Одним из наиболее распространённых американских танковых тягачей Второй мировой стал Pacific М26, у которого была бронированная 7-местная кабина. Тягач этот был трёхосным, а массово выпускать его начали в 1943 году. Сейчас такой техники довольно много и в музеях, а также в частном пользовании без бронелистов кабины.
Так вот, интересен этот тягач тем, что имеет цепной привод колёс средней и задней оси. И поэтому у некоторых возникают вполне резонные вопросы, типа, как американцы дошли до жизни такой? Они что не знали про ведущий мост?
Ну что ж, пришло время разобраться, как их так угораздило - осуществить привод ведущих колёс при помощи цепей?
И действительно, стоит обойти этот танковый тягач, как эти приводные цепи тут же бросаются в глаза. Они ни чем не закрыты:
Сразу возникает ряд неудобных вопросиков: да они же поржавеют, испачкаются, туда попадут коряги, камни, и всё порвётся? Неужели нельзя было поместить их в защитные кожухи и осуществить принудительную смазку этих цепей в масляных ваннах?
Честно признаться, я такой цепной привод только в вездеходах ШЕРП видел, так что надо идти к работникам музея, копаться в архивах и выяснять, почему на танковозе не обычные ведущие мосты, а цепи.
Что касается передней оси, то её колёса тоже ведущие. Однако как можно заметить, почему-то здесь стоит обычный ведущий мост. Так что же мешало разработчикам сделать аналогичные ведущие мосты на средний и задней мосты?
Плюс ко всему здесь стоит рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный бензиновый двигатель объёмом 17,9 л мощностью 230 л.с. Он работал в паре с 4-ступенчатой МКПП и 3-ступенчатым редуктором. Раздаточная коробка была одноступенчатой. И ещё имелся вал отбора мощности для привода лебёдки.
Итак, переходим к приводным цепям средней и задней оси. Как удалось выяснить (напишите в комментах, что статья начинается с фразы "как удалось выяснить"), эти цепи не только вращают колёса, но ещё и являются частью бортоповоротного механизма.
Но зачем этому тягачу бортоповоротный механизм, если у него есть руль, передняя ось, и колёса этой оси поворачивают влево/вправо и, тем самым, задают направление движения всего танковоза?
Всё правильно, так и есть, направление движение действительно задаётся положением передних колёс. Но с небольшой поправкой: на асфальте или на дорогах с твёрдым покрытием.
Однако когда этот танковоз попадал в раскисшее поле или же на слабонесущие грунты, то положение колёс передней оси вообще никак не меняло направление движения. Танковоз двигался только прямо.
У нас тут тягач со снятыми внешними колёсами средней и задней оси, но вообще-то ошиновка должна быть двухскатной. И если мы посмотрим на архивное фото, то мало того, что там колёса спаренные, так на них ещё и надето некое подобие гусеничного полотна для повышения проходимости
Так вот, когда этот танковоз тянул на трале 40-тонный танк, то его полная масса доходила до 93 тонн. И даже вывернутые полностью передние колёса никак не меняли направление движения. Не помогали ни тяжёлая бронированная кабина, ни массивный двигатель над передней осью. Зацепа всё равно было недостаточно.
И тогда американские конструкторы решили задавать направление тягачу путём торможения колёс одной из сторон. Но как осуществить механизм бортоповорота, когда у вас обычный грузовой ведущий мост с редуктором и дифференциалом внутри?
Правильно, никак. Так они решили сделать цепной привод средней и задней осей, чтобы можно было поворачивать путём торможения колёс одной из сторон.
Но почему эти цепи не рвались? Ведь они же относительно тонкие, а тяговые усилия танковоза огромные?
Как оказалось, всё дело в ступичных бортовых планетарных редукторах. Внутри колёсных ступиц стоят шестерни и зубчатые колёса, которые сильно понижают скорость вращения и во столько же раз увеличивают крутящий момент. Сами же цепи выдерживали, потому что были быстроходными и больших тяговых усилий не испытывали.
Что же касается смазки цепи, то здесь был реализован внешний принцип капельной смазки. На борту тягача есть маслобак, из которого масло подавалось на цепи. И поскольку они вращались быстро, то грязь не особо приставала к ним.
Однако ресурс этих цепей был небольшим. Бывало, что цепи выходили из строя и просто рвались во время эвакуации танка с поля боя. Происходило это в основном из-за попадания между цепью и звёздочками посторонних предметов. И на этот случай на борту танковоза был предусмотрен запас сменных цепей, так-как они тут считались расходниками.