Найти тему
StopGame - Об играх интересно

Лучшее вложение ваших средств или как Steam Deck помогает оставаться в игре (обзор после 3-х месяцев использования)

Оглавление
Ты в Майкрософт работал,
И с другом вдруг ушел,
Прославиться охота,
Халф-Лайф ты изобрел.

И не просил ты денег
Чужих со стороны,
И ты не знаешь лени,
Не знаешь Сатаны.

Гейб Ньюэлл создал Valve,
Да как он посмел,
Он среди геймеров король,
И ему нравится та роль.

Халф-Лайф, Контра и Портал,
Team Fortress, Дота 2,
Их все Гейб Ньюэлл создал,
Почет ему, хвала.
©Вадим Пророк, 2016

Итак, на дворе 2022 год. Самой популярной консолью, из сколько-нибудь актуальных, является планшет с закрытой системой и крайне посредственным железом. Разумеется, я говорю про Nintendo Switch — портативная приставка 2017 года выпуска, производительность и возможности которой пускай и звезд с неба не хватают, но, по крайней мере, позволяют играть в некоторые высокобюджетные игры в любом месте и в любое время. Неудивительно, почему данный гаджет разошёлся таким немалым тиражом, ведь достойных конкурентов рынок предложить не может…

… не мог, так как чуть больше года назад свету явилось устройство от самого Его — создателя ПК гейминга в том виде, в котором он есть сейчас — Гейба Ньюэлла. И имя сея шедевру технической мысли — Steam Deck. Что же это за зверь такой? Попробуем разобраться.

***

Наконец-таки получив долгожданную посылку, видим ничем не примечательный картон. На первый взгляд может показаться, что внутри лежат инструменты, запчасти к чему-либо, никак не геймерский девайс. Но стоит её открыть, как всё встает на свои места:

  📷
📷

Сразу становится понятно, что Valve решила не тратиться на вычурную мишуру и как можно больше денег вложить непосредственно в то, на чем люди будут играть, ведь, как было заявлено компанией, всё это предприятие для них убыточно и тем не менее, забегая немного вперёд, сказать, что они не доложили чего-то необходимого в сам Дек нельзя, но об этом чуть позже.

Достав самое важное из коробки, понимаешь, что держишь не кирпич, моментально притягивающий тебя к полу, а вполне носимое устройство со стильным чехлом, который, в случае чего, сможет защитить своё содержимое (хотя, конечно, таких ситуаций допускать не стоит).

Да, возможно всё это будет великоватым для среднестатистического кармана (если у вас нету жилетки Вассермана), но в рюкзак/портфель/ранец/дамскую сумку/саквояж/чемодан (если это не чемодан редакции СГ, доверху набитый оценками «похвально» для крайне посредственных игр) уберется с легкостью и даже останется место для других, менее важных вещей.

Кто-то может сразу же задуматься и возразить: «Но ведь есть же маленькие ноутбуки, схожие по габаритам с героем обзора. Так зачем нам оный?» и будет прав лишь отчасти. С одной стороны, да — небольшие лэптопы с диагональю около 11 дюймов представлены в рознице достаточно массово, но с другой — не один из них не сможет дать вам такого экспириенса, который даёт то, что получилось у конторы Габена. Думаю, самым подходящим названием будет «ПКонсоль»© так как оно наиболее точно отражает тот опыт использования, передающийся пользователю. Посудите сами: за четыре сотни долларов (или чуть больше, в зависимости от первоначальной комплектации, функционально отличающихся лишь размером заменяемого внутреннего SSD) вы приобретаете законченный продукт со всеми органами управления, то есть когда ты его просто включил и можешь им пользоваться по полной в любом месте, никуда не лазая и ничего не устанавливая (кроме игр, разумеется). Получить подобное от ноутбуков, опять же, практически невозможно. При этом, зайдя чуть дальше, у вас появляется ещё большая функциональность. Например, возможность подключить клавиатуру с мышкой, вывести изображение на телевизор, поставить, например, аналоги Фотошопа, 3D редактор Blender, Windows, в конце концов. И это уже оправдывает часть про ПК в названии, ведь пользователь волен делать всё, что ему придет в голову, его никто ни в чем не ограничивает.

Убедимся в этом на практике, посмотрев, как это чудо инженерии проявит себя в различных видеоиграх, ради интереса сравнив его результаты с ПК из 2017 года по аналогичной стоимости, как на нём работают бытовые и рабочие приложения, ну и обсудим конкурентов.

Tomb Raider (2013)

Без лишних промедлений начнём с не самого свежего тайтла, но до сих пор способного нагрузить железо, особенно если выкрутить настройки на максимум (как мы и поступим)

  📷
📷

Получаем 60 фпс с просадками до 30, что никуда не годится. Пожалуй, стоит поуменьшить аппетиты: понизить разрешение и качество теней, детализации, затенения, выключить детальный просчет волос TRESSFX. Тогда выходит следующая картина:

  📷
📷

Ну вот, вполне неплохой результат, как по мне. Остался последний штрих — ограничение TDP и частоты экрана (см. об этом последний спойлер выше), чтобы получить большее время игры.

Также я запустил Лару на ПК и получил очень достойные показатели. С максимальными настройками он демонстрирует почти такую же производительность, как Steam Deck c минимальными.

  📷
📷

Witcher 3

Следующая игра очереди — проект, ставший классикой, пусть и имевший проблемы на запуске, а именно ̶К̶и̶б̶е̶р̶п̶а̶н̶к Ведьмак 3 — далеко не новый, но оттого не потерявший своей красоты, требующий гораздо больше ресурсов, нежели предыдущий тестер (даже без Hairworks). Вместе с этим есть крайне гибкие настройки, позволяющие даже слабенькому «железу» выдавать приемлемую производительность.

  📷
📷

Что уж говорить про начинку Дека, которая позволяет на средних настройках с высокими текстурами (благо общей памяти завезли с запасом) насладиться геймплеем в 50-55 фпс.

Поставив же (зачем-то) максимальные настройки получаем почти кинематографичный опыт.

  📷
📷

В Новиграде минимальная просадка, которую я запечатлел 49 и 18 кадров соответственно и вряд ли вы увидите такое ещё где-нибудь, как и вряд ли будете проходить польский проект при таких настройках на портативном устройстве.

На ПК дела обстоят чуть иначе. В той же сцене Новиграда видим 40 фпс на запредельных, пусть и с пониженным разрешением текстур, ибо 2 гигабайта памяти дают о себе знать:

  📷
📷

Но стоит нам начать чуть меньше душить видеокарту, как в одной из самых сложных сцен приближаемся к заветному числу 60:

  📷
📷

Control

Финский паранормальный экшн показывает неоднозначный результат. С одной стороны, мы видим вполне неплохой фпс на околосредних настройках (40-45 пунктов) и в тоже время достаточно сильные просадки во время начала сражений из-за которых можно и проиграть. О причинах этого чуть ниже

  📷
📷

GTA V

Игра, вышедшая эксклюзивно ещё на 7 поколении консолей, переиздавшаяся на 8 поколение, ПК и до сих пор получающая патчи, с которыми добавилась аж трассировка лучей у некоторых эффектов для PS 5 и Xbox Series. К сожалению, платформа бояр такими новшествами не обзавелась (видимо, Рокстар обкатывает технологии, чтобы у господ они были в наилучшем виде:)). Если отбросить шутки в сторону, то сейчас 5 часть Большого автоугона является крайне отсталой в плане графике, при этом, в некоторых местах, достаточно странно оптимизированной. Зная всё это, лично мне было интересно посмотреть на то, как этот онлайн-сервис с сюжетным DLC будет чувствовать себя на маломощном устройстве.

Итак, прошу внимание на скриншоты:

  📷
📷

30 фпс при взрывах на предмаксимальных настройках, но наибольшая просадка, как ни странно, происходит при езде, причём до целых 18 кадров и это практически не зависит от настроек.

Я думаю, такие показатели получаются из-за двух факторов — относительно низкой одноядерной производительности (всё-таки, от портативки хочется наибольшей автономности) и трансляции обращений программы к ядру OC, читай, перевода для Linux’a (именно на данном ядре основана SteamOS). Хоть это не является эмулированием, так как архитектура процессоров одинаковая, всё равно из-за отличности ОС приходится использовать прослойку, которая как бы помогает понять одной операционке код из другой и иногда это не удаётся сделать идеально. Поэтому, при одинаковом железе, счётчик кадров на Windows и той же SteamOS будет выводить примерно одинаковые значения, но иногда на неродной системе могут появляться нестабильная производительность, разного рода ошибки и «вылеты» программ и мы это можем видеть на примере последней части серии GTA.

На ПК ситуация практически аналогична. На нём мы тоже получаем упор в процессор, но не из-за различий операционок, а банально по причине малого числа физических ядер. ФПС колеблется от 30 до 55, что вполне играбельно.

  📷
📷

GTA IV

Предыдущая часть серии об автоугоне, которая не менее требовательна, особенно к процессору, по причине не лучшей оптимизации ПК версии. У меня были опасения насчёт этой игры, но, к счастью, они не оправдались.

  📷
📷

Выше 60 фпс на высоких настройках с средней плотностью объектов. Крайне недурно, как по мне. Можно сбавить настройки, заблокировать частоту экрана до 40Гц, тепловыделение и наслаждаться несколькими часами лучшей игры в HD серии GTA.

Fortnite

Раз уж зашла речь о игро-сервисах, нельзя не затронуть известную всем «Форточку». Как никак, к ней приобщились уже миллионы людей и взять эту королевскую битву с собой в дорогу станет отличным решением… Если бы Epic Games хотели этого, ведь разработчики до сих пор не исправили анти-чит, который ругается на вышеупомянутый Proton и не пускает игроков.

Зато мы можем посмотреть, как игра ведёт себя на нашем стационарном ПК

  📷
📷

60 ФПС нет даже и близко. Непорядок. Попробуем поменять одну маленькую настроечку

  📷
📷

Оп, и мы получили ещё четверть кадров, можно сказать, что бесплатно, без изменений в качестве картинки. Волшебство, не правда ли? Не буду вдаваться в подробности, как это работает, просто скажу, что это называется TSR и находится в разделе сглаживания:

  📷
📷

CS:GO

Другой бесплатный онлайн-проект, в который играют ради красивых скинов, но с более соревновательным уклоном, из-за чего колебания кадров ощущаются как нигде заметно, поэтому здесь стабильность обновления изображения, важней его частоты и, в целом, габенова консоль может показать удовлетворительный результат, но только при игре с обычными игроками. В этом случае средний фпс уходит за отметку в 100 пунктов, а задержка в управлении минимальна.

  📷
📷

Единственное, что может омрачить радость кибератлета от игры — тренировка с ботами, которые считаются на одном потоке, а как мы помним Дек одноядерной производительностью не блещет, поэтому получаем серьёзные просадки и невозможность сосредоточиться на игре.

Genshin Impact

APEX LEGENDS

Завершаем тройку мультиплеерных шутеров самой динамичной королевской битвой, требующей моментального отклика от системы и Дек его обеспечивает. Так на минимальных настройках у нас будет до 120 FPS, пусть и не постоянно. Тем не менее высокогерцовый монитор простаивать не будет

  📷
📷

Stray

Милая игра про милого котика и роботов. Достаточно легкая для железа, но работающая на Unreal Engine 4 от чего постоянно компилирует шейдеры, что создаёт фризы. К счастью, заметно это лишь при переходе на новую локацию и бо́льшую часть геймплея ни коим образом не отвлекает.

На низких настройках, большую часть времени, можем наслаждаться 55-75 фпс и только в паре сложных сцен получить просадку до 35.

На максимальных, в среднем, 40 кадров с редкими просадками до 20.

  📷
📷

Doom Eternal

Кармак снова показал насколько он гениальный разработчик и смог сделать самый оптимизированный шутер 2020 года, который будто создан для APU Steam Deck, ибо его производительность практически идеальна — абсолютно никаких тормозов и подгрузок, лишь чистая мясорубка.

  📷
📷

Почти всегда около 60 кадров в секунду на пресете «абсолютный кошмар», что уж говорить про средние настройки, где счётчик фпс может показывать и трёхзначные числа.

Cyberpunk 2077

Настало время тяжелой артиллерии. Пожалуй, эта игра — самая графонистая из всех, что выходила за всё время (особенно с обновленной трассировкой) и её производительность должна поставить точку в вопросе мощностей Steam Deck. Посмотрим же на неё и начнём со специального пресета для обозреваемого устройства, встроенного разработчиками (с выключенным FSR).

  📷
📷

Как-то не очень. Видно, что настройки для обычного прохождения высоковаты и просадки будут заметны любому, даже самому непривередливому. Попробуем снизить планку, выбрав пресет «Низкое», тоже без использования всяческих апскейлеров:

  📷
📷

Стало лучше, но не намного. Лаги всё такие же заметные, поэтому попробуем включить технологию масштабирования изображения AMD — Fidelity Super Resolution 2.0.

  📷
📷

А вот это уже вполне неплохо. Да, минимальный фпс всё ещё держится на кинематографическом уровне, но это бенчмарк и он призван проверить систему во всех, даже самых сложных, ситуациях. А как дела обстоят в игре?

  📷
📷

В принципе, неплохо, но приходится балансировать между качеством и количеством кадром. Всё-таки при Balanced разрешение рендера около 400p, что маловато и видно, как в движении изображение разваливается. Режим Quality здесь будет наилучшим решением.

После тонкой настройки, Киберпанк будет работать больше полутора часов (около 110 минут при 40 Гц и яркости в 70%) без подзарядки устройства.

Немного слов про десктопный режим

Вы же не забыли, что Valve сделали не просто портативку, а настоящую ПКосноль©? Пришло время поговорить про первую часть этого названия. Как гласит народная пословица: «делу время, потехе — час», поэтому вдоволь наигравшись можно и поработать.

Для этого мы нажмём кнопку STEAM, выберем выключение и «Переход к рабочему столу» или же зажмём кнопку питания.

  📷
📷

Устройство перезагрузится и мы окажемся в обычном (почти) Линуксе, который называется SteamOS, основанный на Arch Linux. Графическая оболочка представлена KDE Plasma и выглядит очень даже ничего:

  📷
📷

В OC встроен магазин приложений Discover, откуда можно установить необходимые рабочие программы (open source (с открытым исходным) «офис», GIS, CAD, 3D пакеты), мессенджеры: Telegram, Viber, Discord, Skype (как ни странно), ну и игры — от свободной реализации Pinball прямиком с Windows XP до трёхмерных шутеров, пусть и с приветом из 90-х.

Теперь можно спокойно подключить USB хаб, к нему — устройства ввода-вывода (практически любые — от звуковой карты до авиа-рычага), монитор (вплоть до 8К 60Гц), доп.питание и использовать Дек как крайне компактный системник, готовый к любым задачам. Хотя, стоит отметить, что штатные средства навигации вполне могут заменить собой клавиатуру и мышь, но всё же с ними будет удобнее.

  📷
📷

Также у вас будет доступ к командной строке, но немного обрезанной, так как вы не будете иметь возможность внесения изменений в корневую папку. Это, конечно, поправимо, но в 99% случаев абсолютно не требуется.

Kill the Bill

Разумеется, не Linux’ом едины и пользователь может, когда захочет, установить любую OC, в том числе Windows, благо процесс этот не сложнее, чем обычно и описания не требует. Но также есть неофициальная возможность установки сразу двух операционок и это уже интереснее, хотя я с этим ещё не экспериментировал и подробных комментариев об этом дать на смогу, отмечу лишь то, что в интернете всё описано по многу раз и на любый вопрос возможно найти ответ.

Я рекомендую сделать именно Dual Boot, если вы захотите, например, играть в игры по подписке Xbox Game Pass (Wine и Proton не поддерживают приложения из Microsoft Store, в том числе Game Pass), потому что пользоваться только Окнами в портативном режиме больно — у вас не будет поддержки ни трекпадов, ни гироскопа, ни оверлеев с удобной настройкой TDP и частоты развёртки, то есть всего, чем так прекрасна SteamOS.

***

А что в итоге?

Что же, после того, как вы ознакомились с характеристиками обозреваемого устройства, внешним видом, перечнем некоторых видеоигровых тайтлов, которые работают (или не совсем) на нём, работой в режиме рабочего стола думаю, стоит подвести некоторый итог всему вышенаписанному.

В заголовке материала написано, что данный девайс — «лучшее вложение ваших средств» и, по моему скромному мнению, это нисколько не преувеличение, особенно, если вы относитесь к хоть чуть-чуть увлекающемуся гаджетами человеку, ибо за свою рекомендованную стоимость Steam Deck даёт всё возможное из того, что можно пожелать и я очень хочу, чтобы каждый читатель сей статьи смог заполучить этот пластиковый брусок в свои руки.

К счастью, его уже можно купить у официальных ритейлеров, пусть и по двойной цене, зато здесь и сейчас. Также существуют способы заказа из другой страны, подождав месяц-другой, зато обойдясь без переплаты. При этом вы можете не боятся, что за время ожидания все потеряют интерес к устройству и никто не сможет ответить на вопросы о нём, если таковые появятся. Уж об этом точно не стоит переживать, так как всего за полтора года успело сформироваться огромное комьюнити (как за рубежом, так и в пределах СНГ) и немалая база знаний, поэтому с поиском ответов трудностей возникнуть не должно.

  📷
📷

Лично для мне эта ПКонсоль ценна тем, что вернула мне вкус к прохождению — GTA 4, Assasins Creed Unity, Disco Elysium, Rage 2, Control и многие, многие другие игры, отлично чувствующие в портативном режиме, которые я не забросил, а продолжил познавать.

  📷
📷

Думаю, многие, кто уже полноценно вступил во взрослую жизнь поймут меня и согласятся с тем, что времени на игры у них уже не так чтобы и много, а если и есть, то легче потратить его на онлайн проекты с недолгими сессиями. Deck же можно достать в долгой поездке на общественном транспорте, поезде, при перелёте, в офисе и продолжить играть во что угодно, не скучно коротая время. Да и возможность лечь дома на кровати в удобной позе, запустить условный «шутерок на вечерок» способствует поддержанию игрового тонуса, позволяет расходовать столь ценные минуты свободы максимально эффективно. Не будь у меня сего девайса, то, скорее всего, я бы и не вспомнил о многих замечательных детищах игростроения.

В общем, Steam Deck постоянно дарит положительные эмоции, отбивающие его покупку многократно и это самое главное. Спасибо за уделенное время.

Автор: NeuroLord
Оригинал:
Лучшее вложение ваших средств или как Steam Deck помогает оставаться в игре (обзор после 3-х месяцев использования)