Покупка подержанного двухколесного транспортного средства всегда сродни лотерее. Однако, воспользовавшись обширным количеством предложений на рынке, почти всегда есть шанс прикупить весьма неплохой байк за вменяемую стоимость. В особенности это касается аукционов, которые многие считают едва ли не лучшим местом для покупки. Особенно ценятся специалистами аукционы, проводимые в Японии. Здесь представлен наиболее широкий ассортимент байков от ведущих мировых производителей. Каковы сложности покупки, ее плюсы и минусы, разберёмся в этой статье.
Решив приобрести мотоцикл на аукционе, необходимо, в первую очередь, найти человека, который будет сопровождать сделку от начала и до самого конца. Самостоятельно принять участие в японском аукционе вряд ли получится по целому ряду факторов, начиная от языковых барьеров, местонахождения и заканчивая юридическими тонкостями такого рода приобретения. В настоящее время существует большое количество людей, занимающихся подобного рода бизнесом и имеющих своих представителей на ведущих аукционах. Представитель непосредственно осуществляет торги и полностью отслеживает процедуру погрузки и последующей доставки купленного мотоцикла до ближайшего порта, из которого он отправится непосредственно в Россию.
Первым пунктом, куда приходит купленный байк, является ближайший российский порт во Владивостоке. Здесь осуществляется процедура растаможки, после чего мотоцикл отправляется непосредственно покупателю. Чаще всего доставка осуществляется транспортной компанией. Именно для "ведения" транспортного средства на всех этапах его приобретения и требуется специальный человек, который полностью в курсе осуществляемых процедур и может непосредственно проконтролировать весь процесс. Причем, чаще всего, данные этапы осуществляют сразу несколько лиц – один непосредственно в Японии на аукционе, "ведя" мотоцикл до порта отправки, а второй – во Владивостоке, который осуществляет весь комплекс таможенных процедур и контролирует отправку покупателю.
Конечно, говоря в теории, возможно осуществить весь перечень данных мероприятий самостоятельно, однако в реальности подобное вряд ли возможно, да и затраты во много раз превысят тот уровень выгоды, который можно получить от покупки мотоцикла на аукционе. Именно по этой причине, как уже отмечалось выше, первостепенной задачей является поиск брокера – посредника, который осуществит весь комплекс процедур – от покупки до доставки.
Как правило, брокер (а это может быть как отдельно взятое лицо, так и компания, предоставляющая подобного рода услуги), предоставляет потенциальному покупателю адрес сайта, с которого в режиме реального времени можно следить за предложениями на аукционе и непосредственно выбрать желаемый мотоцикл. При этом покупателю также расскажут об особенностях приобретения байка с аукционных торгов и помогут определиться с наилучшей торговой площадкой. Следует отметить, что каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, а потому при выборе, чаще всего, стоит уделять внимание количеству предложений по конкретным моделям производителя. Вполне может оказаться, что предложений по конкретной модели больше на сравнительно небольшом аукционе, а потому лучше заранее составить для себя перечень моделей байков, которым вы отдаете предпочтение. Впрочем, профессиональный мотоциклист наверняка заранее знает, что конкретно он хочет приобрести.
Информация о лотах аукциона появляется на сайте примерно за неделю до его начала. При этом специалисты осматривают мотоцикл, проводят его детальную фотосъемку и присуждают определенные баллы в соответствие с его техническим состоянием. При этом на сайтах информация, в большинстве случаев, размещается на английском языке, благодаря чему изучить ее не составит большого труда. Оценка мотоциклов осуществляется по целому ряду критериев, в число которых входят результаты диагностики электрических систем, силового агрегата и, конечно же, внешнего вида байка. Общая оценка выводится путем суммирования набранных баллов, а потому, чем выше оценка мотоцикла, тем лучше его техническое состояние и, стало быть, цена. При этом следует отметить один важный факт – в отличие от покупки байка у частного лица, пытающегося скрыть или замаскировать имеющиеся недочеты, приобретение на аукционе дарит более "прозрачную" схему, в которой определить реальное состояние мотоцикла гораздо проще. Дело в том, что специалистам по оценке нет никакого смысла завышать баллы. Даже более, нередко они оказываются ниже, нежели могли бы быть. Связано это с тем, чтобы избежать последующих претензий со стороны клиентов аукциона. Собственно говоря, любая крупная торговая площадка дорожит своей репутацией и не станет подставлять себя, продавая откровенный "неликвид" с завышенными балами. К слову, оценки нередко занижаются не только при наличии какой-либо неисправности, но даже ее потенциальной возможности. Скажем, если есть подозрение на наличие неисправности, однако диагностика ее не выявляет – балл автоматически снижается. Однако следует помнить, что каждый аукцион имеет собственную систему оценок, которая может ощутимо различаться. Еще одним преимуществом покупки двухколесного транспортного средства на аукционных торгах является гарантия того, что заявленный пробег мотоцикла соответствует реальному. При этом организатор торгов не только заявляет об этом, но и предоставляет покупателю соответствующие документы. Само собой, получить такие гарантии в случае покупки у частного лица, и тем более в России, нереально. В том случае, если организатор аукциона сомневается в реальности пробега мотоцикла, он ставит соответствующую пометку в документах. Как правило, отметки выражаются буквенными индексами «К», «М» и «Z». Первый означает, что пробег мотоцикла соответствует заявленному, второй обозначает, что байк ввезен в Японию из США, а третий индекс подразумевает, что реальный пробег мотоцикла может не соответствовать заявленному на одометре. При этом в Японии за скрутку спидометра законодательством предусматривается весьма серьезная ответственность, и владельцу через аукцион. Таким образом, реальный пробег имеет порядка 95 процентов байков, реализуемых через японские аукционы.
Следует отметить, что система оценок, принятая на аукционах, вовсе не означает, что не стоит покупать аппарат с невысокими показателями. В первую очередь, необходимо тщательно изучить, по каким именно параметрам данный мотоцикл получил низкие баллы. Конечно, если они невысоки по всем базовым характеристикам, брать такой байк не стоит. Однако если низкие оценки относятся лишь к отдельному узлу, вероятнее всего, что неполадка лишь «на подозрении» или может быть устранена без существенных финансовых затрат. Такой мотоцикл вполне может рассматриваться в роли кандидата на покупку, ведь стоимость моделей, получивших «пенализацию» по баллам, ощутимо ниже.
Исходя из личного опыта покупки мототехники, вспоминается, что на приобретаемой модели в качестве недостатка было указано, что двигатель дымит. При этом общий пробег байка составлял шесть тысяч километров, что заставляло верить, что ничего серьезного с силовым агрегатом не произошло. Рискнув и купив мотоцикл, я выяснил, что вся суть неполадки сводилась к тому, что у прошлого владельца мотоцикл по какой-то причине довольно долгое время лежал на боку, из-за чего в выхлопную систему через выпускные клапаны подтекало масло. Само собой, что при езде оно выгорало, порождая эффект «дымящего» мотора. Спустя некоторое время остатки масла полностью выгорели, а двигатель радовал идеальной работой. Поэтому, изучив заранее все показатели и оценки будущего мотоцикла, можно отыскать весьма неплохой экземпляр по весьма умеренной цене. Конечно, определенный риск существует, но он вполне оправдан благодаря существенному выигрышу в стоимости.
К слову, весьма существенно на цену байка влияет его внешний вид. Даже небольшая поломка, такая как разбитое зеркало заднего вида или указатель поворота, существенно снижает стоимость. При этом на рынке запасных частей представлен огромный спектр неоригинальных аксессуаров, и замена поврежденного элемента обойдется в сущие копейки в сравнении с выгодой при покупке.
Конечно, покупка мотоцикла на аукционе имеет и свои риски. Главный из них, пожалуй, заключается в том, что покупатель не может быть уверен в работоспособности такого важного и дорогостоящего узла, как коробка передач. Связано это с самой методикой экспертной проверки мототехники перед продажей. Дело в том, что эксперты при диагностике не ездят на мотоциклах, а потому и оценки работоспособности КПП попросту не дается. Также технология проверки не позволяет выяснить и возможные проблемы со сцеплением что, в случае покупки, также может повлечь серьезные траты на восстановление. По сути, работоспособность определяется только по звуку силового агрегата, и такая диагностика может таить в себе определенную угрозу для покупателя.
Еще одним немаловажным аспектом при покупке мотоцикла на японском рынке является его транспортировка. Осуществляется она, как уже отмечалось выше, морским путем. При этом перевозимый байк в это время фактически не защищен от воздействия влажного морского воздуха, который обладает высокой активностью по отношению к стальным элементам и контактам электрики, вызывая их коррозию. Также не стоит забывать, что практически все мотоциклы, выпускаемые для японского рынка, ощутимо «задушены» в отношении динамики. Достигаться такой эффект может разными путями – перепрограммированием блока управления или использованием электронного ограничителя скорости. Связано это с особенностями законодательства Страны восходящего солнца, где запрещается эксплуатация транспортных средств, максимальная скорость которых превышает отметку в 180 километров в час. Конечно, умельцы в России, которые могут перепрограммировать блок и вернуть мотоциклу изначальную «прыть», есть, однако стоит заранее озаботиться их поиском.
Существует еще один нюанс, который, по сути, связан не с особенностью аукционов Японии, а классической русской халатностью. Дело в том, что большинство транспортных компаний осуществляет перевозку мототехники в специальной деревянной обрешетке, которая, по идее, должна оберегать мотоцикл в долгом путешествии. На деле же изготовление этой ответственной тары доверяют личностям сомнительного типа, которым, по сути, безразличен итог своей работы. Как следствие – байк может в процессе транспортировки соприкасаться с элементами обрешетки, получив в итоге потертости и иные дефекты. Кроме того, при штабельном складировании мототехники, находящейся в обрешетке, нередки случаи разрушения деревянных конструкций и, как следствие, повреждений отдельно взятых байков. Увы, но доказать, что повреждения были получены в ходе перевозки, крайне сложно, да и само впечатление от удачной покупки может ощутимо пострадать.
Дабы обезопасить себя от подобных неприятных случайностей, будущему покупателю стоит заблаговременно обсудить данные аспекты с брокером. В частности, особое внимание следует уделить ответственности сторон в случае повреждения мотоцикла при его транспортировке покупателю. Как правило, солидные фирмы или отдельные лица, дорожащие своей репутацией на рынке, стараются избегать подобных казусов. Поэтому стоит изначально подыскивать добросовестного посредника.
Возвращаясь к техническим аспектам покупки, следует помнить об особенностях японского менталитета при эксплуатации техники. Как правило, купленные в Японии с аукциона мотоциклы имеют полный комплект ключей, включая сервисные. При этом на рынке нередко встречаются байки с прямоточными глушителями. С вероятностью 99 процентов на них не будет и ограничителей силового агрегата, поскольку, в отличие от компании-производителя, частное лицо имеет полное право на снятие ограничителя.
Однако покупка на аукционе вовсе не означает автоматически самой низкой цены мотоцикла. Нередко уже ввезенные в нашу страну байки предлагаются дешевле, и у многих возникает соблазн избежать лишних хлопот, приобретя «двухколесного друга» на Родине. Однако степень риска при этом может оказаться значительно выше.
Такая ценовая политика на аукционных торгах связана, в первую очередь, с их спецификой. Ежедневно крупный аукцион разыгрывает множество лотов, и цена на них возрастает довольно существенно. Единственным способом сэкономить в данном случае будет покупка мотоцикла с определенными визуальными недостатками. Таким образом, принимать решение о покупке на аукционе имеет смысл только тогда, когда исчерпаны варианты приобретения неплохого байка непосредственно в России. Вопреки расхожему мнению, рынок предлагает достаточно большое количество мотоциклов в неплохом техническом состоянии. Кроме того, всегда можно обратить внимание на предложения в соседних городах. Ведь тогда и покупку, и транспортировку вы можете контролировать лично, а это является существенным преимуществом. Да и определить состояние мотоцикла при личном осмотре гораздо проще. Впрочем, это уже тема для отдельного рассказа.