Есть на севере Вологодской области уникальный дендропарк. По площади он невелик – всего 3,5 га. Но здесь, помимо местных растений, специалисты насчитали 110 видов деревьев и кустарников, привезённых из разных концов нашей огромной страны – с Дальнего Востока и Украины, из Прибалтики и Казахстана, Сибири и Средней Азии, Кавказа.
Растут дубы и сибирские кедры, лиственницы и клёны, пихты… и айва японская (хеномелес), актинидия, китайский лимонник. И много других.
Но всё же уникален парк не столько этим, сколько тем, что создал его один человек – Илларион Иванович Дудоров. В конце 2001 года парк был объявлен особо охраняемой природной территорией (ООПТ), и назван в честь создателя – "Парк Дудорова".
Вот эту давнюю историю и хотелось бы вспомнить.
Как найти Парк Дудорова?
Тут всё несложно. В 220 км на север от Вологды, чуть в стороне от автодороги М 8 Москва – Архангельск на берегу реки Ваги уютно раскинулось село Верховажье, районный центр. А ещё примерно в полусотне километров, уже на берегу Кулоя, притока Ваги, есть "куст" деревень под общим названием "Осташево". Рядом с одной из них, Харитоновской, над небольшой спокойной северной рекой, и расположен парк.
Кстати, рядом и "верховажская Сибирь", о которой я уже писал.
Кто же он, Илларион Дудоров?
3 ноября 1924 года (уже без малого сто лет назад!) в деревне Харитоновской (а по-местному, Павловской) в семье кузнеца Ивана Петровича Дудорова родился младший сын. Нарекли Илларионом, дома звали Ларей.
Ребёнком он был "поздним" (отцу уже за пятьдесят). Благодаря этому получил среднее образование. Для деревенского пацана 30-х годов – почти роскошь.
Старшие братья и сёстры были уже взрослыми, самостоятельными, семейными людьми. Жил поочерёдно то у одного, то у другого. И закончил десятилетку. Год окончания им школы страна, видимо, запомнит на века – шёл 1941-й.
На войну Ларе Дудорову было ещё рановато. Учиться начал раньше одноклассников, и летом ему и семнадцати не исполнилось. Работал мастером в лесхимартели. Среднее образование – не шутка!
Призвали осенью 1942 года. Попал в военное училище. Готовили их, как офицеров – сапёров, и готовили всерьёз.
Но после Сталинградской битвы, когда Красная Армия наступала по всем фронтам, и потребность в сапёрах была велика, выпустили до срока, и рядовыми.
Потом была ещё подготовка в воздушно-десантном корпусе, где предстояло служить. В том числе, и прыжки с парашютом. Лишь летом 1944 года красноармеец Илларион Дудоров попал на Карельский фронт.
Вся его война уложилась в три недели – с 10 июня по 5 июля 1944 года. Но за этот невеликий срок красноармеец был за успешное разминирование представлен к ордену Славы 3-й степени. Впрочем, орден свой Илларион Иванович получит значительно позже.
5 июля 1944 года он был тяжело ранен – перебита нога. Попал в госпиталь, и документы "потерялись". Около года в госпиталях. Несколько операций. Нога стала короче на пять сантиметров. Домой пришёл на костылях, в 1945-м.
Подлечившись, уезжает в Ленинград. Работает на Балтийском заводе, сначала в медно-литейном цеху, потом (после очередной операции) – чертёжником в КБ. Последнее обстоятельство позволило закончить вечерний техникум.
И тут он узнаёт, что можно за три года получить высшее образование и стать инженером! Начало 50-х – время Великих Сталинских строек. Строились ГЭС, прокладывались каналы. Инженеры-гидростроители требовались, "как хлеб".
Гидростроительный факультет Ленинградского политеха производил спецнабор – из выпускников техникумов за два с половиной года предстояло подготовить грамотных инженеров. И подготовили, я думаю.
Один из сокурсников И.И.Дудорова работал главным инженером на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, второй – главным инженером строительства второй очереди Волго-Балта (к счастью, стройка не состоялась).
Илларион Иванович работает на строительстве Куйбышевской ГЭС, Красноярской ГЭС. Позже – в проектном институте. Но, видимо, что-то его в этой жизни не устраивало. В начале 60-х взял да и махнул на родину!
О своём решении он рассказывал так. Купил мотоцикл и в отпуске катался по стране. Весной, где-то под Полтавой, увидел цветущие вишнёвые сады. И захотелось, чтобы и у него был такой сад.
Илларион Иванович покупает в родной деревне небольшой домик – отцовский дом был давно продан. Работает связистом на местном радиоузле. Закладывает сад. Начинает строить дом.
Сад, правда, получался не совсем "вишнёвым", но тоже интересным. Здесь росли яблони и сливы, кусты крыжовника и черноплодной рябины, разнообразные сирени и шиповники. А также дубы, клёны, вязы. Виргинская черёмуха, манчжурский орех, китайский лимонник… Вишня, впрочем, тоже росла и плодоносила.
Рос даже бамбук, привезённый с Дальнего Востока! Вырастал он не выше двух метров, но ведь рос же! Наверно, "самый северный" бамбук в мире…
Конечно, в деревне его считали "чудаком". Поменять престижную работу, Ленинград… на Павловскую? Большинство односельчан мечтали бы переселиться в направлении, прямо противоположном.
В отпусках он много ездит ("катается", как сам говорил). Привозит семена, саженцы. И книги. Много книг – классика, научно-популярные издания, справочники, книги по искусству.
В семидесятых работает уже в колхозе. Бригадиром, льноводом, позже – пастухом. Всегда что-то пытался внедрить новое, особенно в льноводстве. И вряд его вина в том, что "новое" в нашей экономике так и не приживалось…
В 1971 году закончено строительство дома. Он был для деревни совершенно нетипичен. Эдакий "коттедж" на трёх уровнях. Вот он, этот дом (фото начала 2000-х, уже другой хозяин).
В деревне Харитоновской в 2012 г. За деревьями "спрятался" бывший дом И.И.Дудорова.
В доме большая библиотека. И сам хозяин – человек незаурядный, нестандартно мыслящий. Интересно было с ним поговорить на самые разные темы.
С 1947 года вёл дневники. Ежедневно. Интереснейшие записи… (Кое-что слышал – автор зачитывал). Где-то они сейчас? Вроде были в фондах Верховажского краеведческого музея…
В конце семидесятых, после очередной операции – вскрывалась старая рана, выходили осколки – восстановил инвалидность (в 40-х отказался). Вышел на пенсию. Времени на поездки стало больше.
Точно уже не помню, но то ли к 1980-му (на 35-летие Победы), то ли даже к 1985-му году "нашёлся" орден Славы. Но главное дело жизни Иллариона Ивановича ("моя новая игрушка", как он сам говорил) было ещё впереди.
К середине 80-х места в саду у дома уже не осталось. А привезённые некогда из-под Пскова дубы дали богатый урожай желудей. В поисках места под новые посадки Илларион Иванович обратил внимание на Чуглу – песчаный бугор за деревней, над самой рекой, верхушка которого поросла соснами…
Впрочем, продолжение истории будет чуть позже. Длинные статьи утомляют…
Пока же заинтересовавшимся посоветую подписаться на канал. И следить за новостями.
Буду признателен за комментарии, "репосты" в соцсетях и отметки "Нравится"
Ваш Лесной блогер
Статьи "в тему":