Найти тему
Капитан A320

Опаздывающий рейс... Часть 1.

Вы любите резервы? Я - да. А поди плохо - ты приезжаешь к назначенному времени в аэропорт, проходишь медицину... но, вместо того чтобы идти на вылет, идешь спать в гостиницу. Даже что-то платят за это. Вот у кого такое счастье есть, когда платят за сон в рабочее время? Пожалуй только у вахтеров и у нас, пилотов (сон в резерве, в гостинице, не в полете!). Но есть и минусы - могут выдернуть в любой момент из уютного номера и вперед. Как повезет - может в Париж, а может и в Магадан (к счастью, мы на А320 из Москвы в Магадан не летаем)... Причем, время нахождения в резерве в продолжительность полетной смены не включается - выдернут тебя за 15 минут до отбытия домой и все, таймер обнуляется, отсчитываем 12 часов заново. А потому что считается, что у тебя был "отдых продолжительностью 11 часов 45 минут в условиях гостиницы".

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но в этот раз все было по другому. Я еще к аэропорту не подъехал, как раздался звонок.

- Капитан, вы где?

- Тута!

- А тута - это тама или здеся? Вы успеваете? Вам придется слетать в Ереван... Как можно скорее!

- Да, хорошо. Я успеваю.

Ага, успеваю я. Вообще-то Ереван - это один из моих самых любимых рейсов и я прекрасно знаю во сколько он... должен был вылететь. Примерно час назад, если что. Вот и думай что хочешь, то ли нужно поспешить, то ли смысла в этом уже нет... К тому же - я то еду, ну так, между нами, отсыпаться в гостиницу. А потому и одет соответственно - в джинсы и толстовку. Форма, разумеется, у меня с собой, но... Это тоже время.

А вообще, в первую очередь нужно выяснить причину задержки. Вот смотрите, если все дело в том, что кто-то из назначенного на рейс экипажа не смог явиться на вылет - значит нужно спешить. Если дело в этом, то как только я заменю того пилота, так сразу все и завертится вокруг нашего рейса и мы улетим с минимальным опозданием. Но вряд ли все так просто! В самом деле - этот рейс должен был давно улететь. А позвонили мне только сейчас. Если бы причиной была неявка экипажа - давным-давно был бы отправлен кто-то из резерва. Значит дело в другом. Вариантов два - или неисправен самолет или нет возможности лететь по погоде. Первый вариант все же давайте откинем - мы в базовом аэропорту. И найти подменный борт, тем более самый массовый у нас в парке А320, большой проблемой не является. К тому же - в этом случае летел бы штатный экипаж. При чем тут я? Не так и далеко от нас эта Армения, пара часов задержки ни на что не влияют, времени (все того же, рабочего) с запасом. Тогда остается погода. И погода эта явно не московская - вон какое солнышко пробивается сквозь облака, это сказка, а не погода. И штиль. Ну вот и ясность появилась. Лезем в инет и смотрим погоду в Ереване:

07012 R27/0800 SHRA

то есть видимость 800 метров и дождик. При этом из-за ветра работает 27-я полоса, не оборудованная точной системой захода на посадку. То есть нас ждет заход по RNP с минимумом горизонтальной видимости 1500 метров (170х1500). И прогноз говорит, что это до обеда минимум. Вот так! Потратил лишних 5 минут сидя в машине, зато точно выяснил, что лишняя спешка ни к чему! А потому сохраняйте спокойствие, уважаемые пассажиры, мы сделаем все что сможем, чтобы вы поскорее оказались в Армении, но вот разогнать тучи или изменить направление ветра (на ВПП 09 ILS cat 2, с минимумом 30х300 метров) у нас не получится.

Поэтому просто ждем. Вообще, ожидание для авиации дело обычное. То ждем погоды, то топлива, то опоздавшего пассажира, то окончания ремонта, то буксировщик, то... Много вариантов. И поверьте мне, уважаемые пассажиры, пока ваше ожидание происходит в здании аэровокзала - это еще ничего. Тут и туалеты есть и кафешки (хоть и дорогущие), а главное - можно пройтись и размяться. Вот вы сидите уже 2 часа и ничего. А в самолете вы бы уже бунтовать начали, проверено. Там тесно, там нельзя гулять, там может быть просто жарко и душно или наоборот - слишком холодно. Вот лично мне несложно дать команду на посадку, но... Поверьте, если вас заставляют ждать в терминале - это для вашего блага. Мы, экипаж, тоже сидим на нервах - у нас, помимо прочего, начало свой бег рабочее время. А нам нужно успеть завершить рейс до его окончания. И да, у нас тоже есть пожилые родственники, за которыми нужен уход, маленькие дети, у которых день рождения и друзья, которым приспичило пожениться именно сегодня... И мы точно так же ждем. И так же устаем от ожидания.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Хотя нет, вру. У нас ожидание более активное.

-Ну что, Костя? Вроде через три-четыре часа должна проходить погода? Вылет?

-Ну да, кэп... Но ровно в это время накроется Сочи. А в Минводах и так беда...

- Махачкала?

- Махачкала подходит.

- Погнали, Кость. У тебя три часа времени уже утекло.

- Кэп, мы решили?

- Да. Все. Решились. 40 минут до старта. Поехали.

И все - поехали. Сейчас должны быть приглашены на посадку пассажиры, подогнаны автобусы, технические службы в который уже раз выдвинуты к самолету. Теперь другая беда - наш рейс имеет низший приоритет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Аэропорт это сложный механизм, живущий в строгом ритме, задаваемом расписанием вылетов. Под это расписание подогнаны и состав смен, и обеденные перерывы работников и даже перекуры. А наш рейс, наш задержавшийся сверх меры на земле рейс, уже давно и безнадежно выпал из этого расписания. И обслуживаться будет по остаточному принципу. Хорошо, если наземники найдут резервы. А если такой рейс не один? А если наш вылет сместился на час пик? Тогда неприятно - опоздание все накапливается и накапливается вместе с раздражением пассажиров. Те рейсы которые должны были вылететь позже уже давно в небе, а мы... Вот уже задержка превысила 2 часа, самые продвинутые пассажиры знают, что им положены бесплатные напитки, вот только... Вот только забеганные представители нашей АК заняты в первую очередь теми рейсами, которые идут по расписанию, а на нас им банально не хватает времени. Да, понятно, что те пассажиры пока еще не так настрадались как вы, но... Если они бросят те рейсы, то количество опаздывающих будет только расти, тут уже даже дополнительных ресурсов не хватит. И знаете что? Я своих пассажиров люблю и, по возможности, холю и лелею. Но в данном случае - лучше посидите-ка вы без этих напитков, если представитель выбивает для вас автобус.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Мы с Костиком и бортпроводниками уже в самолете, а вот вы... А вас пока только приглашают на посадку. Автобусы-то есть, целая стоянка. Да вот водителей не хватает. И так-то их на смене ровно столько, сколько минимально необходимо, а тут еще кто-нибудь приболел и... И когда прибудут на борт пассажиры мы не знаем. Нам, как и вам, только обещают: "Сейчас, сейчас, уже, уже!" А потому мы не знаем когда мы сможем закрыть двери и приступить к запуску. Самолет уже полностью готов, документы тоже - мы готовы лететь. Вот только ни мне ни Косте в Ереван не нужно. А поэтому - опять ждем...

...Продолжение следует...