Найти тему
Шпионские страсти

Ввод в разработку агента «Орловой». Подготовка агента и создание ему легенды.

1958 год

СССР

(Продолжение. Начало смотри публикацию «Ввод в разработку агента «Орловой». Причина ввода»).

Агент КГБ «Орлова» в прошлом являлась членом общины адвентистов 7-го дня, а после того как ее муж стал последователем секты иеговистов ильинского направления, в совершенстве ознакомилась с особенностями и этого религиозного течения. В связи с арестом и осуждением мужа за враждебную сектантскую деятельность «Орлова» с ильинцами порвала, но после вербовки восстановила свои старые связи и успешно использовалась органами КГБ в разработке руководящего состава этой секты как агент-маршрутник. «Орлова» постоянно проживала в населенном пункте, расположенном на значительном расстоянии от Волчанска. Поэтому при разработке плана еёввода предусматривалось созданиеагенту возможностипериодического посещения Волчанска, не вызывая подозрений у сектантов. Исходя из этого, было принято решение легендировать наличие у «Орловой» родственников в Купянске. При выезде с места своего жительства в Купянск по железной дороге агент обязательно должна была следовать мимо Волчанска.

Современные адвентисты
Современные адвентисты

Располагая данными, что Голоденко Анисия стремится вовлекать в секту обслуживаемых ею больных, было решено осуществить знакомство «Орловой» с Голоденко в больнице, куда агента направит медицинский пункт ст. Волчанск, в связи с её«заболеванием» в поезде. Чтобы агент могла правдоподобно инсценировать заболевание и еёне могли разоблачить в больнице, было выяснено у «Орловой», какими недугами она страдала в прошлом. Агент сообщила, что несколько лет назад ей сделали оперативное удаление грыжи. После этого она дважды находилась на излечении в больнице в связи с приступами послеоперационной грыжи; хорошо знает, как следует имитировать перед врачебным персоналом такой вид заболевания. Для того, чтобы убедиться, может ли больная ввести в заблуждение врача, симулируя такой вид заболевания, кураторы «Орловой» получили специальную консультацию у опытного врача-хирурга, и последний подтвердил, что поставить точный диагноз этого вида заболевания даже в условиях стационара затруднительно. Планом предусматривалась при необходимости оказать агенту содействие в её направлении в больницу из станционного медпункта.

Агент «Орлова» до этого в городе Купянске не была и не могла правдоподобно рассказывать о том, где проживают ее мнимые родственники. Поэтому планировалось перед выездом «Орловой» в Волчанск ознакомить её с Купянском, и в частности с тем районом, где якобы проживают ее родственники. В качестве «родственницы» подготовили жительницу города Купянска, с которой поддерживались доверительные отношения. Агент должна была при крайней необходимости назвать адрес этой женщины, а та в случае, если кто-либо поинтересуется, есть ли у неёродственники в той местности, где проживает «Орлова», ответить утвердительно, не называя конкретно это лицо, Такое задание доверенной легендировалосъ тем, что, установив, кто будет интересоваться её родственными связями в этом районе, она поможет нам в розыске преступника.

Планировалось, что при выезде из Купянска «Орлова» приобретёт железнодорожный билет до конечного пункта следования, то есть до ст. Конград, и, находясь в Волчанской больнице, обратится к Голоденко Анисий с просьбой сделать на билете отметку об остановке на ст. Волчанск, чтобы сохранить его годность до своего отъезда. Предполагалось поместить «Орлову» в больницу в тот день, когда будет дежурить Голоденко Анисия (она работала санитаркой). Чтобы облегчить агенту предстоящее знакомство, показали агенту фотокарточку Голоденко Анисии.

Своё сближение с Голоденко Анисией «Орлова» должна была начать с просьбы помочь ей приобрести продукты, объяснив, что больничную пищу она есть не может, так как боится наличия в ней свинины или свиного сала. Голоденко Анисия хорошо знала, что свинину не употребляют верующие адвентисты, и могла сделать вывод, что «Орлова» является последователем этой секты. После знакомства с Голоденко «Орлова» должна была высказать в беседе с ней опасение, что еёмогут оперировать, не спрашивая на это согласия, чего агент хочет непременно избежать. Далее агенту следовало заявить, что она больше надеется на «Иегову», чем на врачей, и будет стремиться как можно быстрее выписаться из больницы. Предполагалось, что Голоденко, услышав от «Орловой», что она религиозна и к тому же знает, кто такой «Иегова», обязательно заинтересуется агентом. В соответствии с заданием «Орлова», подтвердив свою религиозность, должна была сообщить, что она не православная, но широко о своих вероубеждениях не распространяться, объяснив, что по таким вопросам лучше поговорить при других обстоятельствах. В случае, если Голоденко по личной инициативе начнёт рассказывать о своих религиозных убеждениях, «Орлова» должна заявить, что немного осведомлена о «свидетелях Иеговы» своим мужем, который сейчас находится в заключении.

«Орлова» ориентировалась после установления необходимого контакта с Голоденко продолжать высказывать боязнь, что еёмогут оперировать, и заявить, что будет добиваться выписки из больницы, несмотря на плохое состояние здоровья. Одновременно «Орлова» должна была попросить Голоденко оказать ей содействие в выезде из Волчанска и, в частности, помочь где-то побыть до отхода поезда. Тем самым предполагалось, что, узнав от «Орловой» о принадлежности ее мужа к секте иеговистов, Голоденко обязательно заинтересуется нашим агентом и пригласит еёк себе домой, где познакомит с сыном. Оказавшись в доме Голоденко, «Орлова» должна была рассказать, что еёмуж находится в заключении за религиозные убеждения. Если же Голоденко Анисия п Пётр начнут рассказывать агенту о сущности их религиозных взглядов, проявить к этому интерес, но сообщить, что она и еёмуж иеговисты другого течения, что до этого со «свидетелями Иеговы» она якобы не встречалась, по муж писал, что к ней должен заехать после освобождения из ИТЛ его «брат по вере» и подробно обо всём рассказать. В своих письмах муж якобы сообщил, что он и она во многом заблуждались и «брат по вере» должен будет рассказать ей об этом. Легендированием предстоящего посещения «Орловой» иеговистом предусматривалось заинтересовать Голоденко Петра и получить в дальнейшем возможность маршрутирования к нему при помощи «Орловой» другого агента.

Вот так кропотливо выстраиваются оперативные комбинации.

(Источник: Н. Нижегородцев)