Найти тему

Технологии проникли во все процессы: как группа «Черкизово» работает со стартапами и импортозамещает технологии

Черкизово — крупный холдинг-клиент Россельхозбанка. Например, в августе Черкизово при финансовой поддержке Россельхозбанка открыло современный маслоэкстракционный завод по переработке масличных культур в Липецкой области (завод способен перерабатывать около 1 млн тонн соевых бобов в год).

Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»
Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»

А еще эта компания — член АгроИнвест Клуба, который мы открыли в этом году. Задача Клуба — способствовать развитию агротехнологических стартапов в России.

Но как связаны технологии и мясная промышленность? Как сильно АПК зависит от зарубежных поставщиков современных решений? Готово ли Черкизово работать над созданием растительного мяса, ведь такая еда сейчас интересует многих инвесторов? Как мясной гигант сотрудничает с ИТ-стартапами? Все это мы обсудили с руководителем инновационного аналитического центра группы Черкизово Рустамом Хафизовым.

Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»
Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»

Это наше первое интервью из цикла беcед с топ-менеджерами крупных агрохолдингов. Мы выявляем запросы компаний в инновациях, проблемы и технологические фокусы, а также делимся лучшими практиками. Мы работаем, чтобы диалог стартапов и корпораций стал ближе.

Черкизово занимается мясной промышленностью. Эта отрасль кажется очень консервативной и не ассоциируется с чем-то технологичным. Так ли это?

Существует стереотип, что сельское хозяйство, — это вилы и лапти. На самом деле это не так. Однако на сегодняшний АПК является одной из самых технологически развитых отраслей экономики. Мясная промышленность, как часть сельского хозяйства, не является исключением. С каждым днем потребности населения растут, поэтому необходимо находить определенные решения для повышения производительности и эффективности. Также растущая конкуренция, глобализация и цифровизация способствуют развитию инновационных технологий.

Например, технология точного земледелия состоит из набора инновационных решений, результатом функционирования которых является управление различными параметрами и высокая кастомизация. Другой пример, применение роботизированных систем на полях и заводах – прямо как на нашем мясоперерабатывающем заводе-роботе в городе Кашира.

Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»
Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»

У сельскохозяйственной отрасли есть конкретные успехи за последние 5-10 лет. Если в 2014 году Россия была одним из крупнейших импортеров продуктов, то уже в 2018 году мы заместили зарубежное мясо птицы и свинины.

По экспорту пшеницы РФ занимает первое место в мире, а общий объем экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья из России в 2021 году составил более 37-38 миллиардов долларов.

В последние годы наша компания активно экспортирует продукцию в Юго-Восточную Азию, Китай, на Ближний Восток и в страны СНГ. Сейчас перед нами по-прежнему стоит задача наращивать экспорт в структуре продаж, несмотря на возникшие логистические и финансовые трудности. При этом на зарубежных рынках мы конкурируем с мировыми лидерами. Если бы мы не развивали технологическую базу, то этих результатов не удалось бы достичь. Поэтому для Черкизово применение современных технологичных решений — одна из приоритетных задач.

Сложно вычислить точный процент проникновения технологий в отрасль мясопереработки, однако они присутствуют уже во всех процессах: от убоя до получения готовой продукции, логистики и обратной связи от потребителей.

Какие конкретно технологии вы внедрили на производстве?

Во-первых, это технологии роботизации. Такие решения позволяют повысить производительность труда и снизить вероятность ошибок. Классический пример, как уже отмечал, — наше предприятие в Кашире (роботизированный завод по производству сырокопченых колбас, который начал работать в 2018 году. Инвестиции в проект составили более 7 млрд руб. — прим. ред.).

Здесь совершенно иная структура организации производства — не робот помогает человеку, а человек обслуживает робота, который выполняет всю работу. Причем изначально роботизация стоит недешево, во всяком случае дороже традиционной организации работы с участием персонала. Но если говорить о жизненном цикле предприятия, то в конечном счете это выгоднее. Главное, наверное, из-за чего достигается эта выгода: за счет стабильности производства. Нет никаких сбоев. Мы получаем стабильно качественный продукт, а также высочайший уровень биобезопасности.

Как быстро такие проекты окупаются?

Сроки окупаемости проектов по роботизации очень разные. Зависит от сегмента и от комплексности применяемых решений, но минимум – пять лет. Если брать в пример завод в Кашире, то, по нашим оценкам, окупаемость суммарно составит 8-10 лет.

Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»
Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»

Другая технология, которая дает нам экономические результаты, это решения с машинным зрением. Мы перевели сотрудников мясоперерабатывающих предприятий на индивидуальный план. В рамках процесса отмечается выработка каждого сотрудника. Как результат, в среднем производительность выросла на 15%. Внедрение камер машинного зрения также позволяет увеличить выборку оцениваемой продукции, своевременно замечать отклонения и оперативно на них реагировать. Это помогает одновременно сократить затраты на доработку и в конечном итоге повысить лояльность клиентов и потребителей к брендам Черкизово. Поскольку здесь речь идет только о софте и программном обеспечении, то сроки окупаемости короче, чем в случае с роботами.

Третья технология связана со снятием данных с датчиков. Группа Черкизово успешно внедрила систему мониторинга температуры и влажности на основе датчиков. В ходе реализации первого этапа система была развернута на площадках Петелинской птицефабрики. Датчики смонтированы как внутри, так и снаружи птичников и передают информацию о текущих значениях температуры и влажности.

Как меняются ИТ-бюджеты Черкизово?

Инновации это же не только ИТ. Корректнее было бы поставить вопрос про бюджет на модернизацию и приобретение оборудования. Несмотря на всю ситуацию, мы продолжаем реализовывать крупные проекты по применению высокотехнологичного оборудования.

Тяжело ли вам выдерживать конкуренцию с банками и ИТ-компаниями за кадры?

Корпоративная культура находится на высоком уровне. Проблем с оттоком или дефицитом кадров в блоке ИТ не видим. Да, на этапе запуска предприятия в Кашире нам нужны были компетенции, которые очень тяжело было подобрать в то время. Ведь сотрудник должен был одновременно понимать, что происходит в производственном цеху, и организовывать работу с программно-аппаратными комплексами на производстве. Но сейчас проблема не стоит так остро.

Министр Мантуров недавно на выставке хвалил альтернативное мясо. Нет ли внутри Черкизово обсуждения, нужно или нет заняться этой технологией?

Проекты, связанные с альтернативными источниками белка, мы не рассматриваем. Компания делает ставку на свой основной традиционный бизнес. Хотя понятно, что в ближайшие десять лет глобально по миру пищевой промышленности нужно будет увеличить производство еды. По оценкам, это потребует увеличения на 28% от сегодняшних объемов.

Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»
Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»

Мы будем смотреть, как на новые решения будет реагировать потребитель. Но в любом случае альтернативный белок не поменяет глобально отношение к натуральному мясу. Здесь может идти речь только о дополнительной строке в продуктовой корзине: к 2050 году такое мясо может занять 3-5% рынка. Причиной для этого является то, что потребление натурального мяса имеет в России свою культуру и традиции. Дефицита мяса в России мы не наблюдаем — по свинине, напротив, — перепроизводство. Цена на такую продукцию у нас тоже ниже, чем в других странах.

Изменения потребительских предпочтений могут произойти, когда себестоимость альтернативного белка сравняется со стоимостью традиционного мяса, но это произойдет не скоро, на сегодняшний день мы видим противоположную ситуацию. По нашей оценке, в ближайшие десятилетия традиционное мясо в России будет пользоваться спросом, и говорить, что произойдет значительное изменение в сторону альтернативных белков не приходится.

Какая разработка в АПК вас удивила?

Глобально в АПК нас интересует направление биологизации сельского хозяйства. Сейчас мы реализуем проекты по снижению пестицидной нагрузки на почву. Посмотрим, насколько эффективными будут эти решения.

Данная тема интересна нам потому, что мы являемся одним из крупнейших производителей кормов в стране. Наша компания работает по принципу «от поля до прилавка». У нас есть свой земельный фонд в 300 000 гектар. На этих полях мы выращиваем корма для наших животных — птиц и поросят.

Кто ваши основные поставщики решений сейчас?

До недавнего времени это были технологии, как сейчас принято говорить, из недружественных стран. Сейчас некоторые компании вынуждены уйти с российского рынка. Мы уже несколько лет системно смотрели на решения отечественных производителей из дружественных государств, искали альтернативы.

Были ли сложности в бизнесе после ухода иностранных компаний с российского рынка?

Глобально мы не ощутили сильного влияния, как, например, его ощутили коллеги в других отраслях, потому что мы заранее искали альтернативных поставщиков.

Каково процентное соотношение иностранных технологий и российских?

Сегодня более 50% оборудования на производстве иностранное, а по некоторым позициям эти цифры еще выше. Особенно тяжело найти отечественных поставщиков в сегментах убойного и холодильного оборудования.

Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»
Фото предоставлено пресс-службой группы «Черкизово»

Стартапы периодически говорят, что агрохолдинги не заинтересованы в работе с ними и в инвестициях в deeptech. Вы согласны?

Нужно смотреть конкретные случаи. Особенность агрохолдингов в том, что у производителей продуктов питания очень большая ответственность, потому что мы отвечаем за жизнь и здоровье всех потребителей. Эта отрасль в хорошем смысле зарегулирована, и контрольно-надзорные органы следят за тем, как выполняются определенные требования. И поэтому компании действительно отдают предпочтения тем решениям, которые уже показали свою эффективность. Второй важный момент — есть ли у поставщика решения возможность его масштабирования.

Вот это два основных фактора, на которые мы обращаем внимание. В любом случае, мы сотрудничаем с различными институтами развития, через них делаем публичный запрос на инновационные решения, мы открыты к коммуникации по поводу сотрудничества. Плюс к нам регулярно поступают предложения от стартапов, средних и крупных технологических компаний. Все эти решения изучают наши сотрудники, поэтому сказать, что есть дефицит коммуникаций нельзя. Это не так. Мы держим руку на пульсе.

Вы инвестируете в исследовательскую деятельность?

Да, мыреализуем проект с компанией «Иннопрактика». У нас выделены опытные площади под испытания, на них мы оцениваем эффективность биопрепаратов при производстве растениеводческой и мясной продукции.

Какой процент пилотных проектов заканчивается внедрениями?

Достаточно большой, потому что на этапе отбора проекта мы очень долго его оцениваем с разных сторон. В процессе оценки принимают участие многие специалисты из разных областей, и после этого мы уже понимаем, внедрим ли мы проект или это неинтересно для нас. С момента подачи до этапа реализацииобычно проходит примерно месяц.

Проводите ли вы хакатоны, конкурсы в компании для поиска стартапов и решений?

Как правило, проводим их с партнерами: фондом Бортника, Иннополисом и другими институтами развития.

Напишите в комментариях о том, интервью с каким агрохолдингом вы бы хотели здесь увидеть, а мы попробуем его организовать.

В 2022 году АО «Россельхозбанк» запустил АгроИнвест Клуб на платформе РСХБ В ЦИФРЕ — уникальную экосистему, где агротех-стартапы, инвесторы, корпорации, эксперты и научное сообщество могут объединить усилия для комплексного и взаимовыгодного развития агротехнологий в России.

Больше актуальных новостей по тематике агротехнологий: короткие питчи стартапов, анонсы релевантных мероприятий, сведения об инновационных разработках и инвестиционных сделках — смотрите в Telegram-канале Агротех Стартапы.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц