Развитие технологий в последние годы и рост интереса к моделям железных дорог отечественного производства привел к тому, что для моделистов стали широко доступны серийные и мелкосерийные наборы для самостоятельной сборки моделей отечественных железнодорожных вагонов в масштабе 1:87. Постараемся дать краткий обзор производителей наборов для сборки грузовых вагонов, описать их ассортимент и, разумеется, поделимся ссылками.
Это первая часть из запланированного цикла публикаций. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение!
Сразу оговоримся, что эта статья не претендует на абсолютную объективность. Более того, она основана сугубо на субъективном опыте работы с китами небольшой группы моделистов. Мы не навязываем никому своего мнения, а хотим лишь познакомить всех, кто заинтересовался масштабом 1:87 вообще и моделями вагонов в частности, с тем, что в принципе уже существует и доступно для широкого круга моделистов. В обзор попали только те производители, с чьей продукцией уже удалось столкнуться на практике, собрать, покрасить и представить полученный результат.
1. 3D maker EKB
Производитель китов из города Екатеринбурга. Заведующий производством - Иван Семенов. В продаже доступны несколько категорий товаров в масштабе 1:87: наборы для самостоятельной сборки моделей грузовых вагонов, модели автомобильного транспорта (грузовики и автобусы), модели дизелей, модели рабочих тележек.
Ассортимент грузовых моделей достаточно большой:
1. Полувагоны: классические 12-132, 12-4102, 12-1592, 12-532, 12-508 (шестиосный), 12-4004 (длиннобазный для технологической щепы).
2. Хопперы: 19-752, 19-9549, 11-739, хоппер-дозатор ЦНИИ ДВЗ, хоппер-дозатор ВПМ-770.
3. Платформы: 13-401 (в нескольких вариантах: с настилом и без, с бортами и без, с кониками для перевозки леса), 13-4012 (также в нескольких вариантах), 13-470 (контейнеровоз), 13-4094 (для перевозки стали в рулонах), 13-1796-01 (для перевозки труб), 14-6066 (транспортер четырехосный).
4. Цистерны: 15-1443 (для перевозки нефтепродуктов), 15-1548 (для серной кислоты), 15-871 (восьмиосная).
Все модели являются уникальной разработкой производителя, не клонами ранее выпускавшихся моделей (если ассортимент пересекается). Важным преимуществом производителя является самый широкий среди производителей отечественных ЖД моделей ассортимент тележек. Для заказа доступно 16 (!) видов и моделей телег. Все телеги печатаются из фторполимера, могут по желанию заказчика иметь поводки для нем-шахт разной длинны (вплоть до индивидуальных размеров поводка), но при этом поставляются без колесных пар, которые приходится приобретать самостоятельно.
Большинство моделей отливается из смолы (кузова, рамы, крупные узлы), а подвагонное оборудование, лестницы и трапики, телеги печатаются из фторполимера. Некоторые наборы (например бочки) содержат фототравленные детали (например, хомуты для стяжки бочек).
Качество наборов, в целом на уровне. Но есть нюансы. Так, например, большинство корпусов моделей (все полувагоны, закрытые хопперы и четырехосные цистерны) отлиты из смолы, и по ним вопросов, как правило, нет. Модели, полностью напечатанные из фторполимера (например хопперы-дозаторы) уже на любителя. А к моделям из PETG пластика у многих есть вопросы.
Связано это даже не с качеством, а с технологией: послойная печать оставляет следы-полоски, которые перед сборкой и покраской модели приходится долго и нудно убирать, рискуя при этом попортить деталировку. К счастью производитель постоянно расширяет ассортимент литых моделей и на момент написания данного обзора в ассортименте осталось всего две модели, напечатанные из пластика: трубовоз и сталевоз.
Сервис и удобство заказа моделей вопросов не вызывает. Заказ можно оформить через паблик производителя в ВК, указав требуемое количество и наименования. Есть возможность осуществить индивидуальный заказ. Срок ожидания подготовки стандартного набора (без индивидуальных изменений в наборе) от 1 до 5 дней в зависимости от загруженности производителя. Некоторое количество моделей доступно на складе. Пример работы, выполненной из кита от 3D maker Ekb и опубликованной на нашем канале можно посмотреть здесь.
Цены вполне приемлемые для наборов своего уровня - от 900 рублей за платформу, от 1200 за полувагон и от 1500 за хопперы и цистерны.
2. Karelian Models
Новое название для производителя моделей грузовых вагонов из Петрозаводска Павла Андреева. С 2023 года все новые наборы будут нести на себе это название.
Ассортимент пока небольшой, в регулярной продаже есть полувагоны 12-132 и 12-132-03. Но в феврале 2023 ожидаются еще две модели грузовых вагонов: цистерна для перевозки хлора 15-1409, хоппер для перевозки цемента 11-715. А на 2023 год запланированы хлебораздаточный вагон и вагон-лаборатория. Также в планах выпуск моделей тепловозов.
Модели являются уникальными разработками производителя, мастер-модели производятся методом печати на 3D-принтере с последующей обработкой и литьем в формы. Подвагонное оборудование, лестницы и трапики, телеги печатаются из фторполимера.
Заявленные на 2023 год наборы будут вероятно содержать детали из фототравления. Наборы включают в себя декали на выбор, но не комплектуются колесными парами. Телеги оснащены нем-шахтами и имеют для разных моделей разную длину поводка.
Качество моделей в целом достаточно высокое, отлитые кузова и рамы практически не требуют шпаклевки, дефекты литья встречаются крайне редко. Периодически производитель распродает бракованные отливки по существенно сниженным ценам. Например летом 2022 года корпуса вагонов (без подвагонного оборудования и других навесных деталей и без телег) можно было приобрести по 300 руб. При этом кондиция бракованных отливок вполне позволяла работать с ним и сделать в итоге вполне годные модели.
Заказать модели можно через официальную группу в ВК или написав напрямую владельцу группы Павлу Андрееву. Срок ожидания подготовки стандартного набора (без индивидуальных изменений в наборе) от 3 до 5 дней в зависимости от загруженности производителя. Некоторое количество моделей периодически доступно на складе.
Примеры того, что можно сделать из китов от Karelian Models опубликованы на наше канале: полувагон ФГК (PID), полувагон ДВТГ, полувагоны ВТБ и ПсковВторМет, полувагон Новотранс.
Цены на наборы вполне приемлемые: набор для самостоятельно сборки модели полувагона со всем необходимым навесным оборудованием, телегами и декалями обойдется в 1200 руб. При необходимости можно снизить стоимость, исключив из набора компоненты, которые не требуются заказчику (например, декали или телеги).
3. Modela
Самый старый и, пожалуй, самый известный производитель наборов для самостоятельной сборки моделей отечественных вагонов. Расположен в Латвии, в г. Лиепая. Модели железнодорожных грузовых вагонов бывшего СССР в масштабе 1/87 стали основным видом производства компании с 2000 года. Долгое время производитель был уникален тем, что фактически был единственным, кто изготавливал и реализовывал киты отечественных вагонов. При этом основной профиль компании было и оставалось производство готовых моделей вагонов, а не китов.
Китом можно приобрести практически любой вагон из доступного ассортимента. А ассортимент у производителя очень широкий:
1. Полувагоны: 12-4004 (длиннобазный для технологической щепы с люками в полу), 12-764.
2. Крытые вагоны: 11-217 (раннего выпуска), 11-217 (позднего выпуска), 11-270, 11-260, 11-К001, В-41 (переделанный из ледника), 11-066, 11-280.
3. Хопперы: 11-739 (для зерна и удобрений), 11-752 (для зерна и удобрений), 19-928 (для минеральных удобрений), цементовозы: 19-758, 11-715.
4. Платформы: контейнеровозы 13-470 и 11-Н004, универсальные 13-401 и 13-4012, лесовоз 13-4012, сталевоз 13-4094, транспортер 14-Т301, универсальные платформы III эпохи грузоподъемностью 60 и 63 тонны.
5. Цистерны: 15-9735 (для перевозки нефтепродуктов) и 15-854 (вагон-цистерна для перевозки цемента).
6. Думпкары: 31-656, 31-638 и 31-661 (с переходной площадкой)
7. Автовоз 11-835 с сетчатыми стенками
8. Рефрижираторы и ледники: ЕКВ-4, ЕК-4, В-4, ТН-4 (рефрижератор) и ледники грузоподъемностью 28 и 30 тонн.
Все модели отливаются из смолы, подвагонное оборудование идет в комплекте отдельными деталями и отливается как из смолы, так и из белого металла. Большинство модели имеют компоненты из фототравления, почти все модели имеют декали. Все киты комплектуются телегами Miniaturmodelle и немецкими колесными парами, которые поставляются вместе с телегами. Это безусловный плюс данных наборов, так как именно эти телеги считаются по праву эталоном для моделей отечественного подвижного состава. Все киты комплектуются индивидуальной упаковкой.
По качеству моделей зачастую возникают претензии. Многие моделисты отмечали, что отливки китов и формы готовых моделей имели как мелкие, так и достаточно крупные отличия. Качество самих отливок также вызывает массу нареканий: нередко встречается кривизна корпусов, облой, непроливы, пустоты и т.д. Декали (точнее сухие декали, хотя назвать это сухими декалями тоже сложно) имеют отвратительное качество и не могут зачастую использоваться по назначению. Качество отливки подвагонного оборудования часто не выдерживает никакой критики. Про опыт работы с китами от Моделы на нашем канале была отдельная публикация - можно почитать по этой ссылке. Краткий вывод: собрать что-то стоящее сложно, но реально.
Приобрести наборы можно напрямую на сайте производителя. Сейчас это более сложная задача, так как производитель находится не в России. Но если проблемы с оплатой получится обойти, то проблем с отправкой возникнуть не должно. В магазинах ЖД моделей киты практически не встречаются, а на Авито и модельных барахолках иногда всплывают, долго не задерживаются и быстро уходят.
Цены на киты номинированы на сайте производителя в евро и не слишком поменялись за несколько лет. Так полувагон стоит 37 евро, крытый - 39,5 евро, хоппер - 43-44 евро. По текущему курсу это примерно 2500 - 3000 рублей за набор. При этом удивительно, что разница между готовой моделью и китом составляет как правило 8-12 евро. Даже если учесть, что наборы комплектуются телегами Miniaturmodelle и отличными колесными парами, имеют в комплекте фототравление и декали, при том качестве исполнения, которое есть, это, конечно, по нынешним временам дорого. Прибавим к этому стоимость доставки из-за рубежа и сложности с оформлением покупки и получаем в итоге не самый привлекательный вариант для моделиста. И тем не менее, среди занимающихся отечественными ЖД с середины нулевых и ранее, Modela по-прежнему пользуется спросом и представляет интерес, чаще вызванный ностальгией по тем временам, когда Модела была безусловным лидером в своем сегменте.
Продолжение следует...
Ссылки на производителей наборов бля самостоятельной сборки моделей отечественных грузовых вагонов в масштабе 1:87:
С кем из производителей уже имели дело? Какие впечатления получили? Что понравилось, а что расстроило? Напишите в комментариях. Не забудьте поставить лайк и подписаться, чтобы не пропустить продолжение.
Присоединяйтесь к нам в ВК: https://vk.com/rail38
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: https://t.me/rail38
Общайтесь с нами в нашем Телеграм-чате: https://t.me/rail38chat