Существует два состояния:
Состояние в минусе, состояние в плюсе.
Это ещё можно обозначить как эго-состояния критикующего/гиперопекающего родителя(-), забитого или бунтующего дитя(-) и состояние структурирующего и заботливого родителя(+), свободного и уважающего дитя(+).
Я ещё называю это: находиться во сне или осознавать себя во сне наяву Всё в жизни подчиняется тому, в каком состоянии вы пребываете.
Ваши состояния рождаются в следствии мыслей, которые прокручиваются в голове. То есть, имея привычку обращать внимание на свои мысли, регулировать их качество и ход, протаптывается тропинка в то, чтобы жить свою жизнь в состоянии плюса, извлекая максимум приятного, полезного и интересного в происходящем вокруг вас.
Разберёмся в состояниях поближе:
Минусовые состояния
Критикующий родитель - это внутренняя фигура, которая обесценивает ваши достижения, занижает вашу самоценность и мешает самоидентификации. В этом состоянии хочется наезжать на другого человека, испытывать раздражение, гнев.
В треугольнике Карпмана это описывается ещё ролью преследователя Противоядие: выходить из позиции "я плюс, а ты минус", регистрировать своё состояние с помощью возникающих эмоций и находить созидательный выход(например, писать статьи, заниматься спортом или вкладывать ресурс в развитие своего дела).
Гиперопекающий родитель: состояние, в котором хочется спасать всех, кроме себя, когда человеку хорошо, если у другого плохо и нужно обязательно предлагать решения, находить методы воздействия и решать чужие дела, совать нос в чужой процесс. Привычные эмоции в этом состоянии: пассивная агрессия, обида, так как непрошенное спасение - обычно процесс неблагодарный.
В треугольнике Карпмана это описывается, как роль спасателя Противоядие: обращать внимание каждый раз на те моменты, когда хочется кого-то поучить без спроса или влезть в чужую проблему. Учитесь задавать открытые вопросы и помните о том, что в большинстве случаев, если человек открывает рот, чтобы пожаловаться, то его цель - жаловаться. Если через жалобу человек оставляет поле подразумеваемого соглашения о том, чтобы вы решали его проблему, то нужно находиться в чётком знании, что каждый в силах справиться с тем, что выбрал в качестве проживаемой реальности и здесь остаётся лишь сказать:
- я верю и знаю, что ты способен справиться со всем самостоятельно. Не отбирайте у людей возможность вырастать и жить в опоре на себя. Бунтующее дитя и загнанное дитя: В первом состоянии возникает желание ставить себя под удар, во втором - уничтожать собственные шансы на успех, быть в позиции я - минус, а ты плюс.
Это состояние жертвы Противоядие: завести привычку каждый день хвалить себя за что-то, абсолютно не важно на сколько "велик" ваш труд, важно, чтобы это было ежедневно. Почистить зубы, заправить постель и приготовить себе завтрак - уже достойно того, чтобы быть в списке ваших благодарностей самому себе.
Масштаб вторичен, привычка первична.
Состояния в плюсе:
Структурирующий и заботливый родитель
В этом состоянии человек воспринимает себя в + и другого человека в +. То есть нет цели создавать условия для того, чтобы испытывать разочарование, гнев, раздражения, нет желания вести себя пассивно-агрессивно или самоутверждаться за чужой счёт. Структурирующий и заботливый родитель вызывает желание следовать за ним, так как в этом состоянии человек способен формировать выраженные соглашения, видеть другого способным справляться с собственной жизнью, стремится к синергии и взаимному усилению друг-друга.
Уважающее и свободное дитя
Состояние, в котором человек находит в себе способность с уважением относиться к существующим порядкам и правилам, соблюдает границы, как свои, так и чужие, умеет говорить "нет", разрешает себе мечтать и проявлять любознательность в отношении мира. Совокупность этих состояний можно сконвертировать в позицию Взрослого, о котором идёт речь в транзактном анализе. То есть, когда человек перестаёт бегать по треугольнику Карпмана, воспроизводя условия для того, чтобы проживать привычные чувства и эмоции, отпадает необходимость проявляться в качестве Жертвы, Спасателя или Преследователя. Появляется пространство для того, чтобы осознавать и выбирать желанные чувства и эмоции, делая их следствием, а себя - причиной.
В точке, где соединяются способность регулировать своё психоэмоциональное состояние с решимостью позволять себе проживать весь спектр эмоций, начинается рай.