Прощение. СССР, 1991. Режиссер и сценарист Николай Лырчиков. Актеры: Виктор Конисевич, Елена Полевая, Вячеслав Шалевич, Юрий Шлыков, Александр Корженков, Афанасий Кочетков, Павел Кулаков, Людмила Гладунко, Майя Булгакова, Елена Махонина, Дмитрий Палеев-Барманский, Дмитрий Крылов и др.
Если б мелодрама Николая Лырчикова «Прощение» вышла на экраны в 1970-х или в 1980-х, зрительский успех у нее был бы наверняка немалый.
...Богатая, но бездетная пара замыслила купить ребенка у несмышленой 18-тилетней девчонки, но та неожиданно умирает при родах, едва успев подарить жизнь своему сыну...
Чем не завязка для мексиканской мыльной оперы? Именно таких открыто сентиментальных картин не хватало в советском кино прежних лет.
К началу 1990-х латиноамериканские телеплеи заполонили экраны чуть ли не всех каналов, и скромной односерийной ленте Лырчикова с ними было тягаться трудновато.
Однако есть в этой рядовой картине и нечто любопытное, несвойственное российским мелодрамам 1970-х — 1980-х, где негодяи однозначно осуждались и наказывались роком судьбы, вмешательством стражей порядка или положительного героя.
Отказавшись от фанатичной конфронтации, авторы в финале картины показывают главного «злодея» спившимся неудачником, вызывающим жалость.
Слабый и несчастный, он получает прощение как бы за давностью лет. Праведная месть уступает место христианскому состраданию. Суровые нравы отечественной мелодрамы, похоже, смягчились...
Александр Федоров, киновед
Путешествие молодого композитора. СССР, 1984/1985. Режиссер Георгий Шенгелая. Сценаристы: Эрлом Ахвледиани, Георгий Шенгелая. Актеры: Гия Перадзе, Леван Абашидзе, Зураб Кипшидзе и др. 0,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Георгий Шенгелая родился в актерской семье. Его отец — режиссер немого кино Николай Шенгелая. Мать — актриса Ната Вачнадзе. Брат — режиссер Эльдар Шенгелая («Голубые горы», «Чудаки», «Необыкновенная выставка»).
Признание пришло к Георгию в 1970 году, когда он поставил поэтический фильм «Пиросмани». Затем последовал мюзикл «Мелодии Верийского квартала»...
«Путешествие молодого композитора» — поэтическая притча, рассказывающая о времени 1906-1907 годов в грузинской провинции. Волею судьбы туда попадает выпускник консерватории. Но вместо неторопливой работы его ждет водоворот непредсказуемых и таинственных событий...
Плавное течение фильма, развивающегося по законам навязчивого и неотступного сновидения, превосходно сочетается с тонким изобразительным решением — изысканной коричневато-зеленой цветовой гаммой «кинописи» оператора Левана Пааташвили («Сибириада», «Бег»). Здесь он в очередной раз показал себя выдающимся мастером ракурса, композиции, света и цвета...
Авторы «Путешествия...» словно приглашают зрителя поставить себе на место главного героя и попытаться сделать свой нравственный выбор...
Александр Федоров, киновед