Найти тему
Мир кораблей

U-35 — самая смертоносная субмарина Кайзерлихмарине. История Лотара фон Арно де ла Перьера

Война всегда дает толчок к развитию технологий. Преимущество над врагом обеспечивает победу, и зачастую бывает так, что новое оружие дает ошеломительный эффект.. Так бывало не раз, и вся история войн —это гонка технологий, будь то современность или же глубокая старина. В настоящее время создание нового оружия и техники порождает средства противодействия им. Так, изобретение самолётов и, как следствие, начало противостояния ещё и воздухе привело к появлению так до сих пор и непревзойденных асов. Но если их имена остались в памяти, то имена виртуозов другой стихии, воды, в основном менее известны широкому кругу людей. Первая мировая война породила не только боевую авиацию: опасность теперь подстерегала и под водой. Новый вид оружия — #субмарины — также породил своих мастеров его применения.

🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)

-2

При упоминании о подводниках в первую очередь вспоминаются немецкие субмарины. Да, Германия всегда была на острие военного прогресса, и в обе мировые войны она не раз преподносила неприятные сбрпризы своим противникам. Но в первую очередь на слуху именно Вторая мировая война. Битва за Атлантику: кровавое противостояние надводного флота союзников и U-ботов Кригсмарине, когда каждую минуту можно было ожидать торпеду, норовящую уничтожить ценный транспорт или грозный линкор. Подводные лодки, конечно, пугали своей неуловимостью и смертоносностью, но к этому времени с ними уже более-менее научились бороться.

Однако люди свойственно забывать, что именно в Первую мировую войну немецкие подводники создали подводным лодкам довольно грозную репутацию. Самым же эффективным подводником стал Лотар фон Арно де ла Перьер, капитан субмарины U-35.

Лотар фон Арно де ла Перьер (нем. Lothar von Arnauld de la Perière)
Лотар фон Арно де ла Перьер (нем. Lothar von Arnauld de la Perière)

Де ла Перьер поступил на службу в императорский флот в 1903 году и поначалу проходил её на линейных кораблях. Затем уже в качестве минного офицера служил на крейсере Эмден. В начале Первой мировой войны был адъютантом при адмирале в Берлине. Позже он, как и многие дворяне-офицеры, обучился на пилота и проходил службу в военно-морской авиации. Однако по ряду причин он не был допущен к полётам и перевелся на подводный флот. В 1915 году Лотар завершил курс обучения на подводника и в том же году отправился на Средиземноморье, где и получил под своё командование подводную лодку U-35.

К тому моменту эта субмарина уже имела на своем счету немало потопленных транспортов и совершила шесть боевых походов. Приняв её под командование, де ла Перьер сразу показал себя с лучшей стороны. В первом же своём походе он сумел потопить 14 судов, причем два из них были сторожевыми кораблями, а ещё один — вспомогательным крейсером, в чьи обязанности как раз входила борьба с подводными лодками. Стоит сказать, что далеко не каждая субмарина во время Второй мировой войны показывала такую результативность за всю свою боевую службу. Хотя, конечно, такую эффективность можно объяснить слаборазвитыми средствами борьбы с подводным флотом и простым непониманием многих капитанов, что опасность может таиться и в глубине моря.

U-35 покидает базу, 1914 год
U-35 покидает базу, 1914 год

Следующий, восьмой по счёту, поход U-35 оказался не слишком удачным: добычей субмарины стали всего лишь три транспорта, однако Лотар быстро показал, что это лишь начало. К середине 1916 года его #подлодка вышла в свой 10 поход, результатом которого стало потопление сразу 40 транспортов общим тоннажем 56818 брутто-тонн.

11 боевой поход U-35. Самый результативный из всех: с 26 июля по 20 августа 1916 года подлодка отправила на дно 53 судна союзников
11 боевой поход U-35. Самый результативный из всех: с 26 июля по 20 августа 1916 года подлодка отправила на дно 53 судна союзников

И, словно этого было мало, 11 поход субмарины оказался самой настоящей резней для транспортного флота Антанты на Средиземном море. За два месяца похода де ла Перьер пустил на дно 53 корабля. Абсолютный #рекорд для подводных лодок, так никогда никем и непревзойденный: всего за этот поход на дно ушло 92517 брутто-тонн.

-6

Подводные лодки U-35 и U-52 в Средиземном море, 1916 год

U-35 совершила 19 боевых походов, 14 из них под командованием Лотара. За свою службу субмарина пустила на дно 226 кораблей и тяжело поверила ещё 10: 4 вспомогательных крейсера, один эсминец, два сторожевых корабля и более двухсот транспортов. Суммарный тоннаж пущенных ею на дно кораблей составляет 575387 брутто-тонн. На личном же счету самого де ла Перьера 194 корабля общим тоннажем 454000 брутто-тонн.

U-35 в средиземном море
U-35 в средиземном море

После окончания войны U-35 была по репарациям передана Великобритании, где и была продана на слом в 1920 году. Де ла Перьер избежал послевоенного преследования, как военный преступник. Он до конца придерживался рыцарских правил ведения войны, что отмечали все экипажи потопленных им судов. Большая часть из них была пущена на дно артиллерийской стрельбой с лодки уже после того, как экипаж покинул корабль, либо же с использованием подрывных зарядов. За такое отношение к войне на море Лотара уважали даже англичане, которые не предъявили ему никаких обвинений, несмотря на его невероятный счёт потопленных судов.

Оставшись служить на флоте в межвоенный период, в 1939 году он вновь вернулся на военную службу уже в качестве штабного офицера. Де ла Перьер успел побывать на должности морского коменданта Бельгии и Нидерландов, где и получил звание контр-адмирала. В 1940 году под его началом оказывается сначала Бретань, а затем и всё западное французское побережье. В 1941 году Лотар получает звание вице-адмирала, и, скорее всего, этим дело бы не ограничилось, если бы не несчастный случай. Легендарный подводник погиб в авиакатастрофе 24 февраля 1941 года в Ле-Бурже. Отдавая дань его заслугам, де ла Перьера похоронили в Берлине на кладбище Инвалиденфридхоф (нем. Invalidenfriedhof), где лежат многие известные военные деятели.

В заключении стоит отметить, что де ла Перьер был военным старой школы. Несмотря на то, что прославился он, как непровзойденный подводник (то есть, использовал самую продвинутую в то время технику и оружие), в своих убеждениях Лотар всё же оставался очень старомоден. Рыцарские идеалы и офицерская честь, столь рьяно соблюдаемые им, очень быстро отходили на второй план с развитием военной инфраструктуры всех сторон конфликта и превращением #войны в кровавую мясорубку. Но в истории Лотар фон Арно де ла Перьер так и останется непревзойденным подводным асом, не запятнавшим свою честь и уважаемым не только соратниками, но и врагами.

-8

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей

🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK

Другие интересные материалы: