Найти в Дзене
Эпонимы и Мы

РЕГУЛЯТОР УАТТА

Я помню эту картинку ещё со школы. И уже тогда изображённый на ней механизм поразил меня своей гениальной простотой. Посудите сами: какая-то бездушная железяка сама себя контролирует и выравнивает скорость потока нагретого пара. И всё это - благодаря грамотному использованию центробежной силы. (Кстати, это тоже, как мне кажется, тест на техническое мышление. Покажите картинку ребёнку и попросите описать принцип работы механизма. На самом деле, тут требуется богатое воображение и пространственное мышление.)

Фото с сайта https://vk.com/wall-29994774_19424?z=photo-29994774_331807971%2Fwall-29994774_19424
Фото с сайта https://vk.com/wall-29994774_19424?z=photo-29994774_331807971%2Fwall-29994774_19424

Эту штука называется РЕГУЛЯТОР УАТТА. На паровозе без неё не обойтись, поскольку там используется нагретый водяной пар, движение которого как раз и надо организовать и упорядочить.

Но на самом деле изобретатель Джеймс Уатт создал этот регулятор не для конкретно паровоза, а для парового двигателя вообще, а уж двигатель этот можно использовать, где угодно, хоть на железной дороге, хоть на заводе, хоть на мельнице.

Джеймс Уатт, он же Ватт (19 января 1736 - 19 августа 1819) Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Уатт,_Джеймс
Джеймс Уатт, он же Ватт (19 января 1736 - 19 августа 1819) Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Уатт,_Джеймс

Джеймс Уатт, он же Ватт (19 января 1736 - 19 августа 1819) - шотландский инженер, механик, изобретатель. Член Эдинбургского королевского общества, член Лондонского королевского общества, избранный член, а затем и корреспондент Парижской академии наук.

В детстве отличался слабым здоровьем, поэтому поначалу учился дома. Затем пошёл в школу, но потом всё-таки был вынужден вернуться к семейному обучению, потому что постоянно болел. Кстати, родители от этого не комплексовали и считали, что мальчик сам может научиться всему, что пожелает. Так оно и произошло.

В подростковом возрасте Уатт заинтересовался астрономией, химией, любил работать столярными инструментами, мастерить разные вместе с отцом механизмы и устройства.

Немного окрепнув, он всё же поступил в гимназию и показал большие успехи в самых разных науках, прежде всего, в математике.

В возрасте 18 лет решил заняться изготовлением измерительных приборов, для чего на год отправился учиться в Лондон. Однако там оказалось, что полный курс обучения составляет 7 лет (!!!), а у него денег было только на год. Но даже за этот год он проявил себя как очень перспективный инженер, научился изготавливать квадранты, теодолиты и прочие сложные приборы.

Вернувшись через год, "недоучка" стал заниматься созданием и починкой октантов, параллельных линеек, барометров, телескопов и прочих инструментов. Но поскольку у него не было даже "неполного высшего", Союз ремесленников Глазго запретил Уатту заниматься этим, чтобы не переманивать заказы у дипломированных мастеров.

По счастью, в Университете Глазго возникла срочная необходимость починить и настроить партию новых астрономических инструментов. И Уатт по знакомству смог устроиться туда на работу, блестяще выполнив поручение. А затем он создал при университете маленькую мастерскую, которую ему разрешили возглавить - даже не имея высшего образования.

Стоит отметить, что паровая машина, как таковая, существовала и до Уатта. Сам принцип использования пара для совершения полезной работы был предложен ещё Героном Александрийским в I веке н.э. В XVIII веке была распространена ПАРОВАЯ МАШИНА НЬЮКОМЕНА, которую применяли большей частью для откачки воды из шахт.

ПАРОВАЯ МАШИНА НЬЮКОМЕНА. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Паровая_машина_Ньюкомена
ПАРОВАЯ МАШИНА НЬЮКОМЕНА. Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Паровая_машина_Ньюкомена

Однако в ней, как можно убедиться, было крайне сложно добиться равномерной работы, ибо если огонь разгорался, поршень двигался быстрее, чуть гас - медленнее.

Все эти недостатки как раз и позволил устранить предложенный Уаттом регулятор. А ещё "инженер без диплома" внёс ряд других весьма оригинальных изменений, поняв, что почти три четверти энергии горячего пара тратятся неэффективно. По его наблюдениям, в ПАРОВОЙ МАШИНЕ НЬЮКОМЕНА при каждом цикле пар должен нагревать цилиндр, так как перед этим в цилиндр поступала холодная вода, чтобы сконденсировать часть пара для уменьшения давления. Таким образом, энергия пара тратилась на постоянный разогрев цилиндра, вместо того, чтобы быть преобразованной в механическую энергию.

А в итоге был создан паровой двигатель, который по праву можно было назвать ПАРОВОЙ МАШИНОЙ УАТТА.

Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/339740365634385799/
Фото с сайта https://ru.pinterest.com/pin/339740365634385799/

Однако когда все поняли вполне очевидные преимущества нового изделия, сразу же нашлось множество хитроумных предпринимателей, которые стали копировать данный механизм и продавать его. Уатту и его компаньонам потребовалось много сил и времени, чтобы в суде отстоять свои права. Все судебные разбирательства закончились в их пользу.

Пишут, что Уатт был не только одарённым инженером, но и знал много языков, любил читать. Им восхищался Вальтер Скотт, с которым у Уатта была тесная дружба.

Среди других изобретений, обессмертивших его имя, можно назвать МЕХАНИЗМ УАТТА, который до сих пор применяют в автомобилестроении. Его ещё называют ПАРАЛЛЕЛОГРАММОМ УАТТА.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Механизм_Уатта
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Механизм_Уатта

Изначально он был придуман для придания поршню двигателя паровой машины прямолинейного движения. А много позже выяснилось, что это устройство можно использовать для предотвращения смещения моста автомобиля вбок относительно его кузова или шасси, позволяя мосту двигаться в вертикальном направлении.

Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Механизм_Уатта
Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Механизм_Уатта

В процессе работы над созданием паровой машины Уатт открыл существование так называемой "лемнискатоиды" - плоской алгебраической кривой шестого порядка, частного случая кривой скольжения. Её назвали КРИВОЙ УАТТА.

Фото с айта https://wiki2.org/ru/Кривая_Уатта
Фото с айта https://wiki2.org/ru/Кривая_Уатта

Также Уатт изобрел и запатентовал портативный копировальный пресс. До начала работы копировальные листы 12 часов выдерживались в специальном составе. Фактическое копирование производилось поворотом ручки аппарата, вращавшей два латунных валика, расположенных в нижней части корпуса. Оригинал документа помещался на копировальную пластину между подъемными крышками. Его прижимали к влажной копировальной бумаге для получения оттиска, и, таким образом, на копировальных листах получалась зеркальная копия документа, которая после 24 часов сушки была готова к использованию. Компания, основанная Уаттом, выпускала подобные машины до конца XIX века, ее использовали в своей работе такие известные люди, как Бенджамин Франклин, Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон.

А когда Уатту уже было много лет, он изобрёл "эйдограф" - машину для копирования скульптурных произведений. Это механическое приспособление позволяло копировать барельефы, медальоны, статуи, бюсты, сосуды и прочие вещи самой сложной формы с высокой точностью. Работу над этой машиной Уатт начал ещё в конце XVIII века, но усовершенствовать её получилось у него лишь к концу жизни.

И на десерт - самое вкусное: тот самый ВАТТ (единица измерения мощности, а также теплового потока, потока звуковой энергии, мощности постоянного электрического тока, активной мощности переменного электрического тока, потока излучения и потока энергии ионизирующего излучения) - это тоже в честь него, Уатта/Ватта.

-8

Хотя сам он в качестве единицы мощности в своё время предложил такую единицу, как «лошадиная сила». Она тоже - его.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!