Найти тему

Репортаж из монастырской кузницы

Оглавление

— Кузнецы вымирают как динозавры. В Беларуси сейчас кузнецов меньше сотни. А хороших — буквально с десяток, — говорит Денис, один из этих «динозавров», и подкладывает в горн кузницы дрова.

Кузница нашего монастыря расположена на мужском подворье в деревне Лысая Гора и похожа на папин гараж — холодно и пахнет железом. На каждой полке лежат заготовки, инструменты, пробные изделия. Отдельный мир и своя система, где только «хозяева» этого места понимают что, где и когда.

Каждое утро в кузнечной мастерской начинается с растопки. Дрова уютно трещат и создают в центре мастерской очаг.

Именно в этой точке сходятся контрасты — горячее пламя и холодный металл.

-2

«Железо уже внутри»

В монастырской кузнице сейчас трудятся два человека — Денис и Андрей. Для Дениса это не основная работа. Он работает оружейником в тире, а сюда приезжает в среднем два раза в неделю. Денис называет ковку своим хобби. Говорит, что основная работа — для заработка, обеспечения семьи, а кузница — для души.

— Железо у меня внутри, — говорит он. — Если долго не работаю, хочется поскорее приехать сюда, чтобы поковать. Это чем-то похоже на зависимость. К железу уже тяга.

Попал в кузницу Денис так:

— Я пришел поступать в колледж на другую специальность и увидел, что набирают группу кузнецов. Сам я из деревни, но кузнецов у нас не было. Подумал: «Это что-то необычное, интересное». Решил попробовать. Обучение длилось всего год. Интересно, что это был первый и единственный набор на эту специальность. Тогда выпустили 20 человек и не знали, куда их устроить. Сейчас из них кузнецами работает человека три.

У меня в дипломе написано: «кузнец ручной ковки третьего разряда», но этого обучения мало. Чтобы действительно научиться кузнечному делу, нужно прийти к хорошему опытному кузнецу и поработать с ним лет пять. Тогда что-то будет получаться. Можно, конечно, самому учиться через интернет, но на это уйдет в три раза больше времени. У меня так и было.

Я работаю в кузнице уже почти десять лет и то не могу себя назвать мастером, скорее, начинающим.

-3

После учебы Денис искал работу. Его знакомый работал в монастыре и рассказал, что здесь есть кузница. Денис поработал совсем немного и ушел в армию. После армии работал охранником в клубе, казино, инструктором в картинге и т.д. Устав от смены работы, в какой-то момент подумал: «Мне же нравится железо, пойду обратно в кузницу». К этому времени в монастыре уже строилось мужское подворье, и кузницу с территории монастыря перенесли туда. На кузнице тогда трудился один брат, но заказов не было. Нужно было поднимать дело с нуля.

— Когда пришел, около года работал без оплаты. Если быть честным, в это время меня кормила и содержала жена. Учились сами, работали на энтузиазме. Потом постепенно нашли людей, пошли заказы. Начали что-то более-менее зарабатывать.

«Кузнечным делом надо болеть»

— В моем представлении кузнец должен обладать невероятной физической силой, это так?

— Нет. Есть девушки-кузнецы, — говорит Денис. — Важнее видеть форму изделия, красоту. В голове у тебя есть определенная картинка, и нужно суметь ее воплотить.

— Это миф, что кузнецы — «богатыри» и физически очень сильные мужчины, — говорит мне Андрей — второй брат, который работает здесь. — В 40 лет уже болят кисти, как правило, остеохондроз. У дедов, бывших кузнецов, пальцы в узлах, несгибаемы… На заводе кузнецы раньше выходят на пенсию. Это вредное производство — вибрация, шум, горячий цех. При работе горит уголь, им нежелательно дышать.

-4

— И вы сознательно решили заниматься вредным делом?

— Да. Сколько той жизни.

Ради чего?

— Нравится, — по-мужски односложно отвечает Андрей и в прямом смысле слова переходит от слов к делу, показывая мне готовые стулья, которые он сделал в кузнице для выставочного центра «Ковчег».

Андрей говорит, что не планировал быть кузнецом. В монастырской кузнице вместе с Денисом работал его друг, он и предложил попробовать. Тогда у Андрея было свободное время, он согласился. В какой-то момент ушел учиться, как он говорит, к лучшему кузнецу в Беларуси. Потом их пути разошлись, тот уехал. И Андрей вернулся в монастырскую кузницу. Работает здесь уже семь лет.

-5

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

— В кузницу периодически приходят желающие освоить ремесло, но мало кто остается, как Андрюха, — говорит Денис. — Учу их, они пробуют. Поначалу, как правило, у них ничего не получается. Нужно потерпеть годик-два, чтобы что-то вышло, но они не выдерживают и уходят. Интерес проверяется на длительной дистанции. Если не бросаешь, это твое.

-6

— Этим надо болеть, — говорит Андрей. — Например, у меня с детства тяга что-то делать руками. И когда вначале в кузнице что-то не получалось, всё равно было интересно.

— Почему вам нравится работать именно с металлом, а не, скажем, с деревом?

— Не знаю. Это разные материалы: дерево более деликатное, мягкое, металл более тяжелый, — отвечает Денис. — Думаю, что выбор «своего» материала происходит естественным путем — когда пробуешь и тебе нравится.

— Просто кому-то нравится сидеть в тепле и строгать деревяшку, а кому-то в холоде, ковать, шуметь, — отшучивается Андрей.

-7

— То есть если готов терпеть какие-то неудобства, то?..

— Это твое, — заканчивает за меня вопрос Денис. — Ты не можешь сказать почему. И разложить это по полочкам. Просто вот так чувствуешь. (Денис замолкает и смотрит на пол). Вот на полу лежат длинные прутки, а из них получается, например, стул. Когда ты видишь готовое изделие, результат труда, получаешь удовлетворение. Потому что ты что-то создал. И становится хорошо.

-8

«У каждого кузнеца свой почерк»

Чтобы показать мне весь цикл ковки, мне предлагают выковать гвоздь.

В кузнице работают с коксом — это каменный уголь, из которого без доступа кислорода при определенной температуре выжигается шлак. Он дешевле, чем древесный уголь, легче, дольше горит и дает большую температуру. Дерево растапливают только для того, чтобы разгорелся кокс. Когда дерево сгорает до углей, кокс высыпают в горн, и пламя долго пытается его охватить. Нужно время, чтобы кокс, наконец, разгорелся.

-9

Вот заготовка — кусок железного прута. Хватаем ее клещами, опускаем в горячие угли и ждем нагрева. От температуры железо меняет цвет. Цветов много: темно-вишневый, красный, оранжевый, светло-оранжевый, белый. То есть температуру буквально можно понять на глаз. В нужный момент — желтый цвет, 900 градусов — достаем клещи и кладем заготовку на наковальню.

-10

Дальше идет работа молотком. «Горячее железо как пластилин», — говорит Денис и бьет по заготовке молотком. Лишнее железо отлетает, как шелуха. Молоток стучит, железо принимает нужную форму. Когда металл остывает, его снова опускают в угли. Когда нагревается — на наковальню. И так пока не получится нужная форма.

Денис опускает готовый гвоздь в холодную воду, тот капризно шипит.

— Гвоздь делается в два нагрева, — говорит он и кладет мне на ладонь трофей.

-11

Со стороны всё выглядит просто и легко. Я надеваю защитный фартук и готова создать свой шедевр. Денис бьет молотком в определенное место металла и просит меня повторить удар. У меня получается плохо, не хватает точности и силы.

-12

— Чему сложнее всего научиться в кузнечном деле?

— Всему. Поначалу ничего не получается. Нужно уметь видеть форму, чувствовать материал. Например, когда крутишь завиток, можно скрутить его ломаным, некрасивым. Это всё с опытом приходит. А когда спустя время видишь свое старое изделие, оно кажется ужасным. Думаешь: тут криво, тут косо, можно было сделать лучше, красивее.

Причем обыватель этого не видит. В мастерской у нас остаются бракованные изделия. Когда сюда приходят паломники, часто, глядя на них, говорят: «Супер, это шедевр! Можно купить?»

Совершенству нет предела. Сколько работаешь — столько развиваешься. Это то, что мне нравится в профессии. Тут нельзя достичь пика. Главное, чтобы работала фантазия, ведь всегда можно придумать что-то такое, что никто еще не делал.

-13

— А работа руками успокаивает?

— Конечно. У меня бывает много текущих вопросов, когда голова буквально кипит. Приезжаешь в кузницу, начинаешь что-то делать и в процессе отвлекаешься — такая психологическая разгрузка. Если сейчас меня в офис загнать сидеть у компьютера восемь часов, я погибну сразу.

-14

В мастерской стоит большой агрегат — молот. Именно он создает основной шум, и работать здесь можно только в наушниках.

— Молот — это советское оборудование, раньше стоял в каждом колхозе, — говорит Андрей. — Раньше, чтобы выковать изделие, нужно было два человека. У одного в руках был большой молоток, которым он бил, а второй показывал, куда нужно бить. Сейчас молотобойца заменил станок. Нажимаешь на педаль, и он ударяет по заготовке. А ручная наковальня уже для доводочной работы.

-15

— Любое изделие можно сделать кованым, — говорит Денис. — У нас заказывают вешалки, стеллажи, мини-лавочки, подсвечники, светильники. В храме во имя святителя Иоанна Шанхайского нашего монастыря висит сделанное нами паникадило.

Вот раньше кузнецы были узконаправленными специалистами. Были подмастерья, которые, например, делали только гвозди, но при этом быстро и качественно. Другие кузнецы занимались только подковами — ведь это целая наука. Нужен огромный опыт и умение общаться с лошадьми.

Универсальные кузнецы делают всё, но, чтобы стать крутым мастером, нужно концентрироваться на чем-то одном: топоры, ножи, подковы, художественные изделия.

-16

Кузнец своего счастья

Денис берет еще одну заготовку. Нагревает ее, на наковальне делает завиток. Со стороны выглядит, будто он действительно лепит из пластилина. Под его молотком железо послушно.

— Когда я смотрю на вашу работу, на ум приходит ассоциация, что кузнец кует металл, как Бог кует нашу душу, жизнь. Или человек сам кует свою жизнь?

Может, и так. Есть же поговорка, что человек сам кузнец своего счастья. Или «под лежачий камень вода не течет». Чтобы из металла что-то получилось, сначала его нужно нагреть, постучать по нему молотком. Можно находить разные параллели. Но не могу сказать, что это влияет на мой духовный рост.

-17

Я предпочитаю просто работать, не уходить в философию. Вообще, я всегда разделяю духовные и мирские вопросы. Думаю, что решение наших бытовых вопросов в наших руках. Если я к чему-то пришел, значит, я делаю что-то, что к этому привело. Считаю, что универсальный ответ на все мирские вопросы пост и молитва, и тогда Господь направит и каждому даст свой ответ. Просто так ничего не дается. Нужно потрудиться. Пост и молитва уже труд.

А с духовными вопросами нужно обращаться к священнику или к трудам святых отцов. Они уже написали все ответы.

Денис рассказывает, что родился в нецерковной семье. Жил обычной жизнью. И только после армии начал задавать себе вопросы о смысле жизни. «Пока молод, у тебя гулянки, "движухи", учеба, ты весел и счастлив. В армии думаешь только о том, как бы выжить. Приходишь из армии — начинается работа, рутина, и только тогда впервые задумываешься о чем-то большем».

Тогда Денис стал изучать разные религии: ислам, восточные учения. «Не увлекло это. В восточных религиях очень размытый и смутный ответ на главный вопрос — в чем смысл жизни. Или они утверждают, что ты и есть Бог, у тебя внутри всё есть. Меня это не удовлетворило».

Именно в период поиска он попал на работу в монастырь. Стал много читать, изучать Православие, ходить в храм, общаться со священниками.

Бытовуха, работа, город, суета затягивают. Попал в эту кабалу, а сесть и подумать о своем бытии некогда. Отношения с Богом остались, вера осталась, но в церковь сейчас, к сожалению, хожу меньше. Формальная часть веры на сегодняшний день меня отталкивает. Ходить в храм, потому что так нужно, меня убивает. Я очень свободолюбивый человек. А может быть, я просто еще не нашел своего духовного отца, человека, с кем бы мы совпали.

Раньше, когда в мастерской был коллектив, перед работой всегда читали молитвы. Но часто было ощущение, что молитва читается из-под палки, превращается в формальность. Невоцерковленных людей это отталкивало. Сейчас мы молимся только при желании. Если хочется, если чувствую, что надо, зажигаем ладан, читаем молитвы и потом идем работать.

— А есть ли ощущение Божьего присутствия в вашей жизни?

Если задуматься, то чудеса происходят в мелочах. Например, надо сделать что-то, кому-то позвонить, что-то найти. Думаю, отпущу на Божью волю, помолюсь, и как-то всё решится. Мысленно говорю: «Господи, Тебе виднее, что мне надо». И, как правило, всё разрешается. Помню, нужен был человек на работу. И на следующий день кто-то постучал и спрашивает: «Вам кузнецы не нужны?» Таких «совпадений» много.

Фотоальбом В кузнечной мастерской>>

Денис говорит, что когда-то в каждой деревне был кузнец, всё обрабатывалось ручным инструментом. Его нужно было делать, а затем обслуживать, ремонтировать. Потом кузницы перенесли в колхозы. Сейчас этим делом занимаются частные лица.

— Конечно, печально, что нас мало. Но, с другой стороны, наш труд особенно ценится. Даже если не будет достойной оплаты, думаю, всегда будут люди, готовые заниматься ковкой за идею, своего рода фанатики.

-18

На горне лежат изделия, которые считаются браком. Одно из них — гвоздь с необычной шляпкой. На ней выдавлены глаза и улыбка. Эти гвозди всегда пользуются популярностью у гостей, их часто покупают паломники. Также среди бракованных изделий подсвечник в виде листика, хотя я не замечаю в нем никакого брака.

-19

Ты никогда не сделаешь два одинаковых изделия, говорит Денис. Не получится. У каждого кузнеца свой почерк, свой стиль. Ну вот, например, этот подсвечник. Если его будут делать два кузнеца, у каждого выйдет свой, подсвечники никогда не получатся одинаковыми. Это как писать разными почерками.

-20

Денис делает новое изделие своим почерком, быстро бьет по красному горячему железу и закругляет его концы. С помощью молота делает углубления. И обыкновенный кусок металла вдруг становится похож на сани Деда Мороза.

В кузнице целый день летят искры, стучит молот, трещит огонь, а со шляпки гвоздя не сходит улыбка. И, кажется, пока есть эта улыбка, кузнецы не вымрут. И их дело будет жить.

-21

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU