Найти тему
Каменные истории

Почему российские горняки погибали чаще немецких

Форпост Северо-Запад/ Горный музей
Форпост Северо-Запад/ Горный музей

В 1862 году инженер Алексей Антипов вышел через Горный журнал с предложением к отечественным промышленникам - рыть угольные шахты глубиной более километра и использовать для спуска и подъёма рабочих в руднике немецкое изобретение тридцатилетней на тот момент давности – фаркунст. Расчёты были безупречны, однако перспективную разработку в России так и не внедрили.

Шедевр механики в базовом варианте представляет собой две штанги с площадками для пассажиров. Посредством паровой машины (или водяного колеса) и кривошипа обе они движутся попеременно вверх и вниз с шагом равным расстоянию между площадками. Каждый такт одновременного разнонаправленного движения заканчивается остановкой – шахтёр переходит с одной штанги на другую, чтобы продолжить движение в нужном направлении, и так на каждом этаже.

Фаркунст гораздо безопаснее, чем обычные деревянные лестницы, которые до его появления практически не имели альтернативы. Путь к забою в 600-метровой шахте занимал до двух с половиной часов, а в то время уже появились рудники, где добыча велась на глубине километра. Шахтёр там более 4-х часов должен был тратить на спуск, столько же на подъём. В 19-м веке были распространены двенадцатичасовые рабочие смены. Выходит, что непосредственно на производительный труд отводилось только 4 часа – крайне неэффективная схема.

Добыча угля, иллюстрация из британской газеты The Graphic, 1871
Добыча угля, иллюстрация из британской газеты The Graphic, 1871

Фаркунст для своего времени был исключительно эффективен. Он экономил время перемещения в шахте почти в три раза. Не говоря о сохранённых жизнях горняков, часто разбивавшихся при падении с лестниц. Правда, стоил он весьма дорого. Антипов писал, что компания Haine-Saint-Pierre предлагала полный комплект оборудования для 1000-метровой шахты за 110 тысяч бельгийских франков. Курсовое соотношение с рублём тогда было приблизительно один к одному. За 100 рублей в середине 19-го столетия можно было купить приличную лошадь для повозки. Фаркунст соответствовал 1100 лошадям – целый кавалерийский полк.

Углебойщик в Бельгии зарабатывал 4 франка в сутки, значит, на 110000 можно было содержать 75 человек в течение года при условии работы без выходных. В России, понятно, ещё больше. Уже из этой нехитрой арифметики видно, что незавидная участь механизации в России была предрешена.

Типичная схема шахты до прихода автоматизации, Чехия
Типичная схема шахты до прихода автоматизации, Чехия

В «Путеводителе по Уралу» 1899 года сказано, что шахты главного горнодобывающего региона империи так и не обзавелись фаркунстами.

«Подъём и спуск рабочих делается везде почти посредством лестниц - стремянок, поставленных всегда очень круто, почти вертикально. Разных приспособлений и машин для спуска, вроде клетей с тормозами, парашютами, фаркунстов - нет и в помине.
<…> Ступеньки стремянок всегда покрыты слоем скользкой грязи, переход с полка на полок часто неудобен, - того и гляди поскользнёшься и полетишь в зияющую пасть шахты».

Для отечественных горных инженеров фаркунст был недостижимой технической высотой. Изучали немецкую «игрушку» чисто теоретически – уже в 1838 году, то есть через пять лет после появления на выработках в горах Гарц в Северной Германии первого образца, Институт Корпуса горных инженеров получил его модель. Сегодня с ней можно познакомиться в экспозиции Горного музея в Петербурге.