru/i/284/298/asjjF.jpg

На корпусе это был металлокерамический блок, установленный на верхний лобовой лист.

-5

Блок дополнительной защиты представлял собой коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Таким образом, было получено увеличение защиты от бронебойных подкалиберных снарядов на 120 мм, от калиберных — на 200-250 мм, от кумулятивных – до 450 мм.

-6
Разрез дополнительного блока. https://pikabu.ru/0cc57625-12ad-4e5d-b56e-34fceea1bfd0
Разрез дополнительного блока. https://pikabu.ru/0cc57625-12ad-4e5d-b56e-34fceea1bfd0

Дополнительная защита башни включала две литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиуретановым наполнителем. Уровень повышения защиты соответствовал корпусу машины.

http://militaryrussia.ru/i/284/298/QMDul.jpg
http://militaryrussia.ru/i/284/298/QMDul.jpg
Разрез навесного блока https://pikabu.ru/21615681-893a-4ddb-b4cf-311ea8598149
Разрез навесного блока https://pikabu.ru/21615681-893a-4ddb-b4cf-311ea8598149
-10
-11

Общая масса навесной защиты корпуса и башни составила 1,8 тонны.

Противокумулятивную защиту бортовых проекций усилили резинотканевыми экранами общей массой 100 кг.

https://photos.smugmug.com/photos/i-mbjWf9V/0/X3/i-mbjWf9V-X3.jpg
https://photos.smugmug.com/photos/i-mbjWf9V/0/X3/i-mbjWf9V-X3.jpg

Экраны уменьшали эффективность 100-мм кумулятивного снаряда на 30 %, а гранаты типа ПГ-7ВМ до 50 %.

-13

Машина получила усиленную противоминную защиту, которая включала:

  • каркас ячеистой конструкции на днище машины под обитаемыми отделениями из швеллера или уголка толщиной 80 мм, снизу закрытый шестью броневыми листами толщиной 20 мм;
  • распорную стойку-пиллерс в отделении управления между крышей и днищем корпуса за спинкой сидения механика-водителя, предотвращающую прогиб днища при взрыве;
  • сиденье механика-водителя, закрепленное на специальном полике, приваренном к борту и имеющем зазор с днищем 30 мм, чтобы энергия взрыва не воздействовала непосредственно на водителя;
  • кожух над первой парой торсионов с 20-мм резиновым ковриком для защиты ступней водителя от вибрации при взрыве;
  • усиленную на 20 мм броневую крышку аварийного люка.
-14
-15

Были введены мероприятия по защите от зажигательного оружия:

  • защитные сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии и выходных жалюзи;
  • защитные стальные трубы для электропроводки снаружи корпуса;
  • защитные металлические щитки с асбестовыми прокладками для наружных дюритов.
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_47398.html
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_47398.html
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_47398.html
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_47398.html

Для повышения огневой мощи танка в 1978-80 гг. группой специалистов ВНИИтрансмаш во главе с Г.Г. Голубом была разработана система управления огнем «Волна». В качестве соисполнителей в работе участвовало ЦКБ «Пеленг» по лазерному дальномеру, Московский институт электронной техники – по баллистическому вычислителю и ВНИИ «Сигнал» – по стабилизатору вооружения.

Георгий Геселевич Голуб
Георгий Геселевич Голуб

Система управления огнем «Волна» включала:

  • лазерный дальномер КДТ-1-1 или КДТ-2 (1Д16) на стекле, активированном неодимом, установленный в бронированном коробе над маской пушки;
Лазерный дальномер КДТ-1-1
Лазерный дальномер КДТ-1-1
-20
Лазерный дальномер КДТ-2
Лазерный дальномер КДТ-2
-22
  • танковый баллистический вычислитель БВ-55;
-23
  • прицел ТШСМ-32ПВ с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, работающей и при блокировке пушки, автоматическим вводом углов прицеливания и цифровой индикацией боковых поправок;
Прицел ТШСМ-32ПВ
Прицел ТШСМ-32ПВ
  • стабилизатор вооружения «Циклон М-1» на более современной элементной базе.
-25

Огневая мощь танка была усилена комплексом управляемого вооружения. Комплекс 9К116 «Кастет» был создан Тульским КБ приборостроения под руководством А.Г. Шипунова для 100-мм противотанковой пушки «Рапира» и принят на вооружение в 1981 г.

Шипунов Аркадий Георгиевич. 1927 – 2013.
Шипунов Аркадий Георгиевич. 1927 – 2013.

Управляемый снаряд 9М117 запускался через ствол орудия и таким образом мог быть перенесен на танковую базу без ущерба для основного вооружения.

Выстрел 3УБК10-1 с управляемым снарядом 9М117. http://bastion-karpenko.ru/VVT/3UBK10_MVSV-2010_01.jpg
Выстрел 3УБК10-1 с управляемым снарядом 9М117. http://bastion-karpenko.ru/VVT/3UBK10_MVSV-2010_01.jpg

Работа по установке комплекса управляемого вооружения на танк осуществлялась тем же КБ Шипунова. Вариант для танка Т-55 получил обозначение 9К116-1 «Бастион».

-28

Снаряд 9М117 был взят от комплекса «Кастет» без изменений и представлял собой твердотопливную ракету с передним расположением косонаправленных сопел, построенную по схеме «утка».

-29

В кормовом отсеке находились основные блоки системы наведения и приемник лазерного излучения, по которому и осуществлялось наведение в цель. Кумулятивная боевая часть обеспечивала бронепробиваемость по нормали порядка 600 мм.

http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubk10_1/0-63
http://soviet-ammo.ucoz.ru/index/100_3ubk10_1/0-63

Характеристика комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион»

-31

В 1993 г. на вооружение принята ракета 9М117М «Кан» с тандемной боевой частью и бронепробиваемостью 750 мм после преодоления динамической защиты. Выстрел с ракетой 9М117М для 100-мм пушки получил обозначение 3УБК23-1.

https://3mv.ru/uploads/posts/2019-10/1572000770_r1.jpg
https://3mv.ru/uploads/posts/2019-10/1572000770_r1.jpg

Аппаратура управления была создана на базе аппаратуры 9С53 комплекса «Кастет», наведение осуществлялось через комбинированный прицел 1К13-1, стрельба производилась только с места.

-33

Кроме того, в комплект входил преобразователь 9С831 и блоки управления и электроники.

-34

Ночная инфракрасная ветвь прибора 1К13 активно-пассивного типа использовалась наводчиком танка в качестве ночного прицела.

Бронировка прибора 1К13
Бронировка прибора 1К13

Инфракрасный осветитель Л-2Г был заменен на Л-4Г.

https://photos.smugmug.com/photos/i-HnqXNhk/0/X3/i-HnqXNhk-X3.jpg
https://photos.smugmug.com/photos/i-HnqXNhk/0/X3/i-HnqXNhk-X3.jpg

В связи с высокой стоимостью комплекса управляемого вооружения на модификациях Т-55М1, Т-55АМ1, Т-55М1-1, Т-55АМ1-1 он не устанавливался, а у наводчика сохранялся штатный ночной прицел.

https://photos.smugmug.com/photos/i-HnqXNhk/0/X3/i-HnqXNhk-X3.jpg
https://photos.smugmug.com/photos/i-HnqXNhk/0/X3/i-HnqXNhk-X3.jpg

Пусковые установки системы 902Б «Туча» перенесли на правый борт башни.

http://1gazk.ru/uploads/gallery/15617072375d15c2e54212d.jpg
http://1gazk.ru/uploads/gallery/15617072375d15c2e54212d.jpg

Ствол пушки закрывался термозащитным кожухом.

-39

Радиостанция Р-123 заменялась радиостанцией Р-173 «Абзац» с радиоприемником Р-173П и танковым переговорным устройством Р-124.

Приемопередатчик радиостанции Р-173
Приемопередатчик радиостанции Р-173

В качестве силовой установки использовался двигатель В-55У мощностью 620 л.с. или двигатель В-46-5М мощностью 690 л.с. Машины с двигателем В-46-5М получили в обозначении дополнительную единицу, например Т-55М-1.

Двигатель В-55У был форсирован путем изменения впускного коллектора. Внутри каждый впускной коллектор разделен продольной перегородкой на два канала. По одному каналу воздух подается к первым, а по другому —к трем последующим цилиндрам, благодаря чему улучшается наполнение цилиндров воздухом и увеличивается мощность двигателя.

Мощность двигателя В-46-5М была увеличена установкой нагнетателя, при этом нагнетатель занял часть пространства воздухоочистителя.

-41

Конструкторам пришлось первую ступень воздухоочистки в виде циклонного аппарата вынести в бронированный отсек на правой надгусеничной полке.

-42

Кассеты второй ступени очистки разместили в вертикальном положении. Из системы питания топливом был изъят один наружный топливный бак, но введен топливоподкачивающий насос НТП-46 и новый насос высокого давления НК-12М, а также форсунок с объединенным сливом топлива.

-43

В ходовой части были использованы новые торсионные валы из стали электрошлакового переплава с двойным циклом закаливания, которые увеличили ход опорных катков до 162 – 185 мм. Соответственно были сняты резиновые буфера балансиров, установлены опоры, обеспечивающие большой угловой поворот балансиров, установлены увеличенной длины рычаги гидроамортизаторов тяги между рычагами гидроамортизаторов и балансирами, переставлены на корпусе танка упоры первой и второй подвесок.

-44

На ступице ведущего колеса ввели ограничительный диск для предотвращения сбрасывания гусеницы с РМШ, а сама гусеница получила усиленный резинометаллический шарнир и увеличенные на 5 мм грунтозацепы.

https://karopka.ru/upload/resize_cache/iblock/af5/900_600_1/photo_38_1495321810.JPG
https://karopka.ru/upload/resize_cache/iblock/af5/900_600_1/photo_38_1495321810.JPG

По своей боевой эффективности Т-55 в модернизированном варианте поднялся до уровня Т-64 и Т-72 первых серий.

Т-55АМ в войсках. http://s28.postimg.cc/chlq3gk7x/0003.jpg
Т-55АМ в войсках. http://s28.postimg.cc/chlq3gk7x/0003.jpg
Т-55АМ морской пехоты. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2020/05/00067683.jpg
Т-55АМ морской пехоты. https://war-book.ru/wp-content/uploads/2020/05/00067683.jpg

Танки Т-55 с активной защитой

Работа по созданию системы активной защиты бронеобъектов была начата в соответствии с Постановлением СМ СССР от 30 марта 1963 г. № 429-147 и решением ВПК СМ СССР от 15 июня 1965 г. № 1705.

НИР по исследованию возможностей создания и изысканию конструктивной схемы комплекса активной защиты танка получила шифр НВ10-285-65 «Дикобраз». Головным исполнителем по радиолокационному комплексу и системе в целом назначалось ОКБ Тульского завода электроэлементов (ныне ОАО «Тульский завод «Арсенал»), по системе вооружения и установке на танк – Тульское Центральное конструкторское бюро спортивно-охотничьего оружия. К работе также привлекались научно-исследовательские институты МО СССР, ИРЭ АН УССР, ЦНИИТОЧМАШ МОП, ВНИИ ТРАНСМАШ и ЦНИИХМ МОП. Результаты работы должны были быть представлены в 1967 г.

В ОКБ ТЗЭ работу по теме «Дикобраз» возглавил М.П. Супоровский, его заместителем был назначен И.П. Скалецкий. В ЦКБ СОО работой руководил В.И. Бакалов.

Михаил Петрович Супоровский. 1935-2015.
Михаил Петрович Супоровский. 1935-2015.
Василий Иванович Бакалов. 1929-2020.
Василий Иванович Бакалов. 1929-2020.

Летом 1968 г. результаты НИР были приняты Государственной комиссией, которая рекомендовала переход к опытно-конструкторским работам. Тем не менее, сложность поставленной задачи заставила провести в 1968-70 гг. целый ряд дополнительных прикладных научно-исследовательских работ по темам «Качество», «Гвоздика», «Купол-УН» и др.

6 июля 1970 г. приказом Министерства радиопромышленности была открыта ОКР по комплексу «Дикобраз». Главным конструктором разработки был назначен М.П. Супоровский, его заместителями: по схемотехнической части – И.П. Скалецкий, по конструкторской части – И.М. Косорокин.

В октябре 1973 г. Военно-промышленная комиссия СМ СССР своим решением поручила разработать в течении 1974-76 гг. эскизно-технический проект комплекса «Дикобраз» с изготовлением экспериментального образца и проведением его полномасштабных испытаний, в том числе и при обстреле комплекса боевыми снарядами.

С января 1975 по октябрь 1976 г. на полигоне НИИ БТ в Кубинке были проведены экспериментальные работы по отработке параметров радиоприборного комплекса, системы вооружения, оценке параметров системы в целом. В декабре 1976 г. система активной защиты танков «Дикобраз» была рекомендована для изготовления опытного образца.

14 июля 1977 г. ВПК СМ СССР своим решением открыло разработку рабочего проекта с изготовлением и испытанием опытных образцов. Разработке был присвоен новый шифр – «Дрозд».

Компоновкой элементов комплекса в Омском КБТМ занималась группа под руководством И.М. Кокорева. В качестве базы был взят танк Т-55А, машина получила обозначение объект 609Д. Масса комплекта активной защиты составила 600 кг.

В 1979 г. был построен опытный образец, и в 1980 г. на полигоне НИИ БТ прошли его предварительные испытания.

Т-55А с комплексом «Дрозд». https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692
Т-55А с комплексом «Дрозд». https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692

С марта 1981 по апрель 1982 г. система «Дрозд» прошла государственные, а в 1983 г. – войсковые испытания, в ходе которых отработала более 60 зачетных пусков противотанковых средств. На заключительном этапе был использован вертолет Ми-24, который обстрелял танк Т-55 с системой 1030М противотанковыми управляемыми ракетами «Фаланга». Ни одна из ракет не попала в цель, все они были сбиты на подлете.

Т-55А с комплексом «Дрозд». https://war-book.ru/wp-content/uploads/2017/11/00061045.jpg
Т-55А с комплексом «Дрозд». https://war-book.ru/wp-content/uploads/2017/11/00061045.jpg

Система активной защиты для танка Т-55 была принята на вооружение в 1983 г. и в том же году последовал приказ МО СССР № 00140 «О принятии на вооружение Советской Армии танка Т-55АД». Коллектив создателей комплекса был отмечен Ленинской и Государственной премиями.

На Т-55АД были внедрены все усовершенствования Т-55АМ, кроме дополнительного бронирования корпуса и башни.

Т-55А с комплексом «Дрозд». https://img4.goodfon.ru/wallpaper/nbig/1/a4/military-vehicle-armored-armed-forces-war-materiel-milit-130.jpg
Т-55А с комплексом «Дрозд». https://img4.goodfon.ru/wallpaper/nbig/1/a4/military-vehicle-armored-armed-forces-war-materiel-milit-130.jpg

В состав комплекса активной защиты «Дрозд» входили:

  • две РЛС мм-диапазона, расположенные справа и слева по бортам башни;
  • четыре спаренных блока с пусковыми установками, расположенные под приемопередающими модулями;
  • электронно-вычислительная система, расположенная на корме башни;
  • пульт управления, размещенный в башне танка.
https://sun9-49.userapi.com/c858032/v858032523/5fe0b/ykqoROudKsI.jpg
https://sun9-49.userapi.com/c858032/v858032523/5fe0b/ykqoROudKsI.jpg
http://btvt.narod.ru/3/kaz_drozdfiles/image015.jpg
http://btvt.narod.ru/3/kaz_drozdfiles/image015.jpg

Обнаружение подлетающих объектов производилось на расстоянии 330 м, с дальности 130 м РЛС переходили в режим сопровождения цели, определяя скорость боеприпаса и сектор попадания, в зависимости от чего, система выбирала один из защитных зарядов и давала команду на отстрел.

Заряжание системы. http://bastion-opk.ru/VVT/T-55AD_170208_02.jpg
Заряжание системы. http://bastion-opk.ru/VVT/T-55AD_170208_02.jpg

В качестве защитного заряда применялся 107-мм осколочно-фугасный снаряд ОФ-53 с командным подрывом. Поражение цели осуществлялось на расстоянии 6,6 метра от танка потоком осколков, образующимся при подрыве.

http://btvt.narod.ru/3/kaz_drozdfiles/image016.jpg
http://btvt.narod.ru/3/kaz_drozdfiles/image016.jpg

Система обеспечивала уничтожение с вероятностью 0,7 двух противотанковых боеприпасов, летящих со скоростью от 70 до 700 м/с в каждом секторе по 20 градусов от продольной оси танка. Готовность к повторному действию обеспечивалась через 0,35 с.

Характеристика комплекса 1030М «Дрозд»

-57

Производство РЛС для системы «Дрозд» было организовано на Ижевском электромеханическом заводе, пульты, блоки управления и кабельные соединения производил Челябинский завод «Электромашина», боевую часть – Омский завод транспортного машиностроения. Комплектующие поступали на 61-й ремонтный завод в г. Петродворец, где система и собиралась на танках, прошедших капитальный ремонт.

Танки Т-55АД начали поступать в части Закавказского военного округа, однако, в связи с успешной работой над более совершенным комплексом «Дождь» (объект 642), дальнейшая работа по переоборудованию Т-55 в Т-55АД была приостановлена.

Т-55АД в парке боевых машин  135-го мсп 295-й мсд 4-й ОА ЗакВО. г. Баку. 1990 г. https://sun9-2.userapi.com/c858032/v858032523/5fe04/V7SzTLW5-5s.jpg
Т-55АД в парке боевых машин 135-го мсп 295-й мсд 4-й ОА ЗакВО. г. Баку. 1990 г. https://sun9-2.userapi.com/c858032/v858032523/5fe04/V7SzTLW5-5s.jpg

Другие источники называют причиной остановки переоснащения подписание 19 ноября 1990 г. Договора об обычных вооружённых силах в Европе. Третьи – недостаточные мощности советской радиоэлектронной промышленности.

Всего было переоборудовано около 250 машин. В связи с карабахским конфликтом, все Т-55АД были вывезены из Закавказья на территорию Украины.

Т-55А с комплексом «Дрозд». https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692
Т-55А с комплексом «Дрозд». https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692

Танки Т-55 с динамической защитой

В декабре 1978 г. в НИИстали был создан отдел динамической защиты – отдел 32 под руководством Д.А. Рототаева.

Рототаев Дмитрий Александрович. 1944 – 2015
Рототаев Дмитрий Александрович. 1944 – 2015

С 1979 по 1982 г., в отделе были исследованы и отработаны несколько типов элементов динамической защиты.

Приоритетным направлением была определена ОКР «Разработка динамической защиты для танков и БМП» (шифр «Контакт»).

Согласно решения Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам № 236 от 2 июня 1982 г. созданная защита подлежала испытаниям обстрелом на серийных танках.

В ноябре-декабре 1982 г. в числе других модернизированных машин был испытан танк Т-55А с навесной динамической защитой.

Танк Т-55А, подготовленный для испытаний динамической защиты http://btvt.narod.ru/raznoe/dz68.htm
Танк Т-55А, подготовленный для испытаний динамической защиты http://btvt.narod.ru/raznoe/dz68.htm

Испытания проводились путем обстрела гранатами ПГ-7Л, 100 мм кумулятивными снарядами БК3 и 125-мм кумулятивными снарядами БК14М.

Вид на левый борт корпуса танка Т-55А после попадания 125-мм кумулятивного снаряда БК14М. Броня не пробита. http://btvt.info/3attackdefensemobility/kontakt_1_trials_pt3.htm
Вид на левый борт корпуса танка Т-55А после попадания 125-мм кумулятивного снаряда БК14М. Броня не пробита. http://btvt.info/3attackdefensemobility/kontakt_1_trials_pt3.htm

Испытания показали, что броня лобовой проекции пробивается 125-мм кумулятивными снарядами несмотря на наличие ДЗ, но борта корпуса не были пробиты 125-мм снарядами при курсовом угле 30 градусов. 100-мм кумулятивные снаряды и гранаты ПГ-7Л не смогли пробить лобовую броню после взаимодействия с ДЗ.

Вид на правую лобовую часть башни танка Т-55А после подрыва ПГ-7Л. Броня не пробита. http://btvt.info/3attackdefensemobility/kontakt_1_trials_pt3.htm
Вид на правую лобовую часть башни танка Т-55А после подрыва ПГ-7Л. Броня не пробита. http://btvt.info/3attackdefensemobility/kontakt_1_trials_pt3.htm

Испытания показали, что вероятность поражения Т-55А кумулятивными противотанковыми средствами уменьшилась в 4 – 4,3 раза. С учётом всей совокупности средств поражения, поражённость танков снижа­ется на 15-22 % при стоимости КДЗ на одном танке 1600 руб.

Повышение уровня противокумулятивной стойкости по результатам испытаний динамической защиты, мм

-64

14 января 1983 г. был подписан акт об успешных испытаниях комплекса навесной динамической защиты «Контакт-1» с элементом динамической защиты 4С20.

Контейнер ДЗ и элемент 4С20. http://pro-tank.ru/images/stories/blog/pressa/dinamitscheskaja-zashita/explosive-reactive-armour-8.jpg
Контейнер ДЗ и элемент 4С20. http://pro-tank.ru/images/stories/blog/pressa/dinamitscheskaja-zashita/explosive-reactive-armour-8.jpg

Омское КБТМ начало работу по установке комплекта «Контакт-1» на Т-55 в 1982 г. Такие машины получили обозначение Т-55МВ/АМВ и были приняты на вооружение приказом МО СССР № 07 от 14 января 1985 г.

С 1989 г. при капитальном ремонте металлокерамические блоки больше не устанавливались, заменяясь динамической защитой.

Танк Т-55АМВ https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692.
Танк Т-55АМВ https://pikabu.ru/story/modifikatsii_srednego_tanka_t55_3936692.

В контейнер площадью 314 x 148 мм помещалось два взрывчатых элемента 4С20 массой 1,35 кг и размером 252х130х10 мм. Масса взрывчатого вещества ПВВ-5А в каждом элементе составляла 260 г. Элементы устанавливались в форме буквы V с углом между элементами 9 градусов.

На Т-55МВ/АМВ применялось три типа контейнеров в зависимости от места установки. Маркировка контейнера и направление установки обозначались на крышке контейнера цифрой и стрелкой.

Контейнер для элементов динамической защиты № 1
Контейнер для элементов динамической защиты № 1
Контейнер для элементов динамической защиты № 3
Контейнер для элементов динамической защиты № 3

Элементы динамической защиты устанавливались на болтах. На верхнем лобовом листе размещалось 44 ЭДЗ, на нижнем – 12.

Установка элементов динамической защиты на корпусе танка Т-55АМВ. http://btvt.narod.ru/5/t55am_amv/t55am_amv.htm
Установка элементов динамической защиты на корпусе танка Т-55АМВ. http://btvt.narod.ru/5/t55am_amv/t55am_amv.htm

На бортовых экранах каждого борта находилось 43 элемента.

Установка элементов динамической защиты на бортовых экранах танка Т-55АМВ http://btvt.narod.ru/5/t55am_amv/t55am_amv.htm
Установка элементов динамической защиты на бортовых экранах танка Т-55АМВ http://btvt.narod.ru/5/t55am_amv/t55am_amv.htm
-71

Лоб башни закрывали 50 элементов динамической защиты.

Установка элементов динамической защиты на башне танка Т-55АМВ http://btvt.narod.ru/5/t55am_amv/t55am_amv.htm
Установка элементов динамической защиты на башне танка Т-55АМВ http://btvt.narod.ru/5/t55am_amv/t55am_amv.htm
-73

Площадь лобовой проекции корпуса, перекрытой ДЗ, составила 49 % при курсовых углах ± 22°, башни – 59 % при курсовых углах ± 35°.

Танк Т-55АМВ. https://www.fotoprizer.ru/img/2810_orig.jpg
Танк Т-55АМВ. https://www.fotoprizer.ru/img/2810_orig.jpg

При общей массе динамической защиты 1400 кг она обеспечивала защиту с вероятностью 90% от кумулятивных средств поражения с бронепробиваемостью 650 мм.

Танк Т-55АМВ. https://photos.smugmug.com/Military/Park-Patriot/i-dsmN6NQ/0/e224c098/L/ParkPatriot2015part13-008-L.jpg
Танк Т-55АМВ. https://photos.smugmug.com/Military/Park-Patriot/i-dsmN6NQ/0/e224c098/L/ParkPatriot2015part13-008-L.jpg

На 1990 г. в советских войсках в Восточной Европе и европейской части СССР находилось 3140 танков Т-55/55А. Еще больше их было в азиатской части страны.

https://www.ljplus.ru/img3/d/k/dkphoto/18.jpg
https://www.ljplus.ru/img3/d/k/dkphoto/18.jpg

В 1994 г. был подписан приказ Министра обороны России о снятии с вооружения танков Т-55 всех модификаций.

Основные источники:

Andrei-bt — LiveJournal //https://andrei-bt.livejournal.com

Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.

Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm

Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.