Найти в Дзене
дневник ролевика

Сколько идет сурков на фунт пороху?

Отвлечемся пока от боевого оружия, поговорим немного... Об охоте. В основном с экономической и организационной точки зрения - о промысловой охоте, которая ранее была в разных частях России важной частью народной экономики. Да и сейчас еще не вполне увяла, например, в Сибири... Попалась мне тут любопытная информация о промысловой охоте на сурка (байбака, бабака) в южных землях Российской империи - в Малороссии, на Дону, под Воронежем и т.п. Данные на 1878 год. Охота на сурка велась ради жира и шкурки, и имела прямо-таки промышленные масштабы. Вплоть до того, что в источнике того времени употребляется выражение "снять степь". Владельцы участков степи, где в должно изобилии водились сурки, сдавали ее в аренду. Одна "степь" - это где-то 15 000 десятин земли (хотя очень приблизительно). Стоимость этого участка на промысловый сезон в 60-70-х годах XIX века - именно под добычу сурка - стоила от 25 до 75 рублей на промысловый сезон (с конца мая по начало сентября). Впрочем, особенно "сурковые"

Отвлечемся пока от боевого оружия, поговорим немного... Об охоте. В основном с экономической и организационной точки зрения - о промысловой охоте, которая ранее была в разных частях России важной частью народной экономики. Да и сейчас еще не вполне увяла, например, в Сибири...

Попалась мне тут любопытная информация о промысловой охоте на сурка (байбака, бабака) в южных землях Российской империи - в Малороссии, на Дону, под Воронежем и т.п. Данные на 1878 год.

Охота на сурка велась ради жира и шкурки, и имела прямо-таки промышленные масштабы. Вплоть до того, что в источнике того времени употребляется выражение "снять степь".

Владельцы участков степи, где в должно изобилии водились сурки, сдавали ее в аренду. Одна "степь" - это где-то 15 000 десятин земли (хотя очень приблизительно). Стоимость этого участка на промысловый сезон в 60-70-х годах XIX века - именно под добычу сурка - стоила от 25 до 75 рублей на промысловый сезон (с конца мая по начало сентября). Впрочем, особенно "сурковые" степи стоили значительно дороже; цена хозяевами повышалась также, если степь снимала не самостоятельная артель, а предприниматель-промышленник, присылавший на добычу своих людей. В конце 1870-х некоторые участки сдавались по 800-900 рублей. Но это - без ограничения числа стрелков.

Цена ведь зависела еще и от количества винтовок в промысловом отряде. Обычно их было от 4 до 8, редко - до 10.

Владельцы участков следили за тем, чтобы популяции сурков имели шанс восстановиться. Если "степь" сдавалась на целое лето, то после 3 года отводилось суркам на восстановление численности.

Кстати, что интересно:

...По примечанию к 545-й статье XII тома Свода законов сурок причислен к числу хищных зверей, то есть таких, охота на которых не запрещается ни в какое время.
А уж лют-то...
А уж лют-то...

Охотники били зверя с близкой дистанции - 10-15 саженей (примерно д0 30 метров). Использовались специальные передвижные тележки-укрытия:

...Залегают они за тележкой следующего устройства: на оси, в которую вделаны две палки, как оглобли, надеты два небольших колеса; на оси наверчены дырочки для втыкания бурьяна. Оси смазаны жиром.
Стрелок, когда нужно, ползет на коленях, толкая перед собой тележку, обтыканную бурьяном, и так подползает к зверю. На залежке тележка закрывает охотника, когда ему нужно зарядить ружье.

Подползали к зверю, естественно, только так, чтоб ветер был от сурка.

Честно говоря, мне самому удивителен такой способ охоты, но за что купил, за то продаю...)

Стреляли из малокалиберных винтовок, и исключительно в голову - чтобы не портить шкуру, и чтоб подранок не смог забиться в нору.

...Промышленники стреляют очень метко, но всегда с подсошек. Так, например, я дал однажды знакомому промышленнику два фунта пороху; когда он расстрелял его, то вновь пришел ко мне и с соболезнованием говорил, что «выстрелов 13-15 прокинул». Это из двух фунтов! Из фунта пороха винтовочных заряов выходит не менее 140, а если стреляют на близкое расстояние, то и того больше; следовательно, из двух фунтов зарядов будет 280: из такого количества удачных выстрелов 15 промахов составляют процент совершенно ничтожный.

Один сурок по себестоимости своей добычи обходился хозяину артели в 10-15 копеек. Один пуд сурочьего жира стоил в разные годы от 3 до 7 рублей, шкурки - 30 рублей сотня.

При этом хороший стрелок в удачном месте мог за сезон набить 1000-1500 байбаков. "Нормой" для новичка считалось 500 штук. Доход хорошего стрелка (при удаче) за сезон составлял 100-150 рублей. Сколько конкретно кто настрелял, не высчитывалось, если было известно, что стрелки все примерно равные, но мазил не держали.

В каждой артели обычно был человек, умеющих в походных условиях производить мелкий ремонт винтовок. Ему платили несколько больше. Обычному охотнику - по 10-12 копеек за штуку, охотнику-слесарю - по 16.

Доход владельца артели в удачный год составлял сверх вложенных в дело 2-2,5 тысячи рублей (аренда степи, организация дела, плата охотникам и подсобным рабочим, их питание и т.п.) - около 1000 рублей "чистыми". Порох, капсюли и вообще боеприпасы при этом он охотникам не выдавал, а продавал.

Считалось, что на фунт пороха идет примерно штук сто байбаков...)

Познанский Б. С., "Сурковый промысел и воронцовские винтовки".