На севере Вологодской области есть местность с интересным и загадочным названием – Сибирь. Это "куст" деревень по реке Кулою, притоку Ваги, в юго-восточном "углу" Верховажского района, на границе с Тарногским. Расстояние от районного центра около 50 км.
Происхождение названия достаточно "темно", пока никакого объяснения ему найти не удавалось. Но название вполне официальное. Был Сибирский сельский совет, позже названный "сельским поселением". Был колхоз "Красносибирский". Была Сибирская школа (сперва начальная, затем семилетка, позже восьмилетняя, а в конце 80-х и в 90-х годах имевшая статус неполной средней).
Правда, жители сами себя раньше именовали не "сибиряками", а "сибирянами" (с ударением на втором слоге).
О названии "Сибирь"
Наверняка название "Сибирь" появилось еще в годы заселения этой местности, появления здесь деревень. К сожалению, точных дат у меня нет. Но есть у деревень по Кулою одна очень любопытная особенность.
Большинство из них имеет "двойные" названия: "официальное" (под которым деревня фигурирует на картах и в документах) и "народное" (как ее называли местные жители).
За примерами далеко ходить не надо. Чуть ниже Сибири по Кулою есть "куст" деревень под общим названием Осташево. Они с 50-х годов 20 века входили в тот же Сибирский сельский совет.
Деревня Осташевская состоит из двух частей – Гора и Подгорна. Деревня Харитоновская носит второе название Павловская. Есть еще Паравихи (официально Сафроновская). Была деревня с не менее странным народным названием Табары (Кузнецовская). Бывший центр Кулойско-Покровской волости, а ныне центр Нижнекулойского сельского поселения, деревня Урусовская – вообще-то Костылиха.
Примеров очень много. И так до самых низовий Кулоя, до впадения в Вагу уже в Вельском районе Архангельской области. И лишь деревни, появившиеся позже, не имеют "двойных" названий.
Например, моя родная деревня Матвеевская (из "осташевских") появилась лишь в конце 16 века. И для нее применяли только "просторечные" варианты: Матвеиха, Матвииха.
Расположенные рядом, но существовавшие раньше деревни такие названия имели: Анциферовская – Кувалдина, Мухинская – Конец. На другом берегу реки стояли уже упомянутая Кузнецовская (Табары) и Секушинская (Бор и Погорелка).
Некогда "феномен двойных названий" мы обсуждали с Александром Васильевичем Кузнецовым, известным тотемским учителем, краеведом и крупным специалистом по топонимике области. И пришли к выводу, что связано это с некоторыми историческим особенностями.
Ведь здесь проходила граница между Ростово-Суздальскими владениями, позже ставшими Великим Московским княжеством, и Новгородской землей. Так что народные названия сохранились с новгородских времен. А после присоединения Новгорода к Московскому государству (при Иване III, в 1478-м году) их переименовали.
Как видно, страсть к переименованиям имеет давнюю историю.
Сибирские деревни, за исключением одной, таких "двойных" названий не имели. Лишь находящаяся в стороне, в 5 км от центра, деревня Ряполовская называлась еще Першина, сохранив имя некоего Перши (Перфилия). Но эта деревня все же более тяготела к осташевским.
Собственно Сибирь – это четыре деревни, расположенные настолько близко, что их вполне можно было считать одним населенным пунктом. Это Елисеевская (просторечный вариант Елисеиха), Гнилушская (Гнилуха), Боярская и Ивановская. Две последних только так и именовались.
Чуть в стороне, по дороге на Осташево, стоит деревня Бирючёвская (Биричиха). Примерно в 6 км от Боярской, выше по реке, деревня Студенцово. Еще выше – деревня Оринодоры. Но она, по-моему, исторически к Сибири не относилась. Даже входила некогда не в Кулойско-Покровскую, а в Чушевицкую волость Вельского уезда Вологодской губернии (вместе с Верхней Терменьгой и Кочеваром).
Отсутствие характерных "двойных" названий наверняка говорит именно о более позднем появлении этих деревень (уже в "московские" времена).
В 50-х годах 20 века между Студенцовым и Оринодорами вырос поселок Кулойского лесопункта, получивший имя Рогна, по названию небольшой речки.
Слышал и о том, что недалеко от Студенцова (но на другом берегу реки) в 30-х – 40-х гг. был поселок для "спецпереселенцев". К сожалению, больше никакой информации у меня нет.
Я всегда считал, что заселение Сибири (верховажской) шло с низовий Кулоя, с Ваги. Но усомнился в этом, увидев пару лет назад в соцсетях подборку прекрасных фотографий, сделанных в тарногском Верховье, местности по реке Уфтюге. Сейчас это Тарногский район, а ранее был Тотемский уезд.
Несколько домов в деревне Боярской сохранили особенности народной архитектуры, вовсе не характерные для деревень, расположенных ниже по Кулою. И очень похожие дома я увидел на упомянутых фото!
Все дома состояли из двух половин ("изб"). Часть дома, выходящая фасадом на улицу, называлась "перёд", задняя - "зимовка". Между ними располагалось, под одной крышей с домом, помещение для скота - его называли "двором". Ко "двору" пристраивали хлев, где животные проводили зиму. Ко входу в каждую жилую половину вёл "мост" - проход от крыльца. Из "зимней" половины в "летнюю" можно было пройти также через "поветь" ("повить"), устроенную над "двором".
С большой вероятностью можно утверждать, что заселялась Сибирь именно с Уфтюги, а не с Ваги. Ведь и расстояния здесь не велики. От крайних деревень тарногского Верховья (Игнатовской, Першинской и др.) до Студенцова по прямой километров 10 – 11, а до Боярской – Елисеевской около 15 км. Правда, нужно обходить довольно крупные болота (тарногское Верховье на Уфтюге обозначено мной на карте выше).
Быть может, именно тогда и появилось это несколько странное для Вологодчины название – Сибирь? Ведь переселение русских за Урал, в Сибирь начинается с 16 века. И жители Тотемского уезда достаточно активно в этом переселении участвовали.
А здесь – тоже переселение. Пусть всего лишь с Уфтюги на Кулой.
Допускаю, что название было ироничным, даже самоироничным. Но прижилось!
Существует версия о том, что Сибирью эти места назвали за богатые охотничьи ресурсы (меха пушных зверей). Убедительной она мне не кажется. Не сомневаюсь, что и в 16 – 17 веках пушного зверя здесь было немало. Но не бедными были и другие регионы. И даже соседние "кусты" деревень! Их почему-то "Сибирью" за это никто не назвал…
Был лес, дававший не только пушнину, но и мясо, а также ягоды и грибы. Были болота, где летом собирали (и собирают) морошку, а осенью клюкву.
Была богатая рыбой река. Даже сейчас Кулой считается рекой "рыбной", сюда ездят рыболовы из Верховажья, Вельска. Просто приезжают порыбачить! Понятно, что лет так 400 назад рыбы было побольше, чем нынче. По одной из версий (А. В. Кузнецов), название реки происходит от лопарского (саамского) слова "кулл" - "рыба". Т.е., Кулой – "рыбная река".
Но и пушнины, и рыбы, и клюквы с морошкой три – четыре века назад было не меньше (и даже больше) и на Ваге, на Двине, на Вятке, в землях пермяков. Но Сибирь появилась только здесь, на Кулое…
Как выглядит, жила и живёт вологодская Сибирь?
Верховажская Сибирь – это великолепные пейзажи! Если Студенцово, Оринодоры и расположенный между ними поселок Рогна разместились возле самой реки – речная долина в этих местах без крутых и высоких склонов, то ниже по течению картина меняется.
Кулой пересекает здесь участок довольно плоской, слабо волнистой равнины, сложенной суглинками. В этом своеобразном "плато" река прорезала себе не слишком широкую, но глубокую долину. Деревни Боярская, Елисеевская стоят на самом ее краю. Они выше реки метров на двадцать - тридцать.
Сразу за домами начинаются косогоры. Левый склон, вдоль которого эти деревни и протянулись, наиболее крут. Правый склон речной долины здесь гораздо положе, он был занят полями. Речные долины Кулоя и его притоков Солицы, Межницы – самые заметные здесь формы рельефа.
За деревней Боярской, над самой рекой есть живописный уголок, который называют "Часовенкой". Здесь, возле прежней дороги на Студенцово, действительно стояла деревянная часовня. Она обветшала, и где-то в 70-х часовню разобрали.
Место под названием Часовенка осталось любимым местом летних посиделок боярчан и приехавших к ним гостей. На Троицу сюда выходили все: местные жители, прибывшие к ним из городов дети и внуки. Именно здесь, невзирая на погоду, начинали праздновать. Лишь потом все плавно перемещались в дома, собираясь уже просто большими компаниями.
Около 2015 г. на Часовенке построили… нет, не часовню, всего лишь беседку. Но крышу у беседки сделали шатровой, потому издали она действительно напоминает часовенку.
Деревня Гнилушская (Гнилуха), "благозвучия" ради на картах и в документах именуемая Гнилужской, тоже стояла рядом. Но река, петляя, от нее "уходит" в сторону. Точно так же поступает она и с деревней Бирючёвской (Биричихой): подходит ближе к первым домам, потом делает довольно значительную петлю, и приближается уже лишь к последним в деревне домам.
Ивановская построилась в сторонке. Хотя её от Елисеевской отделяет всего лишь ручей, протекающий в неглубокой ложбинке. А Ряполовская – Першина, мало того, что имеет второе, более древнее название, так и расположена не на левом, а на правом берегу Кулоя. Ряполовская выше уровня реки на 25 – 30 метров.
Было еще несколько деревень, исчезнувших с карты и исключенных из числа населенных пунктов достаточно давно. Это Елисеевская Выставка, небольшая деревня, стоявшая на берегу речки Солицы – левого притока Кулоя. "Выставка" – потому, что ее первопоселенцы "выставились" (перебрались сюда) из Елисеевской.
На правом берегу Кулоя было три деревни: Быстрая, Крутая и Уплавная. Все они находились выше деревни Боярской по реке. Из них лишь Крутая находилась недалеко от русла Кулоя. От Уплавной до реки было около километра, а от Быстрой – около двух километров.
В конце 80-х – начале 90-х гг. в бывшей деревне Быстрой еще стояла почти развалившаяся изба без крыши. А на входе в деревню была видна великолепная березовая аллея. Ее облик явно говорил о том, что березы не выросли сами по себе, а посажены человеком. Возможно, березы сажались перед домами, исчезнувшими к тому времени навсегда. И "аллея" – это бывшая деревенская улица. Но ощущение было именно таким: идешь по аллее! В двух других деревнях не сохранилось и этого.
В те годы вокруг еще были обрабатываемые поля. Сейчас, через три десятка лет, эти поля уже заросли лесом.
А ведь до 50-х годов эти три деревни (Быстрая, Крутая и Уплавная) составляли отдельный колхоз "Прожектор"!
О колхозе "Красносибирский" и Сибирской школе
Самый крупный колхоз объединял центральные деревни: Елисеевскую, Боярскую, Ивановскую, Гнилушскую и Елисеевскую Выставку. Сначала он назывался "имени Косарева" (в честь "вождя" комсомола, первого секретаря ЦК ВЛКСМ А.В.Косарева). А с 1939 г. получил название "Красносибирский". И "революционно", и с "вождями" не связано!
Деревни Ряполовская и Бирючёвская составляли колхоз имени Сталина. В Оринодорах колхоз назывался "Красный партизан", а на Студенцове – "Ударник". Впрочем, в 1951 г. "Ударник" присоединили в "Красному партизану", но через четыре года вновь разукрупнили, но уже на "Красный партизан" и "Зарю".
В то же время в 1951 г. объединили "Красносибирский" и "Прожектор", в 1959 г. к ним присоединился колхоз имени Сталина, а в 1960 г. – "Красный партизан" и "Заря". Объединенный колхоз назывался "Красносибирским" вплоть до начала 90-х гг. После чего очень недолго существовало ТОО "Сибирь".
Земельные угодья в этих местах не так уж и велики. Достаточно глянуть на карту, чтобы убедиться – крайне редко границы полей были удалены от реки на пару километров. А дальше – лес с преобладанием заболоченных участков, болота.
Особенного природного почвенного плодородия от этих земель тоже не приходилось ожидать. Сами поля были разработаны тяжелым трудом первопоселенцев этих мест и их потомков. Вырубали лес, вырубленные участки сначала выжигали (поджигали подсохшие стволы и ветви, сложенные в валы; "перекатывали" эти горящие валы по вырубке. Адов труд!).
Еще не выкорчёвывая пней, рыхлили землю сохой и засеивали. Через год – два корчевали пни.
Никакое земледелие на Севере невозможно без скота. Коров держали даже не столько ради молока, сколько ради навоза.
И труд многих поколений дал результат. Уже в начале 20 века Сибирь начинает выделяться высокими для этих мест и условий урожаями зерновых! И в 20-х гг., и в 30-х – 50-х, даже в 60-х тенденция эта сохраняется! Говорили даже, что в 40-х – 50-х Сибирь могла бы прокормить рожью и пшеницей весь Верховажский район.
И это – даже в тяжкие военные и послевоенные годы. За годы войны было призвано 317 мужчин, из не вернулось 150 человек. В деревнях оставались женщины, старики, дети и подростки. Да еще вернувшиеся увечные солдаты.
Тем не менее, жившие впроголодь старики, женщины и подростки удобряли поля, пахали, сеяли, жали. Кормили хлебом армию и страну. Медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны" по Сибирскому сельсовету награждено 246 человек.
Не стоит, впрочем, думать, что только тяжкий труд с малолетства был уделом местных ребятишек! А ведь именно это часто можно прочесть ныне в постах иных "недомысликов" в Интернете.
Ещё в военные годы, в 1943-м году, Сибирская начальная школа становится семилетней! Стране нужны были образованные люди. Это сейчас они не нужны…
Правда, после войны школа на несколько лет почему-то снова стала начальной. Но уже с 1949 года в Сибири вновь семилетка. Построили новое школьное здание. Позже школа преобразована в восьмилетнюю. В начале 90-х ее назвали "неполной средней", потом "основной общеобразовательной".
В годы войны и первые послевоенные годы председателем колхоза "Красносибирский" был Илларион Януарьевич Макаровский.
Колхоз "Красносибирский" в эти годы на подъеме. Председателем становится фронтовик Александр Илларионович Брагин. Через много лет приходилось слышать об этом человеке только хорошее. Хотя понимаю, что не был он никаким "добрячком" – хороших руководителей из таких не получается.
Выращивают рожь и пшеницу, овес, лен, картофель. В "Красносибирском" – самые "весомые" выплаты на трудодень в районе!
Развивается животноводство. Увеличивают поголовье молочного скота. Много лошадей – основной тягловой силы. Есть свинарник.
В начале 50-х в колхозе появляются первые тракторы.
Тогда же, в начале 50-х, строят гидроэлектростанцию – первую в районе! Пусть всего на несколько часов, но в домах появляется электрический свет.
Как я понимаю, уже с конца 60-х годов всё острее встает проблема с дорогами. Техники становится больше: тракторы, автомашины. Те дороги, что неплохо служили для лошадей, для техники в теплое время года становятся непроезжими. Трудно и попасть при необходимости в райцентр, до которого 50 км.
Хорошо еще, Верховажский леспромхоз построил приемлемую грунтовую дорогу в поселок Рогна. Но до нее приходится добираться около 5 км – преимущественно по гатям (леса здесь заболоченные).
В 70-х молоко из Сибири на небольшой маслозавод в Осташеве доставляют во флягах исключительно на гусеничных тракторах. Впрочем, в самом Осташеве (колхоз "Память Ленина") молоко с большинства ферм собирают точно так же.
В начале 70-х все населенные пункты Верховажского района подключены к Единой энергосистеме. Электроэнергия уже подается круглосуточно. На фермах появляются электрические доильные установки, транспортеры.
В домах колхозников уже есть и первые телевизоры (пусть черно-белые и всего с одной программой). Появляются холодильники, стиральные машины.
Наконец в начале 80-х "доходят руки" и до дорог! Строится дорога от Сибири до уже существующей дороги из Нижне-Кулоя до Верховажья. Дорога грунтовая, не без проблем, особенно весной и осенью. Но это уже дорога! В 90-х даже пустили рейсовый автобус до Верховажья.
В первой половине в Сибири построили: коровник на 200 голов, телятник на 175 телят, кормоцех, пробурили скважину и сделали водонапорную башню возле животноводческого комплекса. В эти же годы построены зерноток, зерносклад на 1000 тонн, склад минеральных удобрений. Сданы 22 квартиры для колхозников в двух- и одноквартирных деревянных домах. Запущена новая АТС.
С 1985 по 1989-й год построены свинарник на 100 голов, гараж и мастерская для ремонта техники, детский сад на 50 ребятишек. Построено новое здание школы (проект на 109 учащихся).
Новое здание школы было деревянным. Но очень теплым и светлым! В любые морозы, при любом сильном холодном ветре температура в классах никогда не опускалась ниже 20 – 22 градусов. А после проверки освещенности специалист санэпиднадзора сказала: "В районе только две школы, где освещение соответствует норме – Верховажская средняя и ваша".
К этому нужно добавить хороший интерьер и в классах, и в коридорах. И учиться, и работать в таких условиях было просто уютно!
В школе сложился прекрасный педагогический коллектив. Здесь работали люди, знающие и любящие свое дело, умеющие работать с детьми. Увы, ныне это становится редкостью…
Невелико было число учеников в сельской школе. В первой половине 90-х – всего 45 учащихся. Но в те годы были еще в области школы, где учились и всего по 20 ребят. Главное – тогда они еще были… В 91-м в первый класс приняли 11 школьников.
Казалось бы – у верховажской Сибири есть будущее, пусть и непростое. Но уже в результате непродуманных (или, скорей, хорошо продуманных) "реформ" рушилась страна. Под лозунгом "Нас прокормит фермер!" ликвидировали собственное сельское хозяйство. Фермер какой страны имелся в виду? Картошка из Польши… "Ножки Буша"…
Колхоз "Красносибирский" быстренько "реорганизовали в ТОО "Сибирь". Пройдет несколько лет, и обанкроченное ТОО закроют. Совсем.
Лишившиеся работы люди в трудоспособном возрасте уезжали. В деревнях оставались в основном пенсионеры.
По итогам Всероссийской переписи 2010 г. в Сибирском сельском поселении проживало 493 человека. Большинство – в поселке Рогна. В деревнях же, ранее составлявших два колхоза – "Красносибирский" и "Память Ленина" – часто оставалось по 2 – 3 жителя. А некоторые из них оживали лишь весной, с приездом "дачников".
Сибирскую школу "реорганизовали" в начальную. Это произошло в 2009 г. В здание, где теперь училось всего несколько ребятишек, переместилась местная администрация. Сюда же перевели медпункт и библиотеку. Нескольких школьников более старшего возраста стали ежедневно возить в Нижне-Кулое, за 25 км.
Люди продолжали уезжать, и в 2014 г. окончательно "оптимизировали" и начальную школу. Теперь дети в сибирских деревнях появляются только в гости к бабушкам и дедушкам.
В апреле 2017 г. прекратило существование и Сибирское сельское поселение – его присоединили к Коленгскому СП. Расстояние от деревни Елисеевской до деревни Ногинской около 40 км (до райцентра, напомню, 50 – но в другую сторону). А от поселка Рогна теперь до центра СП уже больше 100 км – через райцентр!
Правда, из штата СП в Сибири еще работает землеустроитель, "выполняющая некоторые другие просьбы жителей" (по оформлению документов).
Библиотеку тоже "реорганизовали" – сначала сохранялась передвижка, чтобы гостящим на каникулах школьникам можно было прочесть заданную в школе литературу. Но с прошлого года библиотекарь Нина Валентиновна Могутова работает два дня в неделю.
Опустевшие деревни, зарастающие лесом поля… К сожалению, такова нынешняя Сибирь на Вологодчине.
Ваш Лесной блогер
Чтобы видеть нынче публикации канала в ленте Дзена, нужно на него подписаться. Автор будет также признателен за комментарии, отметки "Нравится".
Статьи "в тему":