Найти в Дзене
Архетип счастья

Философия для всех: 19. Макс Вебер и расколдованный мир

Немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864 – 1920) центральное внимание в своём творчестве уделял переходу от так называемого традиционного общества к «обществу прогресса», то есть от эпохи религии — к эпохе науки. Этот процесс он назвал «расколдовыванием мира». Вебер заметил, что эпоха великих географических открытий ускорила процесс изгнания сакрального из жизни человека. Дело в том, что подавляющее большинство наших славных предков всю жизнь проводили на очень ограниченной территории. В лучшем случае они иногда бывали в соседней деревне. А что находится дальше, они не знали, и потому были убеждены, что эти неизвестные земли полны загадочных существ, необъяснимых явлений и чудесных событий. Иными словами, вход в мир богов в то далёкое время находился, что называется, в шаговой доступности, буквально в паре километров от дома. Зайди чуть дальше в густой лес, залезь в тёмный овраг, переплыви реку — и обязательно наткнёшься на чертёнка, доброго духа или розового единорога. Но после н

Немецкий философ и социолог Макс Вебер (1864 – 1920) центральное внимание в своём творчестве уделял переходу от так называемого традиционного общества к «обществу прогресса», то есть от эпохи религии — к эпохе науки. Этот процесс он назвал «расколдовыванием мира».

Вебер заметил, что эпоха великих географических открытий ускорила процесс изгнания сакрального из жизни человека.

Дело в том, что подавляющее большинство наших славных предков всю жизнь проводили на очень ограниченной территории. В лучшем случае они иногда бывали в соседней деревне. А что находится дальше, они не знали, и потому были убеждены, что эти неизвестные земли полны загадочных существ, необъяснимых явлений и чудесных событий.

Иными словами, вход в мир богов в то далёкое время находился, что называется, в шаговой доступности, буквально в паре километров от дома. Зайди чуть дальше в густой лес, залезь в тёмный овраг, переплыви реку — и обязательно наткнёшься на чертёнка, доброго духа или розового единорога.

Но после начала эпохи великих географических открытий люди быстро поняли, что никаких особых территорий с богами и духами на нашем маленьком голубом шарике нет. Человек осознал, что абсолютно везде живут такие же сугубо земные незамысловатые зануды, как и в его деревне. А изумительные ангелы и ужасающие демоны обретаются, видимо, в каком-то совсем другом месте.

Это вполне соответствовало предположениям богословов и философов насчёт того, что мир богов не может находиться рядом с человеком, в нашем грязном материальном мире. Мир богов, если и существует, то, выражаясь современным языком, где-то в ином измерении, более чистом и светлом, чем, например, окраины Парижа, помойки Лондона или окрестности Мытищ.

Таким образом, вход в мир богов, до которого раньше можно было дотопать буквально за полчаса, был перенесён в такое место, куда просто невозможно добраться. Граница между земным миром и миром богов превратилась из абсолютно доступной в абсолютно недоступную, или, выражаясь философским языком, из имманентной в трансцендентную.
Не допрыгнешь. Не достанешь. Не найдёшь.

Образно говоря, раньше небо было вокруг человека, буквально везде. А начиная с эпохи географических открытий, небо отделилось от земли и между ними пролегла непреодолимая пропасть…

Рисунок Ирины Сазоновой
Рисунок Ирины Сазоновой

Вы наверняка знаете о том, что у древних народов было принято не просто со вниманием, а с благоговением относиться к странникам и путникам, которые просятся на ночлег. Казалось бы, почему? Ведь времена тогда были непростые и, по идее, незнакомцев разумнее было игнорировать ради собственной безопасности.

Но дело-то в том, что если совсем рядом, вот прямо за соседней рекой и горой, расположены земли с невообразимыми потусторонними чудесами, то пришедший оттуда странник с высокой долей вероятности либо сам ангел или демон, либо, являясь обычным человеком и проходя через эти земли, получил какие-то магические бонусы. Поэтому к нему надо относиться не просто как к неприятному оборванцу, а с почтением и трепетом. На всякий случай. А то ведь с ангелами и демонами шутки плохи.

В наше время к странникам никто благоговения не испытывает; всем понятно, что они — обычные люди, пришедшие, приехавшие, прилетевшие из обычных земель. Сейчас на Земле всё — обычное, хоть обойди её вдоль и поперёк. Есть разные страны и разные культуры, но во всём этом не больше божественного, чем в голливудском блокбастере со спецэффектами. Да, интересно, да, масштабно, но всё это слишком… земное.

Из нашего мира ушло волшебство, и радоваться тут, по мнению Вебера, нечему. Люди почему-то вообразили, что в мире без чудес, в мире механическом и полностью понятном, им будет жить уютнее и приятнее. Но время показало, что это не так. Основанный на науке и технике мир не оправдал надежд. Он всё больше концентрируется на одной-единственной цели — отвлечь современного человека от того, что его жизнь предсказуема, пуста и скучна. Одним словом — расколдована.

* * *

Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.