Найти в Дзене
Петр Власов

«Горбатый Ястреб» (2): «Горбун» - торпедоносец

Все иллюстрации – из открытых источников
Все иллюстрации – из открытых источников

К началу 2-й мировой войны в Италии, собиравшейся превратить Средиземное море в свое «внутреннее озеро», почему-то так и не удосужились разработать не только специализированного самолета-торпедоносца (не говоря уже о формировании торпедных авиаподразделений), но даже наладить выпуск боеспособной авиационной торпеды. Единственное, что было сделано в этом направлении – эксперименты с подвеской опытной торпеды под самолет в 1937 и 1938 гг. Причем опыты эти проводились именно на самолете «Спарвьеро». Подвеска одной торпеды, осуществленная в ноябре 1937, была признана вполне удачной, а вот попытка подвески под «горбуна» двух торпед в марте 1938 оказалась провальной – не потянул «Ястреб» такой тяжести. На этом итальянцы и успокоились, и забыли о своих экспериментах вплоть до самой войны. Лишь в ноябре 1939 г., уже после начала боевых действий (в которых, правда, Италия еще не участвовала) начальник штаба итальянских ВВС генерал Приколо спохватился, что авиационных торпед у авиации нет (наличие не более десятка торпед экспериментальной партии серьезным запасом назвать нельзя), и подал заявку на массовое производство авиаторпед.

Подвеска торпеды под самолетом S.79 была несколько смещена к левому борту
Подвеска торпеды под самолетом S.79 была несколько смещена к левому борту

К моменту вступления Италии в войну выпуск авиационных торпед был все же налажен. Это позволило в августе 1940 года сформировать первый экспериментальный отряд торпедоносцев из пяти самолетов, которые фактически являлись стандартными бомбардировщиками S.79. Переделки оказались минимальны: на левом борту у стыка крыла с фюзеляжем установили держатели для 860-килограммовой торпеды, а для наведения торпеды на цель самолет снабдили простейшим видоискателем (позже поставили нормальный прицел). Экипаж, состоявший ранее из четырех человек (пилот, штурман, бортинженер и радист) был пополнен наблюдателем - флотским офицером, в задачу которого входило определение своих и чужих кораблей, а так же помощь «сухопутному» штурману в ориентировании над морскими просторами.

Базируясь на побережье Ливии, торпедные «Спарвьеро» ночью 15 августа 1940 г. совершили свой первый боевой вылет, атаковав торпедами британские суда, находившиеся в гавани Александрии. Атака завершилась безрезультатно, при этом был потерян один «Ястреб». Две недели спустя четыре оставшихся торпедоносца провели первую торпедную атаку на движущиеся в море корабли (и опять безрезультатно).

9 сентября 1940 г. экспериментальный отряд был пополнен и переформирован в 278-ю эскадрилью, получившую наименование «Quattro Gatty» («Четыре Кошки»). Эта эскадрилья вскоре проложила дорогу к созданию мощных торпедоносных сил Италии, доставивших много неприятностей британскому флоту Средиземноморья.

S.79 в варианте торпедоносца
S.79 в варианте торпедоносца

Активная деятельность «Четырех Кошек» принесла вскоре хорошие плоды. 17 сентября 1940 года летчики Бускаглия (или Бускалья? - не имею я представления о правильности прочтения итальянского языка) и Робоне всадили по торпеде в тяжелый крейсер «Кент», а 10 октября пилот Эраси торпедировал крейсер «Ливерпуль». Правда, оба корабля остались на плаву, но на целый год они вышли из строя, встав на длительный ремонт. 3 декабря 1940 Массимилиано Эраси и Карло Бускаглия поразили своими торпедами крейсер «Глазго», и тому тоже пришлось долго ремонтироваться. Итальянская же пропаганда объявила все три британских крейсера потопленными, и командование осыпало отличившихся летчиков наградами.

К концу 1940 г. 278-я эскадрилья совершила 238 боевых вылетов, выполнив 113 торпедных атак по вражеским кораблям и судам. Оценив самолет-торпедоносец как превосходное морское оружие, итальянское руководство создало целый ряд учебных подразделений, в которых летчики обучались искусству торпедных атак (в ноябре 1940 года такие школы были созданы в Гориции и Неаполе, а в 1942 году – в Пизе). Выпускники этих «учебок» вливались в формирующиеся торпедоносные эскадрильи – в 279-ю (с января 1941 года действовала из Сицилии), 280-ю (с февраля «работала» из Сардинии) и в 281-ю (сформирована в марте 1941 года под руководством аса Карло Бускаглия и действовала в Эгейском море с острова Родос). Все торпедоносные части оснащались одним и тем же типом самолетов – «трехмоторником» S.79 «горбун».

Подготовка торпедоносца S.79 к боевому вылету
Подготовка торпедоносца S.79 к боевому вылету

В июле 1941 года только что сформированная 283-я эскадрилья была объединена с 280-й эскадрильей в 130-ю Группо; так появилось первое итальянское крупное торпедное авиасоединение. За ним последовало создание 41-й Группо, а затем – еще более крупных: 12-го и 36-го Штормо (авиаполков). Причем 36-й Штормо вооружили новым самолетом - S.84. Однако, этот потомок S.79 оказался ненадежным – в основном из-за капризных двигателей. Новые машины не понравилась летчикам: S.84 часто ломались и больше стояли в ремонте, чем летали. Так что в 1942 году пилоты 36-го торпедоносного полка с облегчением получили вместо списанных «84-х» старые, но надежные S.79, возвращенные в их эскадрильи.

В 1941 году торпедные S.79 продолжали с большим успехом действовать против британского судоходства. Особенно важными и результативными стали атаки против конвоев, снабжавших Мальту. Главными целями «Спарвьеро» в этих схватках были транспортные суда, но доставалось от «горбунов» и крупным боевым кораблям противника. Так, 23 июля 1941 г. 280-я и 283-я эскадрильи повредили крейсер «Манчестер» и потопили эсминец «Фирлисс». В бою 27 сентября 1941 года 36-й Штормо понес большие потери, но результатом самоубийственных атак полка стало тяжелое повреждение линкора «Нельсон», который выбыл из строя до августа 1942 года.

В 1942 году был сформирован 46-й торпедоносный Штормо. Входившая в его состав 131-я Группо (279-я и 284-я эскадрильи) базировалась на побережье Африки, а 132-я Группо (278-я и 281-я эскадрильи) - на Сицилию. В Ливии была сформирована 133-я Группо, в которую без какой-либо предварительной боевой подготовки были включены бывшие разведывательные 174-я и 175-я эскадрильи, не обученные применению торпед.

-5

Конечно, «Спарвьеро» в роли торпедоносца был хорош – недаром все воевавшие стороны признали именно этот самолет лучшим торпедоносцем Средиземного моря. Однако развитие событий требовало совершенствования быстро устаревающей машины. Для улучшения летных характеристик «горбуна» в 1942 г. его двигатели Альфа-Ромео 126 оборудовали системой впрыска этилового спирта, повышавшей на 20 минут мощность мотора с 780 до 900 л. с. (это давало прирост скорости в 50 км/ч). Но платой за скорость стало резкое снижение ресурса моторов, которых и так не хватало. Фирмы «Савойя», «Пьяджо» и «SAI-Амброзини» наперебой предлагали свои проекты модернизации устаревшего трехмоторника. Наиболее перспективной представлялась замена смешанной конструкции самолета на цельнометаллическую. Это позволило бы существенно облегчить самолет при одновременном увеличении прочности планера. Но подобная переделка требовала много времени и средств, и военные решили пойти более быстрым и дешевым путем: сохранив старый планер S.79, сменить мотоустановку. Так весной 1943 года родился новый вариант «Ястреба», получивший маркировку SM.79 bis.

S.79 bis внешне отличался от стандартных машин отсутствием коков винтов и гондолы под фюзеляжем
S.79 bis внешне отличался от стандартных машин отсутствием коков винтов и гондолы под фюзеляжем

На «бисах» моторы Альфа-Ромео 126, стоявшие до этого на всех серийных машинах, сменили двигатели Альфа-Ромео 128 RC.18 мощностью 950 л.с.; они были оборудованы винтами-автоматами без коков. Новый двигатель развивал максимальную мощность на высоте 1.800 м (вместо 3.600 - у старого), и поэтому был выгоднее для низковысотного торпедоносца. Кроме того, на новых моторах сохранили систему впрыска спирта, разработанную для старых двигателей Увеличенная мощность моторов несколько повысила скорость самолета; в результате на «бисы» стало возможным подвешивать уже две торпеды, что значительно повысило боевую эффективность «горбуна». Дальность новой машины значительно увеличилась за счет размещения в пустующем бомбоотсеке дополнительного бензобака на 1000 л (при этом был предусмотрен и вариант на 2.300 л – при одной подвешенной торпеде). В нижнем пулемете торпедоносец не нуждался - в атаку он выходил над самыми верхушками волн; поэтому на «бисах» ненужную подфюзеляжную гондолу убрали.

Благодаря более мощным моторам «бисы» могли нести уже пару торпед
Благодаря более мощным моторам «бисы» могли нести уже пару торпед

Пик активности торпедоносцев пришелся на морские битвы середины июня (с 13 по 15 июня) и середины августа (с 11 по 14 августа) 1942 г.; эти сражения известны, как операции «Гарпун» и «Пьедестал». В этих схватках против британских конвоев, прорывавшихся к Мальте, итальянские летчики торпедировали несколько судов, вновь тяжело повредили вернувшийся было в строй многострадальный крейсер «Ливерпуль» и потопили эсминец «Бедуин». Успехи дались итальянцам дорогой ценой: было потеряно около 50 самолетов, вместе с которыми погибло 176 летчиков. Во время высадки союзников во французской Северной Африке (операция «Торч»), начавшейся 8 ноября 1942 года, S.79 атаковали вражеские корабли и в море, и в гавани; однако итальянским торпедоносцам не удалось отогнать американцев и англичан от африканского побережья. Действия «Горбунов» сорвали сильный зенитный огонь кораблей и атаки британских истребителей «Спитфайр». Потери итальянцев оказались очень высоки; среди других был сбит и попал в плен лучший ас-торпедоносец Италии Карло Бускаглия.

Действия торпедоносцев из-за усиления корабельных зенитных средств и увеличения в небе Средиземноморья количества современных истребителей противника все больше затруднялись. Если в 1941-42 годах на один потерянный самолет приходилось в среднем 8 торпедированных кораблей и судов, то в 1943 году на это количество попаданий приходилось уже 2,5 сбитых торпедоносца. Для снижения потерь самолеты стали все чаще вылетать ночью, однако эта мера не помогала: корабельные радары видели торпедоносцы и в темноте.

Не удалось «Ястребам» действовать эффективно и во время высадки Союзников на Сицилии в июле 1943 года; их яростные атаки отражались не только зенитным огнем десятков кораблей, но и истребителями с британского авианосца «Индомитебл». Последний боевой вылет торпедоносные S.79 совершили в ночь на 8 сентября 1943 года, а утром итальянское руководство подписало перемирие с Союзниками…

-8

Как только Италия капитулировала, немцы оккупировали северные и центральные районы страны. В результате Италия раскололась пополам: на оккупированных Германией территориях под контролем немцев была создана марионеточная Итальянская социальная республика, руководимая фашистом Муссолини. Южная Италия, занятая англичанами и американцами, перешла под власть королевского правительства, которое объявило Германии войну. Среди прочих самолетов в распоряжении короля Италии оказались и 29 S.79, рассредоточенных по многим местам. Их собрали, отремонтировали и переделали для транспортных целей. С декабря 1944 г. на фронте появился 3-й транспортный полк, укомплектованный этими машинами. Он не только возил пассажиров и грузы, но также разбрасывал листовки и выполнял специальные задания за линией фронта. К концу войны в этом полку осталось 24 S.79.

После войны почти все уцелевшие в Италии «Спарвьеро» перевели в транспортную авиацию. Их эксплуатировала служба, перевозившая правительственных чиновников. Немного таких машин попало в летные школы; некоторые из них переделали в буксировщики воздушных мишеней. С 1949 года изношенных «горбунов» начали заменять американскими самолетами Бичкрафт С-45, и к 1952 г. «Спарвьеро» совсем исчезли из парка итальянской авиации.

Дольше всего S.79 прослужили в Ливане. В 1949 г., когда начали формироваться ливанские ВВС, в Италии были куплены четыре таких самолета. Эти экземпляры собрали из деталей целого ряда неисправных самолетов, находившихся на консервации, привели к единому стандарту и оснастили моторами Альфа-Ромео 128. Вооружения данные S.79 не несли, хотя имели «горб» и подфюзеляжную гондолу. Их перебросили в Ливан в сентябре - октябре 1949 г., и летали они вплоть до 1960 г. В 1966 г. один из них правительство Ливана подарило Италии; сейчас этот раритет хранится в музее истории авиации.

Всего было выпущено по разным оценкам от 1.330 до 1.458 самолетов S.79 - больше, чем всех остальных итальянских многомоторных бомбардировщиков вместе; S.79 составили 20% от всего тогдашнего производства самолетов в Италии. В какой-то степени «Горбун» стал символом итальянской авиации периода 2-й мировой войны.

-9

ТТХ торпедоносца S.79 bis

Двигатели: 3х950 л.с.; скорость: 460 км/ч, время набора высоты: ? мин, потолок: 6.800 м, дальность: 2.800 км. Вес пустого: 7.770 кг, вес взлетный: 11.400 кг. Вооружение: 3х12,7-мм пулемета. Бомбовая нагрузка: 2х860-кг торпеды. Экипаж: 5 человек.

«Горбатый Ястреб» (1): от лайнера до бомбардировщика

Асы «Горбатого Ястреба»

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по военной истории.