Средний танк Т-55.
Часть 3.
В 1980 г. Технический комитет Организации Варшавского договора принял решение о комплексной модернизации танков Т-55, состоящих на вооружении армий стран ОВД.
25 июля 1981 г. было принято Постановление Совмина СССР № 720-205 «О мерах по обеспечению комплексной модернизации танков Т-55 (Т-55А) и Т-62». Постановление устанавливало следующий план модернизации по танкам Т-55:
Работа по модернизации Т-55А проводилась Конструкторским бюро транспортного машиностроения в г. Омске под руководством А.А. Морова.
Комплекс управляемого вооружения отрабатывался на объекте 631 под руководством Ю.М. Набокова, усиление защиты и другие усовершенствования – на объекте 639 под руководством В.А. Степанова.
Проведенная работа увенчалась принятием на вооружение 6 апреля 1983 г. Постановлением СМ СССР № 288-118 модернизированных танков, за которым последовал приказ МО СССР 1983 г. № 0069 «О принятии на вооружение Советской Армии танков Т-55М, Т-55АМ и Т-62М с ракетно-пушечным вооружением».
На модернизированных машинах была введена дополнительная броневая комбинированная защита.
На корпусе это был металлокерамический блок, установленный на верхний лобовой лист.
Блок дополнительной защиты представлял собой коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм, внутри которой размещались 5-мм стальные листы с 30-мм промежутками, заполненными пенистым полиуретаном. Таким образом, было получено увеличение защиты от бронебойных подкалиберных снарядов на 120 мм, от калиберных — на 200-250 мм, от кумулятивных – до 450 мм.
Дополнительная защита башни включала две литые броневые детали, с внутренней стороны которых приваривалась коробка с 5-мм стальными листами и пенополиуретановым наполнителем. Уровень повышения защиты соответствовал корпусу машины.
Общая масса навесной защиты корпуса и башни составила 1,8 тонны.
Противокумулятивную защиту бортовых проекций усилили резинотканевыми экранами общей массой 100 кг.
Экраны уменьшали эффективность 100-мм кумулятивного снаряда на 30 %, а гранаты типа ПГ-7ВМ до 50 %.
Машина получила усиленную противоминную защиту, которая включала:
- каркас ячеистой конструкции на днище машины под обитаемыми отделениями из швеллера или уголка толщиной 80 мм, снизу закрытый шестью броневыми листами толщиной 20 мм;
- распорную стойку-пиллерс в отделении управления между крышей и днищем корпуса за спинкой сидения механика-водителя, предотвращающую прогиб днища при взрыве;
- сиденье механика-водителя, закрепленное на специальном полике, приваренном к борту и имеющем зазор с днищем 30 мм, чтобы энергия взрыва не воздействовала непосредственно на водителя;
- кожух над первой парой торсионов с 20-мм резиновым ковриком для защиты ступней водителя от вибрации при взрыве;
- усиленную на 20 мм броневую крышку аварийного люка.
Были введены мероприятия по защите от зажигательного оружия:
- защитные сетки с мелкой ячейкой на крыше трансмиссии и выходных жалюзи;
- защитные стальные трубы для электропроводки снаружи корпуса;
- защитные металлические щитки с асбестовыми прокладками для наружных дюритов.
Для повышения огневой мощи танка в 1978-80 гг. группой специалистов ВНИИтрансмаш во главе с Г.Г. Голубом была разработана система управления огнем «Волна». В качестве соисполнителей в работе участвовало ЦКБ «Пеленг» по лазерному дальномеру, Московский институт электронной техники – по баллистическому вычислителю и ВНИИ «Сигнал» – по стабилизатору вооружения.
Система управления огнем «Волна» включала:
- лазерный дальномер КДТ-1-1 или КДТ-2 (1Д16) на стекле, активированном неодимом, установленный в бронированном коробе над маской пушки;
- танковый баллистический вычислитель БВ-55;
- прицел ТШСМ-32ПВ с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, работающей и при блокировке пушки, автоматическим вводом углов прицеливания и цифровой индикацией боковых поправок;
- стабилизатор вооружения «Циклон М-1» на более современной элементной базе.
Огневая мощь танка была усилена комплексом управляемого вооружения. Комплекс 9К116 «Кастет» был создан Тульским КБ приборостроения под руководством А.Г. Шипунова для 100-мм противотанковой пушки «Рапира» и принят на вооружение в 1981 г.
Управляемый снаряд 9М117 запускался через ствол орудия и таким образом мог быть перенесен на танковую базу без ущерба для основного вооружения.
Работа по установке комплекса управляемого вооружения на танк осуществлялась тем же КБ Шипунова. Вариант для танка Т-55 получил обозначение 9К116-1 «Бастион».
Снаряд 9М117 был взят от комплекса «Кастет» без изменений и представлял собой твердотопливную ракету с передним расположением косонаправленных сопел, построенную по схеме «утка».
В кормовом отсеке находились основные блоки системы наведения и приемник лазерного излучения, по которому и осуществлялось наведение в цель. Кумулятивная боевая часть обеспечивала бронепробиваемость по нормали порядка 600 мм.
Характеристика комплекса управляемого вооружения 9К116-1 «Бастион»
В 1993 г. на вооружение принята ракета 9М117М «Кан» с тандемной боевой частью и бронепробиваемостью 750 мм после преодоления динамической защиты. Выстрел с ракетой 9М117М для 100-мм пушки получил обозначение 3УБК23-1.
Аппаратура управления была создана на базе аппаратуры 9С53 комплекса «Кастет», наведение осуществлялось через комбинированный прицел 1К13-1, стрельба производилась только с места.
Кроме того, в комплект входил преобразователь 9С831 и блоки управления и электроники.
Ночная инфракрасная ветвь прибора 1К13 активно-пассивного типа использовалась наводчиком танка в качестве ночного прицела.
Инфракрасный осветитель Л-2Г был заменен на Л-4Г.
В связи с высокой стоимостью комплекса управляемого вооружения на модификациях Т-55М1, Т-55АМ1, Т-55М1-1, Т-55АМ1-1 он не устанавливался, а у наводчика сохранялся штатный ночной прицел.
Пусковые установки системы 902Б «Туча» перенесли на правый борт башни.
Ствол пушки закрывался термозащитным кожухом.
Радиостанция Р-123 заменялась радиостанцией Р-173 «Абзац» с радиоприемником Р-173П и танковым переговорным устройством Р-124.
В качестве силовой установки использовался двигатель В-55У мощностью 620 л.с. или двигатель В-46-5М мощностью 690 л.с. Машины с двигателем В-46-5М получили в обозначении дополнительную единицу, например Т-55М-1.
Двигатель В-55У был форсирован путем изменения впускного коллектора. Внутри каждый впускной коллектор разделен продольной перегородкой на два канала. По одному каналу воздух подается к первым, а по другому —к трем последующим цилиндрам, благодаря чему улучшается наполнение цилиндров воздухом и увеличивается мощность двигателя.
Мощность двигателя В-46-5М была увеличена установкой нагнетателя, при этом нагнетатель занял часть пространства воздухоочистителя.
Конструкторам пришлось первую ступень воздухоочистки в виде циклонного аппарата вынести в бронированный отсек на правой надгусеничной полке.
Кассеты второй ступени очистки разместили в вертикальном положении. Из системы питания топливом был изъят один наружный топливный бак, но введен топливоподкачивающий насос НТП-46 и новый насос высокого давления НК-12М, а также форсунок с объединенным сливом топлива.
В ходовой части были использованы новые торсионные валы из стали электрошлакового переплава с двойным циклом закаливания, которые увеличили ход опорных катков до 162 – 185 мм. Соответственно были сняты резиновые буфера балансиров, установлены опоры, обеспечивающие большой угловой поворот балансиров, установлены увеличенной длины рычаги гидроамортизаторов тяги между рычагами гидроамортизаторов и балансирами, переставлены на корпусе танка упоры первой и второй подвесок.
На ступице ведущего колеса ввели ограничительный диск для предотвращения сбрасывания гусеницы с РМШ, а сама гусеница получила усиленный резинометаллический шарнир и увеличенные на 5 мм грунтозацепы.
По своей боевой эффективности Т-55 в модернизированном варианте поднялся до уровня Т-64 и Т-72 первых серий.
Танки Т-55 с активной защитой
Работа по созданию системы активной защиты бронеобъектов была начата в соответствии с Постановлением СМ СССР от 30 марта 1963 г. № 429-147 и решением ВПК СМ СССР от 15 июня 1965 г. № 1705.
НИР по исследованию возможностей создания и изысканию конструктивной схемы комплекса активной защиты танка получила шифр НВ10-285-65 «Дикобраз». Головным исполнителем по радиолокационному комплексу и системе в целом назначалось ОКБ Тульского завода электроэлементов (ныне ОАО «Тульский завод «Арсенал»), по системе вооружения и установке на танк – Тульское Центральное конструкторское бюро спортивно-охотничьего оружия. К работе также привлекались научно-исследовательские институты МО СССР, ИРЭ АН УССР, ЦНИИТОЧМАШ МОП, ВНИИ ТРАНСМАШ и ЦНИИХМ МОП. Результаты работы должны были быть представлены в 1967 г.
В ОКБ ТЗЭ работу по теме «Дикобраз» возглавил М.П. Супоровский, его заместителем был назначен И.П. Скалецкий. В ЦКБ СОО работой руководил В.И. Бакалов.
Летом 1968 г. результаты НИР были приняты Государственной комиссией, которая рекомендовала переход к опытно-конструкторским работам. Тем не менее, сложность поставленной задачи заставила провести в 1968-70 гг. целый ряд дополнительных прикладных научно-исследовательских работ по темам «Качество», «Гвоздика», «Купол-УН» и др.
6 июля 1970 г. приказом Министерства радиопромышленности была открыта ОКР по комплексу «Дикобраз». Главным конструктором разработки был назначен М.П. Супоровский, его заместителями: по схемотехнической части – И.П. Скалецкий, по конструкторской части – И.М. Косорокин.
В октябре 1973 г. Военно-промышленная комиссия СМ СССР своим решением поручила разработать в течении 1974-76 гг. эскизно-технический проект комплекса «Дикобраз» с изготовлением экспериментального образца и проведением его полномасштабных испытаний, в том числе и при обстреле комплекса боевыми снарядами.
С января 1975 по октябрь 1976 г. на полигоне НИИ БТ в Кубинке были проведены экспериментальные работы по отработке параметров радиоприборного комплекса, системы вооружения, оценке параметров системы в целом. В декабре 1976 г. система активной защиты танков «Дикобраз» была рекомендована для изготовления опытного образца.
14 июля 1977 г. ВПК СМ СССР своим решением открыло разработку рабочего проекта с изготовлением и испытанием опытных образцов. Разработке был присвоен новый шифр – «Дрозд».
Компоновкой элементов комплекса в Омском КБТМ занималась группа под руководством И.М. Кокорева. В качестве базы был взят танк Т-55А, машина получила обозначение объект 609Д. Масса комплекта активной защиты составила 600 кг.
В 1979 г. был построен опытный образец, и в 1980 г. на полигоне НИИ БТ прошли его предварительные испытания.
С марта 1981 по апрель 1982 г. система «Дрозд» прошла государственные, а в 1983 г. – войсковые испытания, в ходе которых отработала более 60 зачетных пусков противотанковых средств. На заключительном этапе был использован вертолет Ми-24, который обстрелял танк Т-55 с системой 1030М противотанковыми управляемыми ракетами «Фаланга». Ни одна из ракет не попала в цель, все они были сбиты на подлете.
Система активной защиты для танка Т-55 была принята на вооружение в 1983 г. и в том же году последовал приказ МО СССР № 00140 «О принятии на вооружение Советской Армии танка Т-55АД». Коллектив создателей комплекса был отмечен Ленинской и Государственной премиями.
На Т-55АД были внедрены все усовершенствования Т-55АМ, кроме дополнительного бронирования корпуса и башни.
В состав комплекса активной защиты «Дрозд» входили:
- две РЛС мм-диапазона, расположенные справа и слева по бортам башни;
- четыре спаренных блока с пусковыми установками, расположенные под приемопередающими модулями;
- электронно-вычислительная система, расположенная на корме башни;
- пульт управления, размещенный в башне танка.
Обнаружение подлетающих объектов производилось на расстоянии 330 м, с дальности 130 м РЛС переходили в режим сопровождения цели, определяя скорость боеприпаса и сектор попадания, в зависимости от чего, система выбирала один из защитных зарядов и давала команду на отстрел.
В качестве защитного заряда применялся 107-мм осколочно-фугасный снаряд ОФ-53 с командным подрывом. Поражение цели осуществлялось на расстоянии 6,6 метра от танка потоком осколков, образующимся при подрыве.
Система обеспечивала уничтожение с вероятностью 0,7 двух противотанковых боеприпасов, летящих со скоростью от 70 до 700 м/с в каждом секторе по 20 градусов от продольной оси танка. Готовность к повторному действию обеспечивалась через 0,35 с.
Характеристика комплекса 1030М «Дрозд»
Производство РЛС для системы «Дрозд» было организовано на Ижевском электромеханическом заводе, пульты, блоки управления и кабельные соединения производил Челябинский завод «Электромашина», боевую часть – Омский завод транспортного машиностроения. Комплектующие поступали на 61-й ремонтный завод в г. Петродворец, где система и собиралась на танках, прошедших капитальный ремонт.
Танки Т-55АД начали поступать в части Закавказского военного округа, однако, в связи с успешной работой над более совершенным комплексом «Дождь» (объект 642), дальнейшая работа по переоборудованию Т-55 в Т-55АД была приостановлена.
Другие источники называют причиной остановки переоснащения подписание 19 ноября 1990 г. Договора об обычных вооружённых силах в Европе. Третьи – недостаточные мощности советской радиоэлектронной промышленности.
Всего было переоборудовано около 250 машин. В связи с карабахским конфликтом, все Т-55АД были вывезены из Закавказья на территорию Украины.
Танки Т-55 с динамической защитой
В декабре 1978 г. в НИИстали был создан отдел динамической защиты – отдел 32 под руководством Д.А. Рототаева.
С 1979 по 1982 г., в отделе были исследованы и отработаны несколько типов элементов динамической защиты.
Приоритетным направлением была определена ОКР «Разработка динамической защиты для танков и БМП» (шифр «Контакт»).
Согласно решения Комиссии Президиума СМ СССР по военно-промышленным вопросам № 236 от 2 июня 1982 г. созданная защита подлежала испытаниям обстрелом на серийных танках.
В ноябре-декабре 1982 г. в числе других модернизированных машин был испытан танк Т-55А с навесной динамической защитой.
Испытания проводились путем обстрела гранатами ПГ-7Л, 100 мм кумулятивными снарядами БК3 и 125-мм кумулятивными снарядами БК14М.
Испытания показали, что броня лобовой проекции пробивается 125-мм кумулятивными снарядами несмотря на наличие ДЗ, но борта корпуса не были пробиты 125-мм снарядами при курсовом угле 30 градусов. 100-мм кумулятивные снаряды и гранаты ПГ-7Л не смогли пробить лобовую броню после взаимодействия с ДЗ.
Испытания показали, что вероятность поражения Т-55А кумулятивными противотанковыми средствами уменьшилась в 4 – 4,3 раза. С учётом всей совокупности средств поражения, поражённость танков снижается на 15-22 % при стоимости КДЗ на одном танке 1600 руб.
Повышение уровня противокумулятивной стойкости по результатам испытаний динамической защиты, мм
14 января 1983 г. был подписан акт об успешных испытаниях комплекса навесной динамической защиты «Контакт-1» с элементом динамической защиты 4С20.
Омское КБТМ начало работу по установке комплекта «Контакт-1» на Т-55 в 1982 г. Такие машины получили обозначение Т-55МВ/АМВ и были приняты на вооружение приказом МО СССР № 07 от 14 января 1985 г.
С 1989 г. при капитальном ремонте металлокерамические блоки больше не устанавливались, заменяясь динамической защитой.
В контейнер площадью 314 x 148 мм помещалось два взрывчатых элемента 4С20 массой 1,35 кг и размером 252х130х10 мм. Масса взрывчатого вещества ПВВ-5А в каждом элементе составляла 260 г. Элементы устанавливались в форме буквы V с углом между элементами 9 градусов.
На Т-55МВ/АМВ применялось три типа контейнеров в зависимости от места установки. Маркировка контейнера и направление установки обозначались на крышке контейнера цифрой и стрелкой.
Элементы динамической защиты устанавливались на болтах. На верхнем лобовом листе размещалось 44 ЭДЗ, на нижнем – 12.
На бортовых экранах каждого борта находилось 43 элемента.
Лоб башни закрывали 50 элементов динамической защиты.
Площадь лобовой проекции корпуса, перекрытой ДЗ, составила 49 % при курсовых углах ± 22°, башни – 59 % при курсовых углах ± 35°.
При общей массе динамической защиты 1400 кг она обеспечивала защиту с вероятностью 90% от кумулятивных средств поражения с бронепробиваемостью 650 мм.
На 1990 г. в советских войсках в Восточной Европе и европейской части СССР находилось 3140 танков Т-55/55А. Еще больше их было в азиатской части страны.
В 1994 г. был подписан приказ Министра обороны России о снятии с вооружения танков Т-55 всех модификаций.
Основные источники:
Andrei-bt — LiveJournal //https://andrei-bt.livejournal.com
Барятинский М. Т-54 и Т-55. "Танк-солдат". - М.: Яуза, 2015. - 128 с.
Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. / Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Павлов М., Павлов И. Отечественные бронированные машины. 1945-1965 гг. //ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/TiVOut10/SuRuPzWg/SuRuPzWg001.htm
Устьянцев С.В., Колмаков Д.Г. Боевые машины Уралвагонзавода. Танки Т-54/55 – Нижний Тагил: «Медиа-Принт», 2006. – 226 с.