Найти тему
Круто об искусстве

Раек - телевизор конца 18 - 19 веков.

▪️Изображение райка и раешника.
▪️Изображение райка и раешника.

И, пожалуй, самый популярный аттракцион ярмарок дореволюционной России.

"Это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, "по копейке с рыла", глядят в стекла, - раешник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые" (Дмитрий Ровинский)

Успех представления во многом определялся остроумием раешника, ибо его комментарии сопровождали показ картинок.

А показывали там преимущественно лубок - понятный и любимый в мирской крестьянской жизни "комикс".

▪️Трапеза благочестивых и нечестивых (18 век)
▪️Трапеза благочестивых и нечестивых (18 век)

Лубок - это вообще удивительный синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы.

При Петре I царила академическая немецкая и голландская гравюра (Алексей и Иван Зубовы). Русский лубок стал ее антитезой, ибо у академиков все было профессионально и скажем так чопорно, а лубок он, как говорится, и в африке лубок.

Но и с лубком не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Если академики пропагандировали точные науки и "правильность", то народное творчество стояло на защите сказаний, былин, песен, баек, шуток и прибауток. "Неправильный", но меткий крестьянский глаз совмещался в лубке с ярким, фамильярно-разговорным словцом. Такая незатейливая, полная радости, здравого смысла и остроумия историческая память народа - про быт и нравы, про предрассудки и верования, про все то, что забавляло и занимало его.

▪️Мужик лапти плетет (18 век)
▪️Мужик лапти плетет (18 век)
▪️Хоровод (17-18 века)
▪️Хоровод (17-18 века)

На Руси лубок появился в 16 веке. Ученые до сих пор спорят о происхождении его названия - "лубок". То ли от слова "луб" - старорусское именование липы, на досках которой вырезали картинки; то ли от лубяных коробов, в которых сие народное творчество разносили; то ли, согласно московской легенде, от Лубянки - улицы, где жили мастера лубочного искусства.

Все началось в монастыре - в Киево-Печерской лавре. Аккурат именно там в 17 веке стали печатать бумажные иконы, которые массово продавались на ярмарках и в монастырях - религиозный лубок, который само собой скоро оброс цензурой, дабы ереси не было.

Например, "Библию для народа" (1695) Василия Корня категорически запретили, а тираж весь уничтожили. Потому что Христос неканонический и вообще Каин в одеждах русского смерда, пашущего землю сохой! (сегодня единственный неполный экземпляр этой книги хранится в РНБ в Петербурге).

▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.
▪️Лист из "Библии для народа" Василия Корня.

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил "покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению". Ибо лики святых должны были писаться на доске и по канону, а печатные изображения предназначались для "пригожества".

Правда и "пригожества" вскоре попали под внимательный чиновничий глаз, ибо изображения царских особ должно было выходить благообразным. Но слава богу крестьянский люд сие предписания и указы выполнял неохотно и на ярмарках часто продавались листы весьма вольного содержания (было много сюжетов про Петра, про бунты крестьян, про Гаргантюа, который пожирает еду и ассоциируется с Людовиком XII - это считывалось как бунт низшего слоя общества против барина и запрещалось властями).  

▪️Аника-воин и смерть (17 век)
▪️Аника-воин и смерть (17 век)

Цензурный устав дозволял печатать исключительно "нравственно полезные и безвредные картинки". Пропаганда-с. Да-да, тогда быстро смекнули как сильно лубочное творчество на народ влияет, ибо сие картинки для крестьян становились источником новостей и знаний: они стоили дешево и заменяли газеты.

Это только в 17 веке "фряжские" или потешные листы, как обзывали еще лубок, собирала знать для декора своих интерьеров. В 18 веке им эта забава надоела, да и низкопробно все это, чай не Рокотовы с Боровиковскими. А вот мещане, ремесленники, купцы, безграмотный дядя Вася из тверского уезда охотно раскупали лубочные картинки. В 19 веке практически в каждой крестьянской избе стены были украшены лубком.

Как правило, лубочные картинки всегда сопровождались текстом - от слов молитвы через сказания и былины к мирским новостям о ходе, скажем, Русско-турецких войн ("новостной" лубок, правда, многократно преувеличивал боевые потери вражеских войск до фантастических размеров, но то дело ясно, пропаганда-с).

▪️Издыхающий многоглавый австро-германский змей (лубок времен Первой Мировой войны)
▪️Издыхающий многоглавый австро-германский змей (лубок времен Первой Мировой войны)

Так вот. Про тексты. Как это ни парадоксально, цензура своей священной лапой могла коснуться не только лубочного изображения, но и самого текста. И не важно, то было слово из "Московских ведомостей" или стихи Пушкина. Сказку о попе и работнике его Балде все помнят? Аккурат после цензуры главный персонаж "поп толоконный лоб" превратился в "купца Кузьму Остолопа", а стихотворение "Романс" юношеского периода поэта стало именоваться "Следствия порочной любви". А все потому, что среди мирских цензоров было духовенство.

У простого люда особенно популярны были всякие сюрреалистичные небылицы, типа рассказа о быке, который превратился в человека и подвесил мясника за ногу на крюк. Подавалось все это под соусом взаправдашних событий - реальных случаев, произошедших в далеких краях. А еще часто для лубочных листов перепечатывали сообщения из газет, типа "Санкт-Петербургских ведомостей", о всяких диковинках, например новости о громадном ките, пойманном в Белом море. 

▪️Ловля кита в Белом море (1760-ые)
▪️Ловля кита в Белом море (1760-ые)

И если вам кажется, что лубок - это всегда максимально просто и прозрачно, то как бы да, но нет. Во-первых, как и любое произведение искусства, потешные листы требуют внимательного глаза, чтобы увидеть и прозреть 😂

Вот, скажем, "Мыши кота погребают" - то сказ про Петра и его нововведения, которые поперек горла люду русскому стояли. Тут мы найдем и одноколку, запрещенную указом 1668 года, и мышку с табачком, за курение которого били кнутом, и подбритые усы.

▪️Мыши кота погребают (1760)
▪️Мыши кота погребают (1760)

Или "Раскольник и цирюльник", где изображен не кто иной, как первый российский император Петр, ибо раскольник-старовер с бородой, а это уже срамота и бороду надо отстричь.

▪️Раскольник и цирюльник (1770-ые)
▪️Раскольник и цирюльник (1770-ые)

Лубок всегда отображал насущ­ные проблемы своей эпохи.

Во-вторых, за незатейливостью нарратива в лубочной картине всегда заложен текст. И текст - это очень важная составляющая лубка.

Вот "Баба Яга дерется с крокодилом" (чтобы не было никаких сомнений кто есть крокодил, под стариком с крокодильим хвостом нарисован маленький парусный кораблик - любимое детище Петра, а Баба-яга одета в "чухонский" костюм - т.е она есть Екатерина I; оп, и безобидная вещь становится язвительной карикатурой на петровские реформы).

Существует две версии этого лубка. И там, и там орфографические ошибки. Окей, если первый автор был безграмотный, то почему второй в своей копии искажения текста не поправил, а наоборот, еще больше ошибок сотворил?

Первый вариант текста: "яга баба едетъ скоркодиломъ дратиса на свинье с пестомъ даунихже покустомъскляницасвiно".

▪️Баба Яга дерется с крокодилом (1760-ые)
▪️Баба Яга дерется с крокодилом (1760-ые)

Второй: "баба яга деревяна нога едеть скаркарладиломъ дратитиса на свирье спестомъ стоит вина".

▪️Баба Яга дерется с крокодилом (1760-ые)
▪️Баба Яга дерется с крокодилом (1760-ые)

Заметили - предлоги с существительными и там, и там написаны слитно выборочно! Потому что это не про сказочно безграмотную срамоту народа.

Или вот листок про петровские ассамблеи. Тут вам тоже ворох орфографических ошибок.

▪️Знай себя, указывай дома (18 век)
▪️Знай себя, указывай дома (18 век)

Почему? Потому что текст лубка был не столько объектом чтения, сколько обязательным атрибут, призванным подчеркнуть театральность действа. И тут мы возвращаемся в начало сказа моего и вспоминаем раек.

Т.е перед нами не сами бытовые сценки как таковые, а их театрально представление. Лотман вообще гениально, я считаю, высказал на этот счет - слово в лубке не для чтения глазами, он делался на слух.

▪️Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской (18 век)
▪️Кот Казанской, ум Астраханской, разум Сибирской (18 век)

Его удобно выкрикивать как частушку, легко запомнить и потом по памяти пересказать. Как самому раешнику (этот аттракцион вообще сильно напоминал народный театр), так и дяде Васе из тверского уезда, который довольный возвратился в хату, прикупив у офени пару тройку лубочных картинок.

Подпись в лубке как бы разыгрывает, оживляет рисунок, а не наоборот (как книжная иллюстрация и подпись). Описания никакого нет, зритель сам должен восстановить и вообразить пропущенные звенья. В том же "Цирюльнике" сначала идет простая фиксация, мол, он хочет бороду отстричь, а потом прямая речь: "раскольнiк говоритъ слушаi цирюльнiк я бороды стричь не хочу вотъ гледи я на тебя скоро караулъ закричу".

▪️Раскольник и цирюльник (1770-ые)
▪️Раскольник и цирюльник (1770-ые)

▪️Медведь с козою прохлаждаются (18 век)
▪️Медведь с козою прохлаждаются (18 век)

Кстати, помните дролерей?

Знакомьтесь, это ДРОЛЕРИ - не то человек, не то зверь, с дополнительной головой на теле (или жопе), смотрящий в разные стороны.
Круто об искусстве19 октября 2022

Так вот, в России о них тоже краем уха слышали 😁

▪️Лубок "Люди дивые, найденные царем Александром Македонским", 1820-ые.
▪️Лубок "Люди дивые, найденные царем Александром Македонским", 1820-ые.
-22