— Закрой один глаз ладошкой. Называй буквы.
— ШБМНК
—Теперь другой. Ты уже наизусть выучил?
— Ага
С ранних лет наши герои посещают кабинет офтальмолога и участвуют в подобном диалоге. Пока их сверстники изучают названия животных, они знают, что такое внутриглазное давление и диоптрии.
Но их не пугают эти слова
19 миллионов детей по всему миру страдают нарушениями зрения различной степени.
45 тысяч человек получают инвалидность по зрению в России ежегодно, из них более половины – дети и подростки в возрасте до 18 лет.
Незрячий ребёнок не понимает, что значит высокий дуб – информация о том, сколько метров дерево в высоту, ему ничего не скажет. Представления о предметах, об окружающем мире – всё это нужно объяснить ребёнку.
Одно из мест, где ставропольские ребята могут в полной мере ощутить понимание, получить помощь и при этом почерпнуть новые знания – Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В. Маяковского.
— В чем заключается ваша работа?
— Наверное, все педагоги вам ответят так, что каждый ребенок требует свой индивидуальный подход. Методики должны наработаться, это не выучить один раз наизусть и на всю жизнь. Педагог этой темой должен владеть и мгновенно подстраиваться под ситуацию. Моя главная задача - найти подход к каждому ребенку и помочь ему. Бывало такое, что приходили родители с младенцами. Но важно понимать, что мы в библиотеке не проводим реабилитацию. У нас происходит абилитация, то есть первоначальное формирование способности к чему-либо.
Мы можем посоветовать центры, куда можно обратиться. Зачастую реабилитация в таких центрах длится две недели. Далее родителям приходится двигаться самостоятельно.
С коллективом мы участвуем в различных конкурсах, выступаем с проектами. Самая большая награда - видеть то, что пошел прогресс у учеников. Изначально многие ребята не могли сориентироваться в пространстве, им было тяжело социализироваться, общаться друг с другом и уж тем более с нами.
— Что вам потребовалось, помимо педагогического образования, прежде чем начать работу с незрячими людьми?
— Мы с моей коллегой, Еленой Валентиновной, проходили огромное количество мастер-классов. Приезжала Венера Денискина - тифлопедагог со стажем. К большому сожалению, на данный момент в Ставрополе нет тифлопедагога, который мог бы консультировать как родителей, так и других специалистов, делиться знаниями и опытом. Прежний состав ушел на пенсию, а новый еще не готов.
— Как давно библиотека работает с детьми?
— В 2010 года на базе 19 школы мы стабильно работаем с детками, ныне они выпускники! Сейчас уже пятый поток, с которым мы работаем. Этот первый класс пришел к нам впервые. Изначально так и не скажешь, потому что дети очень умные, можно сказать, взрослые.
— В чем заключается ваша работа в качестве психолога?
— Я присутствую на каждом мероприятии, слежу за состоянием посетителей. Также, на базе библиотеки открыта семейная консультационная служба «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», где я провожу так называемые тренинги.
— Что из себя представляют книги для незрячих и слабовидящих детей?
— Мы работаем со специальной литературой, разумеется, не в плане сюжета, а формы. Например, самая обычная сказка "Мужик и медведь" выполнена вручную ставропольским автором. Все материалы соответствуют характеру предмета: лапти - из соломы, медведь - из искусственной шерсти, телега - из дерева и так далее. Нумерация страниц представляет собой особые значки. Здесь они представлены в виде треугольников из ткани, дойдя до края книжки, ребенок поймет, что нужно перелистнуть страницы. Кроме этого, в библиотеке есть большая база аудиокниг. Их озвучивали дети-волонтеры специально для детей.
Авторы проекта "Трогательный мир" Александр Рыбин, Юлия Зиберова, Елена Лиханос, Нонна Копылова и Евгений Заярный
В 2015 году команда молодых сотрудников разработала проект «Трогательный мир» и выиграла грант на Северо-Кавказском молодежном форуме «Машук-2015» на 2.5 млн рублей.
На эти средства, по словам работников библиотеки, купили необходимое оборудование: 3D-принтер и 3D-сканер, а также запас расходных материалов.
"А шлем какой, вы видели? Это всё наши ребята постарше раскрасили!"
В 2012 году состоялось открытие Аллеи для слепых и слабовидящих «Тропа здоровья».
Тропа представляет собой уникальный объект, адаптированный для незрячих и слабовидящих, на котором в теплое время года проходят занятия для людей с инвалидностью. Яркость и доступность привлекает внимание детей. Активное пребывание на природе запускает адаптационные механизмы. Каждый участок на аллее сформирован со своей целью.
В уходе и поддержании порядка на объекте помогают волонтеры. Подробнее можно узнать в специализированном сообществе во Вконтакте "Волонтеры Маяковки".