Пошли разговоры о том, что призывным возраст с 21 до 30 лет могут сделать уже в наступившем году.
Интересно, как это повлияет на одну из самых острых проблем в профессиональном образовании. Ни для кого не секрет, что есть довольно существенная доля юношей, которые стремятся поступить в колледжи и вузы сразу после окончания средней школы только для того, чтобы не пойти сразу в армию. Причем, их удельный вес больше там, где, как они считают, и учиться проще, и поступить легче - в гуманитарных науках. Все бы ничего, но эта часть молодежи профессионально не мотивирована должным образом, чаще всего не предполагает работать по специальности по окончании, но при этом нередко занимает бюджетные места.
Проблема в том, что профессиональная мотивированность, то есть стремление посвятить себя определенной профессии - абсолютно необходимое условие для подготовки настоящего профессионала. Из двух первокурсников более ценен не тот, кто имеет больше баллов по ЕГЭ и развит всесторонне, но при этом безразличен и к вузу, и к направлению; а тот, кто пусть пока имеет и более слабый багаж знаний, но со школьных времен знает, кем бы он хотел стать.
В сегодняшних учебных планах до половины часов приходится на самостоятельную работу студента, а порой даже и больше; причем эффективной эта часть учебы может быть только в том, случае, если студент сам (понимаете, САМ!) стремится эту работу выполнять, и она ему интересна.
Советская высшая школа опиралась на всесторонне развитую систему профессиональной ориентации, а вступительные экзамены прежде всего учитывали желание абитуриента стать профильным профессионалом. Те, кто поступал в вузы в советское еще время, хорошо это помнят.
Современная школа в лучшем случае нацеливает на успешную сдачу ЕГЭ, а возможность подавать заявление сразу по десятку направлений в разных вузах губительно для профессионального самоопределения – абитуриент становится студентом, так и не решив до конца кем он хочется стать. Исследования показывают, что до 40% студентов-первокурсников профессионально слабо ориентированы, и трудно сказать, какая часть юношей при этом в данном вузе находятся только для того, чтобы не попасть в призыв.
Если призывать начнут с 21 года, вчерашние школьники именно по этой причине в вузы не пойдут, потому что до исполнения 21 года их и так в армию не возьмут. Выгоднее будет поступать по достижении 20 лет, а за три года мало ли что изменится.
Конечно, в целом проблему слабой профессиональной мотивированности студентов это не решит, но интересно будет посмотреть, как изменение сроков призыва на нее повлияет.