Российский экономист Михаил Хазин обращает внимание на следующее.
- Кризис, острая фаза которого началась в 2008 году, никем своевременно предсказан не был.
- Когда же он разразился, то никто не дал убедительного объяснения. Все на уровне «доверчивые банкиры» и «несознательные граждане».
- И у экономистов и политиков нет понимания того, что нужно делать, чтобы выйти из кризиса.
Сам же Михаил Хазин говорит, что предупреждал о кризисе задолго до его начала.
Он рассматривал проблему международного разделения труда.
Согласно его исследованиям, кризис возник вследствие прекращения углубления международного разделения труда.
В рамках нынешней экономической модели возможность выхода из кризиса состояла бы в дальнейшем углублении международного разделения труда.
Но возможности международного разделения труда в настоящее время исчерпаны. Поэтому нынешняя экономическая модель обречена, и на смену ей неизбежно придет новая.
Но почему же нынешняя экономическая наука не смогла ни предсказать, ни объяснить экономический кризис?- задается вопросом экономист. И отвечает: потому что она сложилась в противоборстве с марксистской политэкономией, и в ее парадигме заложен, в отличие от марксизма, тезис о вечности капитализма.
«Ясное дело, что кризис, связанный с завершением действия базового механизма капиталистического развития — углубления разделения труда, нереально описать в рамках терминов и предмета науки, в которой конец капитализма табуирован! Это, выражаясь словами модной детской книжки, «то, что нельзя называть», в современной научной интерпретации!»,- говорит экономист.
Ранее мы рассматривали и другие мнения:
Академик Глушков: деньги устарели и больше ничего, кроме кризиса, породить не могут. Будущее - за эффективной безденежной экономикой.
Маркс: капитализм нерационален и расточителен. Коммунизм решает проблемы, от которых гибнет капитализм.
В ближайшее время будет опубликовано:
Современный экономист: симптомы кризиса подтверждают теорию Маркса.
Не пропустите!