Сейчас же «Иваном, не помнящим родства» называют человека беспринципного, неблагодарного — кто забыл свои корни, не чтит родные традиции, историю, предков, утратил веру и личные убеждения.
*
Читаю книгу принца Генри "Запасной".
Вот уж точно Иван-родства не помнящий.
Сцена урока истории в Итоне.
Учитель истории мистер Хьюз-Геймс с почтением относился ко всем членам королевской семьи впоть до XI века. Фотографии действующих членов королевской семьи в серебряных рамках стояли на его столе, что было одной из причин, по которой многие мальчики считали мистера Хьюз-Геймса немного эксцентричным. Поэтому для меня стало настоящим шоком, когда я понял., что мистер Хьюз-Геймс считает меня странным человеком.
-Что может быть более странным, сказал он мне однажды, чем британский принц, не знающий британскую историю?
Я не могу этого понять, Уэльс. Мы говорим о ваших кровных родственниках — неужели это ничего для вас не значит?
-Меньше, чем ничего, сэр.
Дело было не только в том, что я ничего не знал об истории своей семьи: я ничего нехотел знать. Мне нравилась британская история в теории. Я нашел некоторые моменты интригующими. Я знал кое—что о подписании Великой хартии вольностей, например, в июне 1215 года, в Раннимид — но это потому, что однажды я мельком увидел место, где это произошло, из окна папиной машины
. Прямо у реки. Выглядело прекрасно. Идеальное место, чтобы установить мир, подумал я. Но микро-подробности о нормандском завоевании? Или. все тонкости ссоры между Генрихом VIII и Папой римским? Или различия. между Первым и Вторым крестовыми походами?
Все это пришло в голову однажды, когда мистер Хьюз-Геймс говорил о Чарльз Эдвард Стюарт, или Карл III, как он думал о себе. Претендент на. трон.
У мистера Хьюз-Геймса было твердое мнение об этом парне. Пока он делился им с нами, в горячечном гневе я уставился на свой карандаш и попытался не заснуть.
Внезапно мистер Хьюз-Геймс остановился и задал вопрос о Чарльзе.
Ответ был очевиден, если вы прочитали урок о нем, его биографию. Никто этого не сделал.
-Уэльс — вы должны это знать.!
-Почему я должен?
-Потому что это твоя семья!
Смех.
Я опустил голову. Другие мальчики, конечно, знали, что я королевской крови. Если бы они забылина полсекунды, мой вездесущий телохранитель (вооруженный) и полицейскиев форме, разбросанные по территории, были бы более чем счастливы напомнить им. Но нужно ли было
мистеру Хьюз-Геймсу кричать об этом с крыш? Нужно ли ему было использовать это многозначное слово — семья?
Моя семья объявила меня ничтожеством. Запасной. Я не жаловался на это, но мне тоже не нужно было зацикливаться на этом. На мой взгляд, гораздо лучше. не думать о некоторых фактах, таких как основное правило для королевских путешествий: папа и Уильям никогда не мог лететь вместе одним рейсом, потому что не должно быть никаких. шансов на то, что первый и второй в очереди на трон будут уничтожены. Но никому. не было дела до того, с кем я путешествовал; запасной всегда можно было сэкономить.
Я знал это, знал свое место, так зачем же из кожи вон лезть, чтобы изучить это? Зачем запоминать названия. прошлых запасных частей? Какой в этом был смысл? Более того, зачем прослеживать мое генеалогическое древо, когда все нити вели к одной и той же отрубленной ветви — Мамочка?
После урока я подошел к столу мистера Хьюз-Геймса и попросил его, пожалуйста, остановиться.
-Остановить что, Уэльс?
- Вы ставите меня в неловкое положение, сэр.
Его брови взлетели до линии волос, как у испуганных птиц.
Я утверждал, что было бы жестоко выделять любого другого мальчика так, как он выделил меня, задавать любому другому студенту в Ладгроуве такие острые вопросы о его пра-пра-пра-как-его-там.
Мистер Хьюз-Геймс хмыкнул и шмыгнул носом. Он переступил черту, он знал это.Но он был упрям.
-Это хорошо для тебя, Уэльс. Чем больше я буду взывать к тебе, тем больше ты узнаешь.
Однако несколько дней спустя, в начале урока, мистер Хьюз-Геймс предложил. мир в стиле Великой Хартии вольностей. Он подарил мне одну из тех деревянных линеек, на обеих сторонах которых выгравированы имена всех британских монархов, начиная с Гарольда в 1066 году. (Линейки, понял?) Королевская линия, дюйм за дюймом, вплоть до бабушки. Он сказал, что я могу держать это у себя на столе, обращаться к нему по мере необходимости.
Черт возьми, сказал я. Спасибо.
* *
Усвоив этот урок, Гарри, как ты будешь относиться к своим детям? Ненужные запчасти тупиковой обрубленой ветви?
А кем они должны быть, если ты ощущаешь так себя по отношению к БКС? От осинки не родятся апельсинки.
Где тебе взять любовь, если ты, сам себя назначив жертвой, отвергаешь ее с детства?